Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 13 из 24)

Воля личности имеет двойственную детерминацию – внешнюю и

внутреннюю. С одной стороны, воля и процесс ее осуществления – воление, обусловлены социальными закономерностями, которые вооружают индивида целями, стремлениями – это объективная сторона воли. Тогда деятельность нервной системы. «энергия практического действия, эмоциональность должны рассматриваться как субъективная сторона воли» (См.:40, с. 168). Эмоции, таким образом, выступают в качестве «внутренней» детерминанты воли. Ни одна человеческая деятельность не протекает без эмоциональной окраски. Эмоции могут как тормозить действие воли, так и способствовать ее осуществлению. Без эмоциональной окраски знания никогда не станут составляющей внутреннего мира личности, ее убеждениями, а, потому, не смогут выступать в качестве импульсов волевого поведения. Волевое регулирование выбора также эмоционально окрашено. По мнению Г.Х. Шингарова, эмоции непосредственно влияют на человеческую активность, так как соединяют познавательную и волевую деятельность (См.:149, с. 186). Гипостазирование же эмоционально – мотивационной сферы личности в западной психологии и философии привело к постановке вопроса: «А был ли мальчик?» применительно к проблеме воли (См.: 157,

т. 2, с. 135–147). Воля, следовательно, при выполнении ею своей исполнительской роли, функции разрешения противоречий деятельности, всегда опосредуется не только целями, но и эмоциями, без которых воля не могла бы осуществить субъективные намерения личности. Однако, несмотря на тесную взаимосвязь воли, мышления и эмоций и их единство, в рамках этого единства существуют различия. И воля, и мышление, и эмоции – необходимые стороны духовного мира личности, составляющие ее

деятельности, все они отражают внешний мир. Но если мышление и эмоции преобразуют «…объекты внешнего мира в образы идеально – субъективного порядка, то есть сосредотачивают в себе все, что идет от объекта к субъекту.» (См.:104, с. 76), то воля, как уже неоднократно подчеркивалось ранее, являет собой механизм, направленный на преобразование идеальных целей, побуждений личности в объекты внешнего мира, практически осуществляющий задуманное. Специфика воли как составляющей духовного мира личности в отражении действительности заключается, следовательно, в том, что это отражение включает в себя активно – деятельное, практически ориентированное, ценностное отношение субъекта – личности к объекту, направлено на преобразование объекта в соответствии с поставленными человеком целями. Воля выступает как своего рода организованность, алгоритм деятельности, способность действовать неотвратимо. Как

субъективно – исполнительская составляющая деятельности, воля в одном из своих аспектов может быть понята как «сплав разума и чувств, практическое

воплощение первых двух сфер», «…механизм перевода идеальных состояний духовного мира в действие» (См.:123, с. 58, 153), как сила, осуществляющая намерение и проявляющаяся в единстве мысли и чувства, ориентированных на свою объективацию в действие (См.:104, с. 137).

Роль и значение воли в жизнедеятельности личности особенно наглядно можно продемонстрировать на примерах психических заболеваний, приводящих к нарушению волевой компоненты личности. Человек, лишенный воли, никогда не станет личностью, останется

биологическим существом, лишен возможности осуществить

целенаправленную активность. Примером распада личности может служить патологическое безволие – абулия. При этом заболевании человек способен выполнять лишь простейшие действия (по типу безусловного рефлекса). Человек в состоянии выполнять только импульсивную активность, связанную с потребностями настоящего. В этом случае его деятельность

внешне похожа на волевую активность здорового человека.

Экспериментально установлено, что волевые качества умственно отсталых людей исчезают «как только им предлагается выполнять действия, не связанные с насущной потребностью, с изменением смысла деятельности» (См.:46, с. 53). Воля же поднимает человека над потребностями настоящего, реализует его устремленность в будущее, переводит в мир объективного бытия субъективные намерения и цели человека.

Воля особенно необходима там, где происходит борьба мотивов, а, так как в каждый момент своей жизни человек встречается с множеством возможностей выбора, то воля выступает в известном смысле, по меткому выражению, как «борьба с борьбой мотивов» (См.:16, с. 140). В актах выбора

воля ярко проявляется как разрешающий момент противоречий деятельности. При этом речь конечно должна идти о нравственно

воспитанной воле. Ибо тогда выбор ценен, и тогда он свидетельствует о степени развитости личности и всех ее качеств, когда предметом его оказываются, общественно значимые цели, ценности, деятельность. Осуществляя свою волю, индивид, вместе с тем осуществляет себя как личность, ярко выражает свое «Я». О.Н. Крутова определяя сферу личности вообще полагает ее как сферу «…возможности осуществлять свою волю» (См.:63, с. 84), то есть воле отводится большая роль в становлении личности, ее практическом самоопределении в мире. В качестве субъекта воли человек может свободно распоряжаться своими потребностями, сдерживать одни и осуществлять другие, то есть избирательно относится к потребностям, как бы возвышаться над ними.

Во многих религиозных практиках, гипостизирующих духовно – нравственную сторону деятельности личности, этому моменту придается особое значение. В личности не только не только должна быть

сформирована окультуренная матрица потребностей, которая, зачастую, не вполне соответствует врожденным программам поведения, но и воспитанны волевые навыкам ее реализации. Система религиозного образа жизни, основанная на подчинении телесных потребностей и естественных эмоциональных реакций культурным регуляторам поведения, включает в себя развитую систему волевой (произвольной) регуляции. Некоторые авторы, например Ш.Н. Чхартишвили, вообще рассматривает волю как источник активности личности, в чем-то следуя тем самым классическому волюнтаризму. Это, на наш взгляд, не совсем правомерно. Воля – это конечно проявление активности личности, регулятор ее осуществления и, в конечном счете, сама целенаправленная активность. Однако в качестве источника активности выступают потребности, интересы, цели личности. Ш.Н. Чхартишвили в своей работе проводит сопоставление воли и потребностей. Автор совершенно правомерно отмечает, что в отличии от потребности, ограничивающей «…субъекта состоянием настоящего, воля выключает индивида и данного момента течения жизни, ставит его выше интересов момента настоящего и превращает его в субъекта активности, направленной к миру объективных ценностей» (См.:144, с. 94). Такое понимание воли согласуется с рассмотрением ее и в данной работе. Воля – та сила, которая превращает человека в субъект социальной активности, формирует его как личность, ставит его над обстоятельствами своей жизни,

осуществляет свободный выбор. «Воля человека, – писал известный советский психолог С.Л. Рубенштейн, – единство тенденции

долженствования и тенденции влечения» (См.:118, с. 509). Человек как субъект воли в большей степени характеризуется переживанием «Я должен», чем переживанием «Я хочу». Слияние этих переживаний, их единство возможно тогда, когда потребности и интересы личности совпадают с общественными; когда общественно значимое воспринимается личностью как значимое для нее; когда личность осознает необходимость и значимость общественных интересов и потребностей, и подчиняет им сознательно свою волю и деятельность. Такое слияние возможно, если человек обладает развитым сознанием и волей. Он в состоянии не только осуществить деятельность по реализации целей, но и в случае необходимости может сдержать свои потребности, подчинить личное общественному или трансформировать общественное в личное.

Из сказанного видно, что воля является характеристикой человека как субъекта социальной активности, как личности, поэтому, столь важна задача формирования нравственно воспитанной воли в деле воспитания человека. Хорошо сказал А.С. Макаренко: «Большая воля – это умение не только чегото пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то,

когда это нужно»[49]. Эти слова еще раз подтверждают наше мнение о несводимости воли к простому хотению; показывают, что основным механизмом, лежащем в основе деятельности воли является механизм долженствования. Только воля поднимает человека над сиюмоментностью импульсивного поведения, дает ему возможность поступать не только как хочется, но, и это главное, как должно, как требует то социальное целое, в которое включен человек или же его собственная, личная перспектива.

В этом плане исследование воли как социального явления предполагает изучение ее в соотнесенности с такими социальнофилософскими категориями как свобода, выбор, ответственность и др.

Воля как свойство личности формируется в процессе онтогенезиса, через включение индивида в общественные связи и отношения, в те или иные виды деятельности. Индивид в той мере личность, в какой он включен в мир социальной предметности, усвоил и принял требования общества, осуществил их в своей деятельности.

Для того, чтобы человек мог проявить и осуществить свою волю при выборе целей и осуществлении действий, он должен обладать определенной свободой. Гегель отмечал, что «воля без свободы представляет собой пустое слово, и точно так же и свобода действительна лишь как воля, как субъект» (См.:36, с. 32). Итак, свобода становится действительностью благодаря деятельности воли, а точнее деятельности человека как субъекта воли. От того, насколько глубоко включена личность в систему социальных связей и отношений, в общественно – полезную деятельность, приобщена к миру культуры, зависит степень свободы воли личности. В свою очередь, воля является непременным условием свободы, (внутренней) личности,