Смекни!
smekni.com

Психология практического мышления Корнилов (стр. 21 из 46)

Дефицит времени тоже является своеобразным условием задачи, причём этот дефицит тоже отличается неопределенностью и нередко зависит от решения руководителя. Руководитель делит свой цех на части тоже не так, как это видится созерцающему наблюдателю со стороны. Например, удобнее не отделять станок от работницы, а рассматривать «человекостанок»: работницу на станке как своеобразную технологическую единицу, имеющую собственные характеристики: производительность, величину брака, трудность организации на работу, сопротивляемость поломкам и утомлению. Другой единицей может быть «гнездо» — группа станков вместе с работающими и обслуживающими рабочими, имеющими единую технологическую и организационную природу.

В лабораторных условиях прежде чем давать задачу испытуемому мы сами решаем ее, исследуем возможные решения, что помогает нам лучше понимать испытуемого, следить за ходом его мысли. С этой точки зрения необходимо отметить, что у руководителя, как правило, не существует «правильного» решения, вообще может быть много решений.

Руководитель ищет не «самое лучшее», «правильное» решение, а решение реализуемое, выполняемое. Нередко (хотя не всегда) найти само решение бывает не так уж трудно; самым сложным оказывается предусмотреть его реализуемость в данных условиях. Поиск правильного организационного решения «комбинаторного» типа предполагает учет также не только технологических или экономических вопросов, но и производственные возможности рабочих, а также их «уступчивость» при получении задания. Руководитель решает задачи «на планирование», «на расстановку смены», «на убеждение», «по сбору информации» и т.п. Таким образом, внешние «возмущения» (кто-то не вышел на работу, неисправен станок, рабочий отказывается от задания, пришли изменения плана) сами по себе еще ничего не означают, а приобретают смысл и ту или иную сложность в реальном контексте и при принятии определенного решения.

Очень важным является умение учесть, предусмотреть последствия реализованного решения. Мыслить необходимо и тактически и стратегически, учитывая все стороны, определяющие жизнь цеха — от организационной до воспитательной.

Руководитель имеет арсенал приемов решения задачи «на расстановку смены». Так, в случае нехватки рабочих у руководителя есть «запас»: приходят «сверхурочники» (их желательно всех трудоустроить — чтобы и впредь приходили); часто подсобные рабочие умеет работать на станке; на «перемотке» всегда можно взять одну работницу, можно попросить в соседнем цехе и т.п. Но можно использовать «разуплотнение», когда каждому из работающих добавляется еще немного станков для обслуживания. Конечно используется и прием «перестановка», при этом часто требуется, чтобы работница владела второй профессией. В крайнем случае можно никого не ставить на пустующий станок — «свободные машины».

Реально все происходит следующим образом. Руководитель приходит, имея заранее продуманные замыслы расстановки, опирающиеся на его знание всей картины в целом. Затем он обходит помещение цеха, оценивая сложившуюся на сегодня ситуацию. Он выявляет «отклонения» от замысла, обнаруживает некоторые местные возмущения (конфликтные точки), требующие вмешательства, и сразу же прикидывает возможные частные решения. Имея полную картину, руководитель оценивает значимость каждого возмущения, степень необходимости их преодоления, а также свои возможности в каждом случае. Теперь он принимает общее решение, имеющее некоторые варианты, и приступает к его реализации. Реализация также развертывается в процесс, по ходу которого возможны уточнения, обнаруживаются и решаются новые частные задачи.

Далеко не все частные задачи, местные возмущения включаются в окончательное решение руководителя. Некоторые из них оказываются неразрешимыми из-за отсутствия адекватных средств, другие — мало существенными, которыми можно пренебречь, третьи — могут быть разрешены лишь позднее и т.д. Интересно, что для выделения актуальных и разрешимых частных задач руководитель сопоставляет очень разные по природе элементы ситуации, относящиеся к тем или иным сторонам цеха: квалификацию рабочего и время ремонта станка, оплату труда и обрывность нити и т.п. Несмотря на их кричащую, бросающуюся в глаза разноплановость, несопоставимость, они успешно соотносятся друг с другом с точки зрения значимости — реализуемости.

Чем лучше руководитель знает все стороны и составные части своего цеха, тем оперативнее и удачнее его решения. Успешный руководитель стремится знать о своем цехе все и обычно знает очень многое, не гнушаясь самой «второстепенной» информацией.

Опытные руководители действительно отличаются тем, что очень многое знают о своем цехе. Это знания технологии, организации, людей, финансовой стороны и т.п. Это и общие знания, и оперативные, это умение быстро получить необходимые оперативные знания: по шуму станка — нормально ли работает («ослушивание» станка), по виду сырья — его качество. Это знания вариативные: в зависимости от типа машины — разные режимы работы; новые и изношенные машины, вышедшие из ремонта и работающие — они для опытного руководителя разные, хотя формально совершенно равнозначны.

Особенно много знает руководитель в людях. Здесь тоже важно все: какими владеет специальностями и какова квалификация, каков стаж работы, где учился и т.п.; все о семейном положении и семье, чем является семья для рабочего, каков доход на человека, жилищные условия, состояние здоровья; отношение к труду, к общественной жизни, отношения с товарищами, с начальством, взыскания и поощрения…

Особенно интересно, что знания эти — не отвлеченные, а определенным образом завязаны на центральные производственные вопросы. Это знания комплексные. Например, характер поломки станка — это не только знания о технической стороне вопроса. Это также возможности, требуемые для его ремонта, их наличие или отсутствие. Это — и время, которое понадобится для его ремонта. Но время гораздо точнее определяется с учетом того, кто будет его ремонтировать. Таким образом, любой технический, технологический вопрос сразу же обрастает своими интерпретациями: организационной и человеческой.

Вот маленькие примеры:

1. При обходе руководитель услышал, что станок скоро может выйти из строя. Станок остановлен. Работница спрашивает у руководителя: «Ты кого поставишь ремонтировать?» И все понимают, что скрывается за вопросом: сколько простоит станок на ремонте, где и чем на это время занять рабочего. «Здесь надо поставить такого-то», — отвечает руководитель.

2. Вид сырья не нравится руководителю: при такой температуре и влажности будет часто выходить из строя вспомогательное оборудование («пухообдуватели»). Запасные части позволяют очень быстро исправлять неполадки. Но их новую партию еще не подвезли. До тех пор надо иметь готовые варианты для выхода из затруднений.

3. На группе старых машин другой режим работы, кроме того, выше запыленность и хуже другие условия — люди будут утомлены, появится раздраженность. С ними нужно иначе общаться. Ставить на эти станки нужно опытных и неконфликтных.

Получалось, что существует много необходимых знаний и умений, которым не учат будущих руководителей. Эти знания они всегда приобретают на практике, в ходе непосредственной работы на данном производстве. Например, не учат оценивать на слух и по виду неполадки, оценивать время, необходимое на ремонт, определять, кто из рабочих мог бы лучше других работать на данном рабочем месте, определять по виду сырья его качество; не учат все положение дел в цехе в целом сопоставлять с возможностями и принимать решение, не учат планировать на много дней, учитывая сложившуюся ситуацию и происходящие изменения; не учат оценивать последствия своих действий (принятых решений), добывать нужную информацию, например — определять актуальные особенности работницы; не учат, зачем и как создавать «запас» рабочей силы и т.д.

Сначала казалось, что список этот будет продолжаться до бесконечности, оставаясь рыхлым, разношерстным. Упорядочение его по темам («информация — решение — реализация» или «техника — сырье — люди») возможно, но не ухватывает главного: за этими разрозненными знаниями скрываются комплексы, фрагменты которых (с выходом на организационные вопросы и на людей) были описаны выше. При этом такие комплексы — неодинаковы у разных руководителей, хотя и имеют немало общего. Центральные и второстепенные моменты комплекса у них разные. Они зависят от условий работы, индивидуальных особенностей руководителя, вообще — от индивидуального стиля деятельности, но также и от людей, с которыми они работают, от организации труда. Впоследствии А.В. Панкратов показал, что речь здесь идет об «индивидуальной системе руководства деятельностью» [103].

В целом для процесса мышления руководителя характерны некоторые особенности. Процесс мышления начинается с неожиданно, вдруг возникшей проблемной ситуации только у начинающих, неопытных руководителей. Для опытных и успешных руководителей такой вариант является исключением, а реализуется последовательный поиск и обнаружение «проблемных точек», стимульных ситуаций. Эти стимульные ситуации являются еще элементами деятельности и не всегда и не обязательно преобразуются в проблемные ситуации. В то же время, именно в них и начинается мыслительный процесс.