Смекни!
smekni.com

Психология практического мышления Корнилов (стр. 26 из 46)

Для направленности знания на реализацию характерна другая позиция субъекта, назовем ее условно — «преобразующей». В этом случае стремятся получить знания об объекте с учетом всех условий и средств внесения в него изменений, влияния на него в данном случае.

Эти две различные позиции и лежат в основе формирования обобщений, накопления опыта, поэтому необходимо на них остановиться подробнее. Обратимся сначала к позиции, названной нами «созерцательной». Познающий субъект стремится увидеть познаваемый объект как бы со стороны в его естественном, спонтанном движении. Это вовсе не значит, что отсутствует взаимодействие с объектом, что над ним не производятся эксперименты, что на него не воздействуют, не вносят в него изменения. Понятно, что самопознание было бы без этого невозможно. Однако, всякое исследование строится так, чтобы изменения эти были наименьшими, вмешательство максимально ограниченным. Во всех случаях производимые изменения, «посторонние» по отношению к объекту воздействия тщательно исследуются и учитываются. В конечном счете дело даже не в этом, а в том, что результат, итоговое знание, которое стремятся получить, излагается с позиции субъекта, не вмешивающегося в естественное течение события, как бы ведущего наблюдение со стороны. Таким образом, важно в этом случае получить знания об объекте вне зависимости от того, как, какими средствами его исследовали, какие вносились изменения и т.п.. Интересны свойства собственно объекта; только такое знание может быть признано «универсальным», всеобщим, полезным для любого другого субъекта в любой практической задаче.

Только через описание и объяснение внутренних, собственных свойств и явлений обеспечивается всеобщность результатов теоретической деятельности: добывается знание о том, что будет неизменным (при всей своей необъятной сложности) в любой практической деятельности, при каких угодно задачах, в самых разнообразных условиях. Если мы будем сравнивать различные деятельности, включающие в себя данную вещь, то все в них будет различным: мотивы и цели, средства, условия труда, место вещи в деятельности и суть конфликта с ней связанного, навыки, умения, приемы труда того или иного субъекта, предпринимающего некоторые действия для обеспечения адекватности своей деятельности. Но все эти меняющиеся стороны и характеристики труда практическое мышление, решая частную задачу, будет соотносить с неизменным в своих свойствах и отношениях — с «вещью», на которую направлен труд, с ее свойствами, взаимосвязями, особенностями развития.

«Чтобы замысел, цель человека могли воплотиться в реальный продукт, действия должны сообразовываться с природой предметов, условия, орудия деятельности» [2, с. 79]. Абстрагируясь от орудий и условий труда, созданных, составляющих огромное многообразие частных случаев практики, научное мышление изучает именно общее для всех них — вещи, предметы, объекты труда в их свойствах, связях и развитии.

Итак, принцип изучения мира путем выделения в нем вещей (в их развитии, взаимосвязях) обеспечивает научному мышлению всеобщность, равную актуальность полученных результатов для всех возможных деятельностей. Для «созерцательной» позиции очень важно изучать каждую вещь именно в ее собственных связях, свойствах, взаимодействиях, собственном развитии, важно знать «натуральные», естественные законы мира. Это требование означает необходимость соблюдения принципа «невмешательства» в естественный процесс движения, развития, взаимодействия вещи. Характеризуя особенности теоретического мышления, В.В. Давыдов говорит о понятии как форме отражения материального объекта, и как средстве его мысленного воспроизведения. «Первый момент, — пишет он, — позволяет человеку сознавать в процессе мышления независимое от него существование объекта, который дан как предпосылка деятельности. Эта предпосылка придает понятию момент пассивности, созерцательности, зависимости от объективного содержания» [18, с. 269].

В частности, изучение, наблюдение должно проводиться так, чтобы не изменить, не исказить естественного, не вмешиваться в него (или четко учитывать характер и меру «вмешательства»). Таким образом, позиция исследователя отстраненная, «созерцательная», четко отделяющая исследуемую вещь от исследователя и средств исследования, выделяющая собственные законы и свойства ее спонтанного развития и взаимодействия, логику ее собственной «жизни».

В самом деле, изначально мы познаем те или иные свойства вещи через наше собственное взаимодействие с ней, индивидуализированно, субъективно. Однако в том и задача, и сложность научного познания, что оно ищет пути познания вещи в ее собственных свойствах. Субъективно каждому известно представление о нагретости тела. Но это представление зависит от условий восприятия, от свойств тела, от особенностей субъекта, зависит и от способа исследования. Вот почему научное мышление формирует и вводит понятие температуры, не зависящее от частных обстоятельств, вводит процедуры измерения температуры, устраняющие субъекта с его приблизительными меняющимися оценками, строго определяющие учет условий и свойств объекта исследования, нормирующие характер взаимодействия вещи и средств измерения. Научное познание стремится знать вещи, мир в их собственном развитии и движении, вне нашего вмешательства. И этим достигается всеобщность нашего знания мира, универсальность, применимость в любом случае, в любой деятельности и в любом взаимодействии.

Процесс научного познания очень сложен, так как требует создания системы понятий, моделей, идеализированных объектов. Он требует также разработки процедур, позволяющих однозначно судить о свойствах вещей и их выраженности (в рамках имеющихся теорий) через нормированное взаимодействие самих вещей, то есть устраняющее субъекта с его несовершенными средствами познания (органами чувств). Субъективное представление о теплом и холодном, о более или менее нагретом преобразуется в понятие об объективном свойстве вещи, проявляющемся по-разному в различных взаимодействиях, по-разному отражаемом различными субъектами и в неодинаковых условиях, но едином по своей объективной сути, как свойство собственно вещи. Именно поэтому появляется возможность коммуникации такого знания. Только объективный мир в однозначно и четко определенных условиях связывает, соединяет общающихся. Эти принципиальные положения об условиях, определяющих возможности коммуникации изложены нами в предшествующих работах [76].

Итак, «созерцательная» позиция тесно связана с самим методом научного познания, опирается на собственный сложный «инструментарий» — идеализированные объекты и приемы идеализации, например, но, что для нас самое важное — делает добываемые знания доступными для последующего применения в любом случае и в любой области знания и практики. За ней скрывается сложный процесс преодоления индивидуализированной природы первичных знаний, причем уже в сам процесс поиска, в условия задачи исследователем как бы вводятся дополнительные требования — учитывать задачу передачи знания, получать новое по возможности в адекватной для коммуникации форме.

Необходимо также отметить, что представленные в таком виде знания соответственно не адекватны задаче их применения, реализации, что естественно уже потому, что они абстрагированы от условий частного случая. Так, говоря о математическом знании Д.П. Горский пишет: «На уровне опытного познания понятия и соответствующие им множества по многим параметрам существенно отличаются от понятий об абстрактных и идеализированных объектах математики». И далее: «…применение… теории, основанной на идеализированных допущениях, на практике будет связано со значительными трудностями». Эти трудности от называет «трудностями применения», указывая, что применение подобной теории на практике есть всегда творчество [15, с. 102, 108, 111].

Если «созерцательная» позиция предполагает эмансипацию от всего частного, индивидуального, единичного, то «преобразующая» позиция, наоборот, нацелена на то, чтобы максимально учесть частные условия и обстоятельства данного случая. Для профессионала-практика они важны потому, что это ему в данных условиях и имеющимися средствами предстоит реализовать свое решение. Однако главная особенность этой позиции в том, что она предполагает знания о законах преобразования объекта, внесения в него изменений, переведение его на другие режимы и т.п.. Обобщения, которые строятся на этой основе, складывающийся опыт — адекватны реализации решений: это знание изменяемостей, податливостей, законов перехода от одного стабильного состояния к другому.

Так, практик знает о вероятных изменениях, произведенных лекарством — в организме больного, ложным выпадом — в поведении противника, использованием административных прав — во взаимоотношениях в коллективе и т.п.. Характеризуя подобное знание, обычно говорят о способности предугадать (или необходимости учитывать) последствия.

Решая свою задачу, профессионал-практик стремится возможно полнее воссоздать, восстановить то частное, на которое направлен его труд. Только таким образом удается ему разрешить и те вопросы, которые еще не нашли теоретического разрешения, а то и вовсе не исследованы теоретически. Не случайно профессионал-практик не консультирует по телефону, не берется говорить «вообще». Он должен соприкоснуться, получить весьма своеобразную и полную информацию о данном частном случае, чтобы разрешить его, опираясь на воссоздание целого в его деталях и взаимосвязях. Но важно то, что воссоздание целого изначально преследует цель не «объяснить», а преобразовать, изменить, воздействовать. Здесь перед нами мышление не просто исследователя, а прежде преобразователя, мышление «действующего субъекта», в чем отчетливо отражается и его позиция познания.