Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 6 из 24)

воли, существует как и любой другой «орган человеческой индивидуальности» как «общественный орган»[41]. «Индивид, – указывал К. Маркс, – есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни… является проявлением и утверждением общественной жизни «43. Такой подход позволил понять индивидуальную волю как социальное образование.

Марксизм исследовал производность воли, ее вторичность по отношению к материальному миру и ее детерминированность в своем возникновении и последующем функционировании закономерностями общественного развития.

Основоположники марксизма заложили основы для понимания как необходимой составляющей человеческой материально – практической деятельности. Так, К. Маркс, в «Капитале» указывал на целенаправленную волю как необходимый момент трудового процесса, условие практического осуществления идеальной цели. Ф. Энгельс подчеркивал, что деятельность возможна только в случае соединения побудительных детерминант с волей.

О большой значимости, придаваемой волевому фактору, говорит следующее высказывание К. Маркса: «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов, и т. д. Все это – продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой или человеческой деятельности в природе»[42]. В этих словах очень ярко отражена активная роль человеческого фактора, собственно волевого начала в создании мира социальной предметности, преобразовании природных факторов. Указывая на большую роль воли в жизни как отдельных человеческих индивидов, так и человеческих общностей, марксизм подчеркивал производность волевого фактора, его

детерминированность материальными условиями жизни класса, общества, процессами воспитания и обучения, включенностью индивидов в те или иные виды общественно – полезной деятельности и общественные отношения.

Были заложены основы для понимания механизма объединения индивидуальных воль в общую (единую) волю, например, волю класса. Содержанием как индивидуальной воли, так и классовой воли являются материальные условия жизни класса. В этом – залог единства воли части и воли целого. Такой взгляд позволил понять волю как объективное по содержанию и направленности социальное явление; выявить диалектику единичной и коллективной воли; показать исторически развивающуюся природу воли.

Показав роль выдающихся личностей в истории, марксизм обратил внимание на возрастающую роль народных масс в реализации исторического процесса. Поэтому, вопросам коллективной воли (воля класса, воля народа, воля государства, воля широкого слоя, воля сотен и десятков тысяч и т. д.) в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина уделяется чрезвычайно много внимания. Историю творят народные массы. Именно их деятельность опосредует поступательное движение общества, и именно их воля,

складывающаяся из множества воль и действующая как одно целое, является важной составляющей субъективного фактора общественного прогресса. В трудах В.И. Ленина особо выделяется воля рабочего класса. Он показал, что воля пролетариата – одно из необходимых условий сплочения пролетариата, однонаправленности его действий, победы в социалистической революции, осуществления социальных преобразований.

Марксизм, таким образом, продолжил традиции классического рационализма, который во всех иррациональных проявлениях деятельности склонен был видеть непроясненные начала разума.

Вместе с тем, в философии новейшего времени и в современной философии неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков свойственной человеку как живому существу. Примером таких попыток служит психоаналитическая философия на основных этапах ее эволюции: от З. Фрейда до Э. Фромма, Ж. Лакана и К. Лоренца. Для них детерминантой

поступков людей является превращенная в психическую форму

биологическая энергия живого организма. Для Фрейда это – бессознательное и иррациональное «либидо» – психосексуальная энергия полового влечения. Сначала «окультуренными» проявлениями этой жизнеутверждающей силы («Эрос»), а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к

смерти («Танатос») Фрейд объяснял человеческое поведение.

Любопытна эволюция данных представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Так, согласно В. Рейху, источником поведения является «оргазмная энергия». Менее оригинальны взгляды К. Лоренца, видящего энергию воли в природной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной. Она может вылиться в немотивированные преступные действия. Концепции В. Рейха и К. Лоренца видят проявления воли не в социальной природе личности, а в силах, противостоящих социально – культурным началам. Иной подход развит в работах А. Адлера, К.-Г Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, где подчеркивалась роль именно социальных факторов. Для Юнга – это универсальные «архетипы» поведения и мышления, заложенные в каждой культуре. Для Адлера – стремление к власти и социальному господству, а для К. Хорни и Э. Фромма – стремление личности к самореализации в культуре.

В различных концепциях психоанализа гипостазируются отдельные, хотя и существенные потребности человеческих действий. Разумеется, биологический фактор в поведении существенен – от него зависят появление, продолжение и прекращение человеческой жизни. Поэтому

сохранение жизни – необходимое условие и предпосылка

жизнедеятельности. И тем не менее человек в социо-культурной сфере выступает зачастую вопреки интересам своей биологической целостности и сохранности, совершая самоотверженные поступки. Эти поступки и поведение – продукт произвольной регуляции воли. Очевидно, что наивно – этологический подход недостаточен в анализе воли как «инстинкта свободы».

В этой связи интерес также представляет идея пассионарности, развитая Л.Н. Гумилевым в связи с обоснованием теории этногенеза[43]. Согласно Л.Н. Гумилеву, источником возникновения и развития этносов является накопление «критической массы» пассионарных личностей – людей, способных на самоотверженное поведение. Пассионарии – это люди волевого поступка, носители энергии воли. Источником этой энергии – пассионарности – является нарушения баланса этноса со средой обитания, причины чего могут быть самые различные: изменения климата, эрозия почв, избыток населения и т. д. Следствием этой дизадаптации становятся экологические, политические, идеологические и прочие напряжения и противоречия, возникающие в обществе. По сути дела, эти напряжения и

составляют основу общественных потребностей (осознаваемых и неосознаваемых), которые движут поступками людей. Энергетическим выражением дисбаланса и является пассионарность. Благодаря деятельности пассионариев – революционеров, изобретателей, поэтов, проповедников и т. д. – экологический дисбаланс преодолевается. Изменяется среда обитания, а иногда создается новый этнос, адаптированный благодаря пассионариям к изменившейся среде. Фактически речь идет об адаптации к среде человеческих общностей – этносов, но за счет дизадаптационного поведения энергетики «перегретых» индивидов – пассионариев. Трактовка воли в контексте пассионарности представляется интересной. Однако она нуждается в развитии и обосновании. Прежде всего неясным остается вопрос об источнике и природе пассионарности – своеобразной биопсихической энергии поступков.

В ХХ столетии возникло и проделало содержательную эволюцию мировоззрение экзистенциализма, «философии существования». В его основе лежит абсолютизация свободы воли, нравственные последствия которой были предсказаны Достоевским. Экзистенциализм (М. Хайдеггер,

К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу прежде всего

как абсолютно свободную индивидуальную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Таким образом, исходным пунктом такой концепции является абстрактный человек, взятый вне системы общественных связей и отношений, вне социально – культурной среды. Любая норма, установление для него есть нивелировка и подавление. Согласно Ж.-П. Сартру подлинно человеческим может быть лишь спонтанный и немотивируемый протест против всякой «социальности», причем «разовый», никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д. Абсолютизирование индивидуальной свободной воли привело экзистенциализм в поисках общего основания человеческого бытия и жизнедеятельности человека в тупик стихийных, агрессивных иррациональных начал, противопоставляющих человека культуре, истории и обществу, лишающих его существование смысла, цели и ответственности.

В современной отечественной психологической и философской науке основные подходы к исследованию проблемы воли можно свести условно к следующим точкам зрения:

1. Ценностный аспект исследования воли. В толковом словаре В.И. Даля воля в одном из своих аспектов определяется как «нравственная мочь», как то, что отвечает добру и злу, как нравственная половина человеческого духа в противоположность умственной, разуму (См.:42, с. 238)[44]. Этот подход получил первоначальную разработку в трудах известного советского психолога С.Л. Рубинштейна, высказывавшего мысль о том, что «проблема воли, поставленная по существу – это прежде всего вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются для нее определяющими…» (См.:118, с. 511). И.М. Сеченов, говоря о воле, определял ее следующим образом: «Воля – не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства» (См.:131, с. 255). В.И. Селиванов характеризует нравственно направленную волю как огромную ценность социалистического общества. Названный аспект получил определенное развитие в трудах Ф.Е. Василюка и В.А. Иванникова. Так, Ф.Е. Василюк определяет волю как «орган» целостного человека, осуществляющий