Смекни!
smekni.com

Избранные главы (стр. 44 из 49)

В течение века происходило постепенное осознание необходимости принятия иной концепции математики как учебного предмета: 1) выделение в качестве основных предметов школьного образования арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, которые постепенно осознавались как элементарная математика; 2) очищение их от большей части приклад­ного материала и выделение его в виде отдельных дисциплин исключи­тельно профессионального обучения; 3) выделение высших разделов математики (дифференциального и интегрального ис­числений, элементов аналитической геометрии и др.) для продвинутого (в перспективе – высшего) математического образования. Эти тенденции позволяли постепенно преодолевать дефект многопредметности как внутри системы математического образования, так и в качестве основного недостатка профессиональной образовательной системы. Шестая. Характерной особенностью математического образова­ния XVIII в. стало уже упоминавшееся явление патронажа над ним ма­тематики как науки. Эффективным механизмом этого патронажа яви­лось такое уникальное явление отечественной интеллектуальной исто­рии, как методическая школа Леонарда Эйлера. В методической школе Эйлера доминировали фундаментальные идеи, составлявшие очень современную для того времени концепцию математического образования: идея сближения содержания математического образования с современной математикой, блестяще реализованная в учебниках само­го Эйлера и его учеников и последователей – Фусса, Головина, Румовского и Котельникова; идея разумной минимизации математических дисциплин путем вычленения в школьном математическом образовании основных – арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, реализация кото­рой нейтрализовала один из существеннейших недостатков математического образования (многопредметность); идея построения учебных математических курсов на базе осно­вополагающих дидактических принципов: систематичности, научности и доступности, учета возрастных особенностей. Методическая школа Эйлера стала фундаментальным фактором дальнейшего развития отечественного математического образования, сфера действия которого была чрезвычайно широкой, включая профес­сиональную и академическую образовательные системы, а также систе­му народных училищ. Эйлер, его ученики и последователи Курганов, Котельников, Румовский, Головин, Фусс были костяком образова­тельных учреждении академической и профессиональных образова­тельных систем, активно участвовали в подготовке следующих поколе­ний преподавателей, создавали циклы учебных руководств по матема­тике для этих учреждений.

Третий этап начался образовательными реформами 1804 г. и за­вершился во второй половине XIX в. Классическая система школьного математического образования, одна из моделей которой создана в Рос­сии, имела международный характер, ей была присуща четкая диффе­ренциация на возрастные (начальное, среднее и высшее математическое образование) и содержательные (в начальной и средней школе изуча­лась элементарная математика, в высшей – высшая математика) уровни. В средней школе математическое образование включало четырехпредметный цикл – арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию.

В дореволюционной России дифференцированное обучение осуществлялось путем создания средних учебных заведений разного типа. С 1804 г. основным типом средней общеобразовательной школы в Рос­сии стала классическая гимназия. Она давала гуманитарно-классичесное образование. В 1864 г. были учреждены реальные гимназии, которые с 1872 г. преобразовали в реальные училища. Основу образования в них составляли естественнонаучные предметы, благодаря чему эти училища давали большой объем знаний по математике, физике, биологии. Их учебные планы включали также химию и черчение, а вместо древних языков изучались немецкий и французский.

С конца XIX в. стала расти сеть коммерческих училищ, которые готовили учащихся к торгово-промьшленной деятельности и поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения. Кроме общеобразовательных предметов, в этих училищах изучались специаль­ные предметы. Первое ком­мерческое училище было открыто в Москве в 1773 г.

ДМОШ давало математическое образование реальных, коммер­ческих училищ, которые готовили учащихся к торгово-промышленной деятельности и поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения, то есть из академической, профессиональной и репети­торской.

Четвертый этап приходится на 60–70-е гг. XIX в. Частично внедряются в школьное обучение математике новые идеи: методическая модернизация систематического курса арифметики; введение функ­циональных идей, элементов математического анализа и основ теории вероятностей в курс алгебры; реконструируется курс геометрии с по­мощью идеи движения и основ аналитической геометрии. Широко об­суждалась также идея фузионизма в узком и в широком смысле. Апофе­озом реформаторских настроений стали I и II Всероссийские съезды преподавателей математики (1911–1914 гг.).

ДМОШ на этом этапе можно понимать как учебный процесс, вы­ходящий за рамки учебной программы классической гимназии и на­правленный на подготовку к поступлению в вузы или связанный с будущей профессиональной деятельностью (академическое, профессиональное и репетиторское).

Пятый этап начался в 1918 г. изданием ВЦИК «Положения о единой трудовой школе РСФСР», которое утверждало единую систему образования, общее обязательное бесплатное обучение. В 20-х гг. школьное математическое образование подвергалось не всегда проду­манным новациям: была предпринята попытка модернизации школьно­го курса в духе международных реформации начала века; насаждался лабораторно-бригадный метод, метод проектов, комплексное препода­вание, предполагавшее отказ от систематического изучения основ наук, в том числе математики. Эти новации не получили признания со сторо­ны учителей математики, существенно снизили уровень математиче­ской подготовки выпускников школы.

В связи с тем, что школьное обучение в данный период было тесно связано с производством и имело своей целью подготовить политически активных рабочих и крестьян, продолжение обучения выпускников школ в техникумах и вузах лишь декларировалось, но практически было невозможным. Поэтому в 1919 г. возник особый тип среднего учебного заведения – рабфак (рабочий факультет). Задачей рабфаков было в кратчайшие сроки подготовить рабочих и крестьян к поступлению в вуз. Законодательно это было оформлено Декретом СНК РСФСР от 17 сентября 1920 г. Был установлен 3-летний срок обучения на дневных отделениях и 4-летний – на вечерних. Рабфаки в значительной мере помогли ликвидировать пробелы в общеобразовательной подготовке молодежи, возникшие из-за излишне революционных экспериментов со школой с 1918 по 1933 г. Действовали рабфаки вплоть до 1940 г.

С 1926/27 учебного года в городах и поселках организуются фабрично-заводские семилетки (ФЗС и ФЗУ), в селе – школы крестьянской молодежи (ШКМ). С 1924 г. началась профессионализация старшей ступени (8–9 классы). Возникли школы с сельскохозяйственным, индустриальным, экономическим, кооперативным, педагогическим и другими уклонами. Однако эта профессионализация школы себя не оправдала, так как ее выпускники не обладали ни должной профессиональной квалификацией, ни общеобразовательным уровнем, достаточным для поступления в вуз. Тем более что с 1924 по 1931 г. в школе господствовало так называемое комплексное преподавание, не предполагавшее систематического изучения учебных предметов. Например, математика и русский язык выступали как вспомогательные средства при ознакомлении учащихся с «комплексом знаний» по трем основным разделам: природа, труд, общество. Так, программа 1927 г. выделяла следующие пути «комплексирования»: составление иллюстрированных математических задач на материале комплексной темы; иллюстрация взаимосвязи математики с физикой, химией, естествознанием, обществоведением и т.д.; возникновение некоторых вопросов математики из материала какой-либо комплексной темы (составление сметы, учет времени рабогы и т.п.); выбор комплексных тем, требующих значительного примене­ния математики, например изучение счетоводства школы.

Именно к этому периоду относится использование книг типа «Математика токаря», «Математика летом» и т.п. Появляются рабочие книги по математике (М.Ф. Берга и др.), которые обычно строились так: исходный комплекс – определен­ный объем математических сведений, их использование для обслужива­ния комплекса. Как уже было отмечено, в эти годы распространялись бригадно-лабораторный метод обучения и метод «проектов». На прак­тике учительство не толь­ко не признавало эти новшества, но и с разумным консерватизмом соче­тало данные формы работы с урочной системой предметного препода­вания, особенно по математике. Жизнь показала их правоту, которая подтвердилась целой серией постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, начиная с 1931 г.

Дополнительное математическое образование школьников имело более сложную структуру: наряду с академическим, профессиональным, репетиторским, начали работать подготовительные курсы (рабфаки, готовящие в вуз в кратчайшие сроки рабочую молодежь).

Шестой этап начался в 1931 г. с восстановления предметного преподавания основ наук, введения стабильных программ, в том числе по математике. Вводились и стабильные учебники, преимущественно в виде откорректированных учебников математики дореволюционной школы. В 40– 50-е гг. советская модель классического школьного ма­тематического образования достигла наиболее оптимального функцио­нирования, о чем говорит хотя бы то, что одной из важнейших причин успехов советской науки и техники (апогей – начало космических про­ектов) признана советская модель образования, в которой ведущие по­зиции занимала математическая составляющая. Отметим, что в этот период была разработана и начала функционировать система внекласс­ной работы советской школы. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с пре­подавателем во внеурочное время. Следует различать два вида внеклассной работы по математике: работа с отстающими учащимися; работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности. Такие занятия отвечают следующим основным целям: «Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к ма­тематике и ее приложениям. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу. Оптимальное развитие математических способностей у уча­щихся и привитие учащимся определенных навыков научно-ис­следовательского характера. Воспитание высокой культуры математического мышления. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески рабо­тать с учебной и научно-популярной литературой. Расширение и углубление представлений учащихся о практи­ческом значении математики в технике и практике социалистического строительства. Расширение и углубление представлений учащихся о куль­турно-исторической ценности математики, о ведущей роли советской математической школы в мировой науке. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения со­четать индивидуальную работу с коллективной. Установление более тесных деловых контактов между учи­телем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изу­чение познавательных интересов и запросов школьников. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся)». Предполагается, что эти цели частично реализуются на уроках. Окончательная же реализация целей переносится на внеклассные заня­тия. Следовательно, внеклассная работа дает дополнительные знания по математике, т.е. дополнительное математическое образование.