Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений (стр. 18 из 24)

Занятие № 3

Толерантное общение

Цель: ознакомить со способами толерантного общения.

В условиях современной цивилизации на­иболее оптимальная форма толерантности - расширение собственного опыта и критичес­кий диалог. Человек может увидеть в иной позиции, в другой системе ценностей, в чу­жой культуре не то, что враждебно его соб­ственной позиции, а то, что может помочь ему в решении проблем, насущных не толь­ко для него, но и для многих людей, дру­гих культур. Такая форма толерантных от­ношений способствует собственному разви­тию, так как критический диалог предостав­ляет возможность посмотреть на собствен­ную позицию с иной точки зрения. В какой бы форме ни выражалась толерантность, она всегда препятствует и не допускает насилия ни в каком виде, уменьшает нетерпимость и выступает необходимым условием и на­дежным гарантом сохранения современной цивилизации во всей ее полифонии.

Упражнение № 1

Ведущий тренинга предлагает участникам объеди­ниться в пары: один участник выступает в роли оби­женного, а другой в роли обидчика. Участники вспо­минают и разыгрывают ситуации. Используя пред­ложенную ниже схему, обиженный пытается достой­но выйти из ситуации.

Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Схема выхода из данной ситуации:

1. Начать разговор с описания ситуации, которая не устраивает обиженного: "Когда мама накричала на меня при друзьях...";

2. Выразить чувства, возникшие в связи с этой си­туацией и поведением обидчика по отношению к обиженному: "...я почувствовал себя неудобно...";

3. Предложить обидчику другой вариант поведе­ния, устраивающий обиженного: "...пожалуйста, в следующий раз не высказывай свои замечания в присутствии моих друзей...";

4. В случае, если обидчик изменит свое поведение, обиженный поступит так: "...тогда я буду прислуши­ваться к твоим замечаниям".

В процессе обсуждения участники группы выска­зывают свое мнение о том, чей выход из ситуаций оказался наиболее удачным. Группа приходит к вы­воду, что культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зре­ния.

Упражнение № 2

Объяснить участникам группы разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием. Использова­ние в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, предполагая ответственность го­ворящего за свои мысли и чувства: "Когда ты при­ходишь домой поздно, я очень волнуюсь". Ты-высказывание нацелено на обвинение другого человека: "Ты опять пришел домой поздно". Употребляя Ты-высказывание, человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции - гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет че­ловеку выслушать вас и спокойно ответить.

Схема Я-высказывания: Когда ___________ (действие другого), я чувствую (мне)_____ , я счи­таю ___________.

Ведущий тренинга предлагает участникам группы составить Я-высказывания для следующих ситуаций:

- вы решили помочь своему другу подготовиться к экзамену и не пошли на концерт, но ваш друг так и не пришел на место встречи, заставив вас ждать два часа; что вы ему скажите?

- учитель поставил вам плохую оценку, считая, что вы списали ответ на данный вопрос; что вы ска­жите учителю?

Приведите пример своей ситуации и составьте к ней Я-высказывание.

Американские исследователи К. Ситарами Р. Когделл в результате многолетнего опыта приводят практические рекомендации участникам межкультурного общения с це­лью формирования толерантности в межкультурной коммуникации:

- не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей;

- всегда помнить о необходимости пони­мать культурную основу чужих ценностей;

- никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого;

- общаясь с представителями другой ре­лигии, пытаться понимать и уважать эту религию;

- не исходить из цвета кожи как "естест­венной" основы взаимоотношений с тем или иным человеком;

- не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего;

- относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с каким относился бы к сво­ей собственной;

- понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на все аспекты;

- не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представите­лей другой культуры в ходе межкультурных контактов;

- всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой.

Задание

Ведущий рассказывает участникам группы о Но­белевской премии, ставшей символом высшего до­стижения в области науки по следующим четырем номинациям: физика, химия, медицина, литература, и пятой номинации, по которой учреждена премия, оговоренная в завещании Альфреда Нобеля как "вне­сение весомого вклада в сплочение народов, уничто­жение рабства, снижение численности существую­щих армий и содействие мирной договоренности... от 27 ноября 1895 г.; г. Париж". В настоящее время премия, учрежденная Альфредом Нобелем, пользует­ся огромным международным авторитетом и выда­ется с 1901 г.

С целью повышения социальной компетентности личности ведущий тренинга предлагает участникам группы представить, что они лауреаты Нобелевской премии и им необходимо подготовить свое ответное выступление. Каждый участник выбирает номина­цию, по которой хотел бы получить премию, и со­ставляет выступление по следующему плану:

- опишите ваше научное открытие и объясните, почему ваш вклад в науку или дело мира получил такую высокую оценку;

- выразите слова благодарности тем, кто помог до­биться подобного результата в вашей работе;

- расскажите о своих научных планах на буду­щее.

После выступления участники группы задают свои вопросы "лауреату" и обмениваются мнениями.

ЗАНЯТИЕ № 4

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ В ГРУППЕ

Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопо­нимания и согласованности действий в группе

Важно подчеркнуть, что толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъ­екта принимать социокультурные отличия объекта, включающие внешние признаки, вы­сказывания, особенности поведения и т.д. Это взаимодействие имеет свою историческую, социоэкономическую и социокультурную специ­фику и во многом ею определяется.

Толерантность - это способность различать и признавать нравственные, правовые и пси­хологические границы, умение конструктивно действовать в пограничных ситуациях, разре­шать противоречия, согласовывать позиции, сотрудничать.

Можно выделить следующие критерии то­лерантности, ее социальные показатели:

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

- сохранение и развитие культурной само­бытности и языков национальных меньшинств;

- взаимное уважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое от­ношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

- равноправие (равный доступ к социаль­ным благам, к управленческим, образова­тельным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, ра­сы, национальности, религии, принадлежнос­ти к какой-либо другой группе);