Смекни!
smekni.com

Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха (стр. 48 из 50)

[6] Хотя Кьеркегор жил в 1-ой половине ХIХ в., его творчество практически не было известно за пределами

Дании (а также Норвегии и Швеции) до начала ХХ в. В ХIХ в. популярности Кьеркегора препятствовала

ожесточенная критика со стороны либеральной протестантской мысли (А.Гарнак, А.Ричль, Э.Трёльч и др.).

Кьеркегор был “белой вороной” в общей атмосфере “благодушия и оптимизма”.

[7] В связи с Декартом обратим ещё раз внимание на то, что не следует до конца отрывать, как это делается в

учебной литературе, экзистенциализм от классического рационализма. Мосты не были сожжены.

[8] Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., Республика, 2000, с.44.

[9] Там же, с. 59.

[10] Если считать, что теология может быть выражена в форме мистико-интуитивного озарения

(например, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Бл. Августин, св. Франциск Ассизский и все

средневековые августинисты), то опять-таки, кроме Мартина Бубера, мы ни у кого из экзистенциальных мыслителей не найдем этого учения об озарении.

[11] Тиллих П. Кто я такой? (Автобиографическое эссе). Пер. с англ. Т.П.Лифинцевой. //Вопросы

философии, 2002, №3. С. 161.

[12]. Тиллих П. Кто я такой? С. 162.

[13] Там же.

[14] Тиллих П. Кто я такой? С. 163.

[15] Там же. С. 164.

[16] Тиллих П. Кто я такой? С. 164.

[17] Тиллих П. Кто я такой? С. 164.

[18] Об отношении Тиллиха к матери не писал разве что очень ленивый психоаналитик. (См., напр., May R. .Paulus. N.Y.: Harper & Row, 1973. Р. 37-66). Не слишком счастливая личная жизнь богослова вроде бы давала основания думать, что в каждой женщине он искал мать: в 19 лет он женился на матери своего друга-студента (которая, кстати, позже оставила его ради ещё одного студента); его вторая супруга Ханна, с которой он прожил большую часть жизни, также была старше мужа и при этом страдала от раздвоенности чувств, увлекшись его коллегой. (См.: Tillich H . From Time to Time. N.Y.: Harper & Row, 1970. Прот..Шмеман А.. Дневники. М.: Русский путь, 2005. С. 40.)

[19] Тиллих П. Кто я такой? С. 165.

[20] Хотя Шеллинг был резко отвергнут Кьеркегором, в ХХ в. философия последнего периода его

творчества была воспринята экзистенциальной философией именно благодаря трудам Тиллиха и Марселя.

[21] Тиллих П. Кто я такой? С. 166.

[22] Там же.

[23] Тиллих П. Кто я такой? С. 166.

[24] Цит. по: May R. Paulus. N.Y., Harper & Row, 1973. P. 18.

[25] Там же. С. 167.

[26] Тиллих П. Кто я такой? С. 168.

[27] “Кайрос” (греч. kairÒj - “наилучшее время”, “должное время”) — термин, в христианской традиции

обозначавший вхождение трансцендентного в историю: Боговоплощение (Великий кайрос), а также осуществление гармонии и справедливости в обществе (малый кайрос). Тиллиховская концепция Кайроса подразумевает, с одной стороны, открытость конкретной исторической ситуации для Безусловного, а с другой – предостерегает от мессианства и эсхатологизма псевдорелигий (квазирелигий), столь ярко заявившего о себе в ХХ столетии в лице нацизма, большевизма и множества тоталитарных идеологий.

[28] Тиллих П. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 225 – 227.

[29] См. Тиллих П. Систематическая теология., часть V («История и Царство Божие»).

[30] ТиллихП. Избранное. Теология культуры. М., 1995. С.105.

[31] Там же. С. 163.

[32] Отто Р. Священное. СПб., Изд. С.-Петербургского ун-та, 2008. Пер. с нем. А.М.Руткевича.

[33] Тем более, что во многих справочниках и учебниках Тиллиха причисляют к неоортодоксальным теологам.

[34] Лично они не встречались (Ричль умер в 1889 году), но молодой Тиллих учился по его книгам (и у его учеников) и считал его своим учителем.

[35] К.Барт Послание к Римлянам. Москва: ББИ, 2005. С. 25.

[36] Позже мы специально остановимся на значении этого понятия для теологии Барта и его

единомышленников.

[37] Цит. по: Барт К..Послание к Римлянам. М., 2005. С. xxi.

[38] Нередко в отечественных словарях и учебниках название бартианской «теологии кризиса» трактуется как

«теология, описывающая современный кризис религии, культуры и цивилизации». На наш взгляд, это

является грубой ошибкой.

[39] Барт К. Послание к Римлянам. М., 2005. С. 55.

[40]Барт К .Послание к Римлянам. С. 42.

[41] Там же. С. xxxvii

[42] Тиллих П. Теология культуры. С. 222.

[43] Барт К. Послание к Римлянам. М.: ББИ, 2005, С. 4.

[44] Здесь мы не имеем возможности рассмотреть хотя бы кратко обширнейшую историю «естественной

теологии» или «естественного богопознания», к которой можно отнести, например, Гуго Сен-

Викторского, Ансельма, Фому, Авицеену, Маймонида, Декарта, Лейбница, всех деистов XVII-XVIII вв.,

«либеральных теологов» XIX в., а также неотомистов Жильсона, Маритена и очень многих других

мыслителей.

[45] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. С. 299.

[46] См. Тиллих П. Диалектическая теология. (Пер. с нем.)// Путь. Орган русской религозной мысли. !925, № 1.

Париж, 1925.

[47] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. М. – СПб.: Университетская книга. С. 13.

[48] Барт К. Введение в евангелическую теологию. Москва: ББИ, 2006. С. 156.

[49]Тиллих П. Кто я такой? С. 167.

[50] Тиллих П. Кто я такой? С. 171.

[51] См. Tillich P. Open Letter to Emmanuel Hirsch (1934) // The thought of Paul Tillich. San Francisco: Harper & Row, 1985. PP 353-388.

[52] Тиллих П. Кто я такой? С. 168.

[53] Там же. С. 171.

[54] Тиллих П. Кто я такой? С. 171.

[55] Там же.

[56]May R . Paulus. P.2.

[57] Тиллих П. Кто я такой? С. 172.

[58] В отличие от экзистенциальной психологии, соответствующая философия не получила широкого распространения в США.

[59] Лёзов С.В. Теология культуры Пауля Тиллиха. // Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. М.: Юристъ, 1995. С. 468.

[60] Очевидно, неслучайно лучшим биографом Тиллиха стал именно Ролло Мэй, написавший книгу “Paulus”. Молодой психолог слушал лекции Тиллиха о теологии культуры, о «мужестве быть» - и решил положить в основу своей практики лечения фобий и депрессий базисную идею об осознании человеком конечности собственного бытия и страхе смерти. Мэй помог и своему учителю, когда у того был тяжёлый период в отношениях с женой. Возможно, Мэй порой тенденциозен и восторжен, но трудно требовать «научной объективности» в отношении к другу и учителю.

[61] Tillich P. What am I? P. 264.

[62] Сорок , как мы помним, одно из самых значимых библейских чисел, символизирующее длительность и трудность испытания.

[63] В русскоязычных изданиях часто переводится как «предельный интерес». Мне всё-таки представляется

более ёмким понятие «забота» (возможно, из-за переводов Хайдеггера). У самого Тиллиха по-немецки это

понятие звучит как «Sorge», а по английски «concern», что вряд ли можно перевести как «интерес», со

всеми его социально-экономическими коннотациями.

[64] Я не дерзаю здесь обсуждать историю вопроса о соотношении философии и теологии, который

является традиционным для европейской мысли начиная со II века н.э., но в ходе дискурса постараюсь

выяснить, какую именно философскую и теологическую традицию продолжает Тиллих.

[65] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. М.-СПб, 2000. С. 33.

[66] Там же. С. 64-65.

[67] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2.С. !68.

[68] Там же. С. 27.

[69] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. С. 165.

[70] Там же. С. 65.

[71] Там же.

[72] Тиллих П.Систематическая теология. ТТ.1-2, С. 170.

[74] Там же. С. 21-22.

[75]Тиллих П. Систематическая теология. С. 170.

[76] Тиллих П. Систематическая теология. С. 83.

[77] См. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. См.

также, например, Horkheimer М. The Eclipse of Reason. New York and Oxford: Oxford University Press,

1947.

[78] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. С. 80.

[79] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2, С. 190.

[80] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. С. 81.

[81] Хегглунд Б. История теологии. (Пер. Ю.Володина). СПб, 2001., с.348.

[82] Там же. С. 349.

[83] Не совсем ясно значение понятия «структура». Очевидно, что Тиллих посредством этого понятия пытается

(подобно многим экзистенциальным философам) избежать извечного дуализма «материя – сознание»,

«природа – дух», «бытие – мышление», но положительного определения понятия «структура» он нигде не

даёт. Возможно, это невольная дань моде на структурализм в 30-е и 40-е годы.

[84] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. С. 165.