Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 18 из 24)

только стала доминирующим классом, всегда стремилась к

самоутверждению, но в силу сопротивления значительной части масс, вынуждена была идти на компромиссы, не ограничиваясь только

декларированием, вводя всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, охраняя основные права человека.

Следовательно, реальное соотношение социально – классовых сил в обществе определяет и содержание государственной воли, выраженной в законе, особенно в конституциях. Если в конституциях, выражающих государственную волю, мы встречаем развернутую систему прав и свобод для граждан, то это не продукт благих намерений доминирующего слоя, а результат длительной и упорной борьбы за эти права, результат действительного баланса в обществе интересов различных социальных групп.

В праве, как разновидности государственной воли, выражается воля прежде всего господствующей социальной группы. А институализируется эта воля с помощью элитной части социальной группы.

Анализ соотношения воли социальной группы и воли элиты можно вести по четырем направлениям: социальный состав элиты; степень автономии воли и решений этой элиты по отношению к воле всей социальной группы; насколько элита представляет интересы социальной группы; насколько воля элиты соответствует интересам цивилизационного развития общества.

Исследование социального состава элиты не представляет особой трудности, так как в ее составе находятся либо непосредственные представители данной социальной группы, либо правоверные представители из других социальных слоев общества (например из числа интеллигенции, интеллектуалов).

При анализе соотношения воли элиты власти и воли доминирующей группы следует иметь в виду, что в связи с относительной текучестью власти из одной области в другую, а также в связи с возможностью перехода одного вида власти в другой надо, с одной стороны, различать власть как атрибут доминирующей группы и правление как атрибут элиты, а с другой стороны – взаимодействие между властью и правлением. Основные взаимодействия между властью и правлением идут по следующим линиям: общая

зависимость политического процесса принятия государственного решения от

социального доминирования; активное укрепление социального доминирования повседневными решениями элиты власти; относительное ограничение социального доминирования этими решениями элиты. Но в целом и в тенденции элита власти выполняет волю и отвечает интересам доминирующей группы.

При анализе представительства интересов доминирующей группы элитой власти следует иметь в виду сложность и противоречивость этих интересов. Наряду с существующей в нашей литературе градацией интересов: ближайшие и отдаленные, основные и не основные и т. д., следует иметь в виду и так называемые «интересы системы», относящиеся к

защите определенного типа общественных отношений и «текущие

интересы», выражающие текущее распределение разных ценностей в рамках данного типа социально-экономических отношений.

Наконец, говоря о том, насколько воля элиты соответствует интересам цивилизационного развития, следует иметь в виду, что здесь имеются две стороны этого вопроса. Субъективно и воля элиты власти, и воля доминирующей социальной группы всегда, когда речь идет именно о государственной воле, направлена на то, чтобы закрепить параметры сложившейся социальной системы. С другой – объективно, зачастую вопреки и воле элиты и воле доминирующей социальной группы, их действия могут создавать условия, приводящие к мутациям и изменениям основ системы. В итоге может осуществиться перехват власти контрэлитой и существенные трансформации в механизме государственной воли через изменение системы права и структуры государственной власти.

Другим важным видом социальной воли является воля нации.

В воле нации, как социальной воле, проявляется воля не отдельных индивидов, входящих в эту относительно обособленную социальную общность людей, не отдельных лиц, а воля всей нации в целом. Воли индивидов в воле нации также достигают не того, чего они хотят, а спаиваются в одну общую равнодействующую. Воля нации есть реальная равнодействующая воль всех индивидов, входящих в данную нацию, и как таковая воля нации включает в себя волю всех социальных классов, слоев и групп населения, входящих в данную нацию.

Воля нации в обычных условиях цивилизационного развития в своей основе всегда противоречива.

Воля нации представляет собой ту часть сознания, которая выражена уже в действии или руководит, направляет деятельность этой социальной общности людей в определенном направлении.

Воля нации формируется прежде всего под влиянием ее интересов. А интересы нации – это, в первую очередь, интересы ее существования и развития, и, как таковые, они определяются всей системой социальных условий жизни общества. Они непосредственно обусловлены социальными потребностями существования и развития нации, как относительно обособленной общности людей и, с другой стороны, направлены на удовлетворение этих потребностей.

Потребности нации (как специфической социальной общности людей,

отличающей ее от других общностей и делающей эту общность относительно обособленным коллективом, спаянным определенным

единством) лежат в основе ее интересов, составляют их главное содержание. Однако потребности нации и ее интересы не тождественны. Интересы нации включают в себя не только потребности, но и пути и средства их удовлетворения, то есть момент перспективы развития нации.

В основе интересов развития нации лежит такое развитие событий, которое способствует ее самоутверждению в обществе, наиболее свободному проявлению ее способностей. С другой стороны, в интересах развития нации лежит и ее обогащение передовыми элементами, достижениями и опытом других наций, общения и сближения с ними. Всякое национальное каждого народа выражает в конечном счете общечеловеческое содержание, но это общечеловеческое окрашено всякий раз в своеобразные национальные цвета.

Интересы нации, интересы ее развития включают в себя,

следовательно, рассмотрение потребностей, путей и средств их реализации, перспектив ее развития и т. д. Интересы не существуют помимо людей, ибо это прежде всего интересы их существования и развития. Однако на этом основании нельзя истолковывать интересы как заинтересованность субъекта. Заинтересованность включает в себя осознание интереса, но последний может существовать и не будучи социально осознанным.

Следует также различать интерес и желание. Желание всегда выступает в субъективной форме, через «желающего». Но существование интереса возможно и без заинтересованного, если этот интерес не воспринят субъектом и не принял форму заинтересованности.

Осознанный интерес принимает форму цели, побуждает к действию. Это побуждение к действию и принимает форму воли. Всеобщее выражение воли индивидов той или иной нации в истории складывалось, как правило, стихийно.

Вместе с тем осознанный интерес не тождественен объективному интересу, а более или менее полно, адекватно его отражает. В этом смысле можно говорить о степени осознания субъектом его подлинных интересов. Осознанный интерес обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, воздействует на деятельность субъекта. Это выражается в том, что, во-первых, его деятельность приобретает целенаправленный, устремленный, избирательный характер. Во-вторых, повышается его активность. В-третьих, позволяет действовать так, чтобы не было излишней траты сил и энергии. Верное понимание интересов обеспечивает значительное повышение эффективности человеческой деятельности, скорейшее осуществление тех или иных интересов при меньшей затрате средств и сил.

При рассмотрении формирования социальной воли нации следует иметь в виду прежде всего, психический склад нации. Последний представляет собой относительно устойчивое в изменяющемся многообразии психической жизни данной нации и проявляющееся в формах, закрепляющих на этом уровне общественного сознания информацию об условиях, исторически являющихся общими для данной нации. В

социальную волю нации входит и отражение общих социально – значимых

возбудителей на «эмоциональном» уровне, а также и их

несистематизированные интеллектуальные отражения. Включаются в социальную волю нации и некоторые явления психики и поведения, характерные непосредственно для взаимодействующей группы людей, объединенной в данную нацию.

Одной из форм проявления психического склада нации является характер нации. В последнем, как устойчивой системе свойств,

определяющей последовательную линию поведения представителей той или иной нации, особенно выделяются волевые свойства нации. Элементами социальной психологии нации служат социальные привычки как

определенный способ реагирования людей на воздействия и требования общества. На общественное воздействие та или иная нация в целом и ее представители в отдельности реагируют определенным мысленным, эмоциональным или практическим сходным образом. Национальный обычай – одна из общественных форм, где происходит сознательное закрепление социальных привычек. Если привычки в значительной мере есть стихийные реакции на условия жизни нации, то обычаи – это тоже своего рода привычки, но они носят характер сознательно действующих мотивов и требующие сознательного выполнения всеми, объединяемыми данной нацией. Общественное значение привычек для социальной воли нации состоит в том, что они фиксируют предшествующий опыт, переносят его из прошлого в настоящее и тем самым либо облегчают, либо затрудняют (обычаи – пережитки) борьбу сегодняшнего дня.