Смекни!
smekni.com

Доклад. Нло. (стр. 101 из 115)

Первую группу составляют лица с хорошо развитым критическим мышлением, без невротизирующих комплексов, достаточно самостоятельные в определении своего поведения. У этих лиц неудовлетворенность ортодоксальным материализмом, информационный голод, жажда духовной пищи, жажда познания истины - все это причины, формирующие мотивацию отклика на приглашение познакомиться с новом, необычным религиозным учением. Здесь интеллектуальная жажда познания истины, интеллектуальная основа мотивации, без участия чувственной сферы психики. У человека с хорошо развитым критическим мышлением при достаточном знакомстве с сутью проповедуемого в секте учения, как правило, возникает неудовлетворенность отмеченной жажды познания. Интеллектуальное разочарование в неорелигиозном учении побуждает к разрыву с сектой, что при отсутствии эмоциональной связки с ней позволяет без особых усилий ее покинуть. Противоположная группа характеризуется социально-психологической инфантилизацией, отсутствием личностной защищенности при наличии фрустрации, при психологическом стрессе, переживании неудачи в повседневной жизни. Этим людям нужен катарсис - очищение от психотравмирующего комплекса , "отреагирования" аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта. В противоположность первой группе у лиц последней мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других в своей проблемной ситуации. Иными словами, здесь в основе чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда находится в арсенале каждой секты. Чувственная потребность снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития феномена зависимости от ее авторитетов. Для таких личностей уход из секты - это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам. Все это обусловливает подсознательное чувство беззащитности своей жизни вне секты, активное нежелание принимать какие-либо доводы ее покинуть. Все большая потеря своего "Я", подчинение своей воли воле "учителя" делают этих лиц по существу интактными к попыткам их ресоциализации. Именно у них развивается то состояние, которое по МКБ-10 обозначено как зависимое расстройство личности (F60.7). Что касается лиц, уже имевших психопатологические проявления к моменту вступления в секту, то перспектива развития упомянутого расстройства зависимой личности наибольшая при невротических состояниях, при "псевдоневрастенической" симптоматике органического генеза и у психастенических личностей. В случаях активного течения шизофренического процесса ухудшение наступает в первую очередь в связи с отказом от какого-либо лечения и от общей стрессовой ситуации при психологической обработке в секте. В то же время психотики долгое время в сектах не задерживаются. В противоположность этому больные с картиной роботоподобной активности довольно прочно оседают в сектах, их последующая социальная реадаптация крайне трудна. Отдельно следует упомянуть развитие острых психотических состояний, связанных с пребыванием секте. На фоне сверхценных идей "религиозного" содержания в сочетании с ограничением питания, депривации сна, регулярным выполнением специфических физических упражнений в одних случаях развивалось острое психотическое состояние с аффектом экстаза, многоречивостью, периодами психомоторного возбуждения, в других случаях возникало чувство путанности мыслей с аффектом оппозиционной напряженности к "иноверцам", что на высоте психомоторного возбуждения приводило к гетеро- и аутоагрессии. В некоторых таких случаях возникали серьезные дифференциально-диагностические сложности в отграничении от острой шизофрении. Однако явная связь со сформировавшимися сверхценными "религиозными" идеями и быстрый выход на уровень полного выздоровления позволяли говорить о своеобразном индуцированном психозе. В заключение хотелось бы отметить одну аналогию, которая невольно приходила на ум во время исследования деятельности тоталитарных сект. Речь идет об определенном сходстве с наркомафией. Обе они первоначально завлекают в свое лоно бескорыстно и под благовидным предлогом дать искомое облегчение, разрешение всех личностных проблем; добиваются развития синдрома зависимости; в последующем меркантильно эксплуатируют развившуюся зависимость; скрывают правду отдаленных последствий (как дебютанты-наркоманы не ожидают преждевременной смерти в муках абстинентной "ломки", так и вряд ли кто из неофитов знал, вступая в секту, что он станет, например, роботом на заводах Муна или будет распылять ядовитые газы в метрополитене или же станет "зависимой личностью", бросит свою семью, распродаст имущество отнюдь не для духовных целей "духовных" авторитетов). И тоталитарные секты и наркомафия имеют достаточно средств для ангажирования необходимых специалистов с целью найти обоснования "безобидности" и "законности" своей деятельности. Обе они, имея внутреннюю конкуренцию, тут же объединяется для корпоративной защиты, считая например, что закрытие одной секты, может повлечь закрытие другой. Сказанное дает основание ввести в оборот новые слова: "сектоман", "сектомафия" и "сектозащитники". В плане глобальных социальных проблем трудно сказать, что для человечества опаснее - наркомафия или сектомафия. Однако пока ясно, что наркомания встречает отпор на государственном уровне, а не менее вредоносная сектомания пока не получает должного отпора. Таким образом, представлены основные признаки и последствия такой опасной и противозаконной деятельности, как насилие и мошенничество в самой сложной и тонкой сфере общественной и индивидуальной жизни - в психике, в душевном и духовном состоянии человека. Эта преступная деятельность, получившая в психологической науке и практике ряда зарубежных стран название "контроль сознания", и субъекты этой деятельности, обозначаемые как "деструктивные культы", уже достаточно изучены и проанализированы, чтобы с высокой точностью определять наличие или отсутствие в практике тех или иных лиц и организаций признаков скрытого психологического насилия и мошенничества. Регулярное и широкое применение перечисленных выше средств психологического насилия (существенной их части, а тем более большинства из них) руководителями и приверженцами каких-либо организаций может служить несомненным доказательством разрушительного воздействия на психику и жизнь людей, попадающих в сферу влияния таких организаций, и основанием для действий государственных органов по защите своих граждан и всего общества от этой преступной деятельности.

УФООДЕРЖИМОСТЬ.

Нездоровая одержимость, присущая некоторым исследователям