Смекни!
smekni.com

Психология практического мышления Корнилов (стр. 25 из 46)

Таким образом, практическое мышление в общем случае — это не только мышление, характеризующееся направленностью на преобразование. Это также мышление в деятельности, мышление опытного деятеля, мышление, преобразующее сложный, «комплексный» объект.

В каждом случае исследования могут оказаться наиболее существенными как все эти три черты, так и какая-либо одна (или две] из них, однако, всякий раз это будет практическое мышление в силу его преобразующей направленности, делающей актуальными и другие его особенности.

Исследования практического мышления по существу еще только начинаются. Психологи еще очень предварительно познакомились с комплексным, сложным объектом, живущим своей собственной жизнью, а тем более — со спецификой его познания субъектом, взаимодействия с ним в ходе и в связи с его преобразованием. Психология только начинает изучение мышления в связи и в процессе с преобразующей деятельностью — настоящей деятельностью профессионала, имеющей для него жизненно важное значение и имеющей не только цели, средства и условия, но и организацию, технологию и т.д. Как, какими путями и средствами мышление справляется с этими задачами? Психология еще только приступает к изучению субъекта как деятеля и его мышления, обогащенного знаниями и опытом решения именно таких производственных, практических задач.

Наши исследования практического мышления, выполненные на материале ряда профессий (педагога, менеджера, врача, рабочего, следователя и др.) [113, 50, 136] показали, что проблема практического мышления шире и интереснее, она не сводится только к названным трем моментам. Связанными с нею оказываются проблема обыденных знаний и ментальных моделей, проблема организации и структурирования знаний, специфики обобщения ситуативных знаний, особенностей и строения ситуации и ее отражения в сознании субъекта и др., но также и проблемы совместного решения задач, распределения функций в управлении преобразованием объекта и т.п..

В дальнейшем изложении предполагается рассмотреть практическое мышление, его особенности, какими они представляются сегодня на основе исследований нашей команды [88, 91-97, 111, 112].

Раздел 3. ОЧЕРК ТЕОРИИ ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Мышление едино, но имеет различные виды и формы [123]. Некоторые из них изучены лучше, детальнее, например, теоретическое мышление, мышление академическое, мышление в лабораторных условиях. Это обстоятельство несомненно влияет на представления о менее изученных формах и видах, например, о мышлении практическом. В результате в мышлении практическом мы часто ищем те же самые черты и особенности, что и в обычно выделяемых видах мышления. Между тем практическое мышление имеет существенную, заметную специфику, что вызвано особенностями тех задач, которые оно решает.

Единый интеллект, единое мышление, решая неодинаковые задачи, обнаруживает и проявляет и разные черты, особенности, которые в ходе решения все новых задач становятся все более выраженными.

Важнейшей особенностью практического мышления является его направленность на преобразование. С этой его особенностью связаны и другие отличительные черты — тесная, непосредственная связь с деятельностью, индивидуализированность, действенная природа, преобладание неспецифической мотивации и другие (М.р., с. 7-8; МиО, с. 28]. Направленность практического мышления на преобразование — это проявление важнейшей роли, которую оно играет во взаимодействии человека с реальной действительностью, с миром.

3.1. Направленность мышленияна преобразование

Нередко мышление и его высшая форма — теоретическое мышление описывается как форма познания, отражения реальности, при этом его связь с деятельностью только провозглашается, остается нераскрытой.

«Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания», — пишет А.Н. Леонтьев в «Философской энциклопедии» По мнению А.Г. Спиркина, мышление — это «высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий» [148, с. 391]. Известно также данное А.В. Брушлинским определение мышления: «Мышление — это неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, то есть опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы» [8, с.]. Можно было бы обратиться и к другим не менее авторитетным источникам, чтобы убедиться, что мышление трактуется преимущественно как отражение действительности, его основная суть — познание. Но его связь с преобразованием действительности раскрывается очень сдержанно и далеко не полно. Это в приведенных примерах — «прогнозирование действий», возникновение мышления «на основе практической деятельности». Получается, что мышление существует преимущественно для познания, а деятельность осуществляется в основном без участия мышления. И ведь речь идет не об отдельном виде мышления — теоретическом, — которое связано с практикой опосредованно, а о мышлении в целом. Несколько сгущая краски можно сказать, что мыслительный процесс сводится исключительно к познанию мира, а деятельность (содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [148, с. 151], характернейшая форма взаимодействия субъекта с объектом, человека с миром) протекает, осуществляется без участия мышления.

По-видимому, все обстоит иначе. Человеческая деятельность, самые разные ее виды и формы — от простых, практических, до сложных управленческих, научных и т.п. — оказывается целесообразной, адекватной благодаря тому, что мышление включено в эту деятельность. Та самая «практическая деятельность, посредством которой люди изменят мир — преобразуют природу и перестраивают общества» [123, с. 265] включает в себя мышление, способное сделать адекватным осуществление этих изменений и преобразований. Это — практическое мышление, отличающееся непосредственной связью с практикой, направленное на преобразование.

Было бы упрощением считать, что теоретическое мышление «добывает» знания об окружающей действительности, а практическое их использует при управлении деятельностью. На самом деле специфика этих видов мышления и их взаимосвязь значительно более сложны. Конечно преобразуя мир человек опирается на знания свойств объективного мира, специфичные для теоретического мышления. Практическое мышление также осуществляет познание, но отличающееся от теоретического, направленное на открытие законов, путей преобразования данного объекта, особенностей его свойств сопротивляться этому преобразованию. Практическое мышление неизбежно должно в ходе познания учитывать условия и средства преобразования, что совершенно не свойственно теоретическому мышлению. На основе этих знаний практическое мышление планирует действия и управляет их осуществлением. Эти кратко обозначенные различия требуют их более детального рассмотрения.

3.2. Теоретическое мышление обобщает для передачи

Существует «единый процесс познания, который по необходимости начинается с чувственного и с такой же необходимостью выходит за его пределы» [125, с. 106]. Познание свойств предметов действительности невозможно без действий над ними. Задача мышления заключается в том, чтобы подвергнуть анализу эффект этих воздействий и определить «внутренние, то есть собственные свойства вещей или явлений» с тем, чтобы «восстановить целостную картину действительности и объяснить ее» [125, с. 107].

«В научной абстракции, — пишет далее С.Л. Рубинштейн, — отвлекаются от несущественных, привходящих обстоятельств и выделяют существенные определения изучаемых явлений. …Такая абстракция реально осуществляется в ходе исследования тем, что условия, от которых надо абстрагироваться, уравниваются, сохраняются константными; таким образом, эффект их воздействия выключается» [125, с. 107]. Поскольку научная абстракция извлекает из явлений существенное, отвлекаясь от несущественного, она необходимо ведет к обобщению. Свойства, существенные для явлений определенного рода, тем самым оказываются общими для них, а мышление по необходимости переходит от ощущений и восприятий к абстрактным понятиям [125, с. 108].

Этот анализ специфики научного мышления С.Л. Рубинштейн дополняет примерами из физики. Обобщения, знания, достигнутые научным познанием, построены на основе абстрагирования от условий, в которых они были обнаружены или могут быть использованы (и которые непременно учитываются в ходе воздействия, преобразования). Значит в таком виде они не могут быть использованы, реализованы. Но зато в таком виде они приобретают важные достоинства. Они позволяют «понять, осмыслить, объяснить этот мир явлений, в котором мы живем, действуем» [125, с. 109]. Не привязанные к каким-то определенным, условиям, задачам и средствам преобразования, они могут быть переданы любому субъекту, объясняющему мир или действующему в любых условиях. Мы считаем возможным говорить об определенной направленности этого мышления на понимание и объяснение действительности и на передачу этого обобщенного знания.

Характер направленности проявляется и в позиции субъекта, решающего задачу. Эта позиция обеспечивает адекватное направленности отражение объекта. Для направленности на передачу знания характерна позиция субъекта, которую мы чисто условно назовем созерцательной позицией. В этом случае стремятся получить знания о собственном движении и о свойствах объекта в абстракции от каких-либо вмешательств со стороны. Только так удается получить «универсальные» знания об объекте, равно применимые в любой области, в любом случае.