Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 14 из 44)

Правда, в Аттике и Ионии, по всей вероятности, продолжился ахейский цикл. В VIII - I вв. до н.э. они были в макролете, в I - VIII вв. оказались в макроосени. А в VIII - XIV веках оказались в макрозиме.

Не случайно "афинское возрождение" восстановленной в XIII веке Византийской империи оказалось самообманом. Тем более, что афинский (ахейский) дух вряд ли пережил большую зиму" VI - VIII веков. Даже во взвеси с безусловно демографически преобладающим дорийским.

Греческий феномен V - IV веков до н. э.- это редкий феномен сочетания макролетней, сияющей зрелым и одновременно ослепительным светом аттической-ионийской культуры, и макровесенней экстенсивной, динамичной и восприимчивой дорической культуры. Культуры тех же греков, только отставших от аттиков и ионийцев на один большой цикл.

Такое сочетание - уникально в истории. Но оно могло повториться на расширенном, уже не балканском, а общеевропейском поле, если бы германцы сокрушили не Западную, а Восточную Римскую империю, не Рим, а Константинополь.

Для этого германцы должны были "потерять себя" не на берегах Рейна, Эльбы и Дуная, а в самой Греции. Если бы они захватили Грецию в I - II веках, то к VIII веку сложилась бы единая греко-германская культура. Возможно, это и было сверхзадачей германской нации-общины в I - II веках новой эры. Следовательно, даки, свевы и маркоманны штурмовали не только Фракию, но и подступались к самой Греции.

Но римляне помешали осуществлению этой сверхзадачи, потеснив сначала Свевию, потом уничтожив Дакию, затем отразив наступление маркоманнов, и, наконец, уступив готам и алламаннам, но лишь Дакию, а позднее Иллирик. Греция так и осталась вне пределов германского мира. Ромейцы выиграли время.

Поскольку германцы упустили время, то вектор германской экспансии изменился. Вместо творческого и органичного слияния с греками, германцы попытались сочетаться с италийцами. Вместо гармоничной любви они испытали иссушающую страсть. Отныне Рим стал страстью Германии.

Теневая телеология германского духа

Комплекс Одиссея-изгнанника развился и воплотился в социальную и политическую реальности, пронизанные идеями механического универсального порядка и идеей Рима, как центра мира, в котором отныне будут короновать германских императоров.

"Изгнание", "Рим" и "Порядок" - вот теневая "мефистофелевская" телеология германского духа!

Не здесь ли одна из причин раздвоенности средневекового человека, его подростковый характер, контрастно сочетающий в себе светлое и демоническое начала, святость и бесноватость? В общем, "сумрачный германский гений"?

Столь явного дуализма народы древности не знали. Их комплексы носили частичный, детский характер.

Германский мир похоронил мир Римский, но сам стал носителем вывернутого наизнанку римского духа.

На полтора века германцы получили безраздельную власть над Европой, как когда-то, 600-700 лет до этого, такую власть на три века получили римляне. Ведь италийцы уже скатились в макрозиму, а кельты, латино-иберийцы и кельто-славяне еще находились в макрозиме.

Но сами германцы в середине V века были в середине большой осени и уже недалеко было время германской большой зимы. Поскольку начало большой зимы, т.е. первая четверть "большой зимы", является сравнительно благоприятным периодом, то у германцев оставалось еще 150 "легких" лет (примерно с 450 по 600) для того, чтобы перестроить завоеванный мир по-своему.

Не тьму и страдание принесли германцы Европе. Они принесли ей обновление, освежающий северный ветер и неоглядную ширь под глубоким и встревоженным небом. Греческий дух в варварском германском обличьи был деятелен, молод и свеж, и очень похож на отца.

Германские экклесии первых веков Средневековья - это церковь, тинг и пир:

"Пиршественная горница была центром дома знатного человека. Пир и тинг - важнейшие узлы социальной жизни германской знати, из которых первый едва ли не был главным. Особое значение пира в жизни скандинавов подчеркивается и в постановлении "Законов Фростатинга", гласящем: "В трех местах - в церкви, на тинге и на пиру - все люди одинаково должны пользоваться неприкосновенностью". Пир оказывается здесь в одном ряду с двумя другими важнейшими центрами социального общения, причем с такими, как церковь - место общения с богом и тинг - орган поддержания правопорядка и осуществления правосудия" (А. Я. Гуревич).

Так началась собственно германская история, не только как история германского духа в его светлом и теневом обличьи, но и как история германского мира. Она, по свидетельству нашего современника, "свидетельствует, что мы выросли и сформировались как европейцы и призваны созидать далее на основе древнего европейского наследия; что одна из половинок нашей души считает своей родиной пространство греческой античности, ту самую вершину на границе между Западом и Востоком - Олимп. Мы, народ, не обладающий отчетливой способностью самим творить собственный облик, никогда еще так не нуждались в сосредоточенных вокруг этой вершины созидающих, связующих и определяющих способы выражения силах, в задающей меру, при всей оргиастичности ее характера, мощи греческого духа; никогда более, чем теперь, когда утрачивает влияние другой фактор нашего формирования - Рим, когда, несмотря на сегодняшнюю тягу к религии, исчезает древний, основанный на христианстве синтез Востока и Запада, и когда мы в то же самое время глубоко до состояния внутренней неуправляемости, растревожены воздействиями, поступающими и изнутри, и с Востока" (А. Вебер).

IV. Между свободой и равенством-братством

VII век: пробуждение Галлии

I века после многовековой спячки "проснулись" галлы.

Начался предпоследний, дневной макроцикл галльской нации-общины: 661 макровесна 1429 макролето 2197-

Их пробуждение оказалось своевременным, так как во франкские земли вторглись арабы, ранее уже покорившие Испанию.

С середины VII века уже нельзя не видеть того, что внутри германской Западной-Средней Европы возникает системно-увязанная и одновременно мозаичная германо-галльская Европа. С этого времени можно вновь наблюдать феномен Европы двух активных наций или, точнее, национальных общинных блоков: германского и кельтского. Несколько столетий раньше Европа тоже была дуальной, тогда господствовали римляне, а плодоносили греки.

В Британии, после хаоса VI - первой половины VII веков, появляется Англия. В Шотландии и в Уэльсе формируются новые кельтские (британские) нации.

В Испании временно утвердились арабы, которые уничтожили германскую (готскую) элитную надстройку, но не смогли ассимилировать латинскую крестьянскую основу.

Германский мир в это время занимает территорию почти всей Средней и Северной Европы, включая Скандинавию. А в будущей Франции, Северной и Средней Италии германцы составляют только более-менее ощутимую часть верхушечных слоев общества. По расчетам Ле Гоффа "ни вестготы, ни франки, ни другие группы завоевателей не должны были насчитывать более 100 тыс. человек. Расчеты, согласно которым общее количество варваров, осевших на римском Западе, составляло 5% всего населения, недалеки от истины".

Но в узком смысле, т.е. политически, Западная-Средняя Европа VII века была единой. Здесь повсеместно происходил генезис феодализма на основе "горизонтального" германского права.

Галлы стали активной социальной, военной и политической силой, интегрированной в германский мир и начавшей обособляться в этом мире:

"Я отнюдь не сторонник теории Огюстена Тьерри - что франки были предками дворян эпохи Старого Режима, а галлы - предками сервов и пролетариев: для сегодняшнего историка она неприемлема; однако замечу, что франкская знать пополнила ряды (более многочисленные, нежели ее собственные) местной галло-римской знати, которая сохраняет свое положение, поскольку "сотрудничает" с захватчиками и, кроме того, находит для себя убежище в высшей церковной иерархии" (Ф. Бродель).

Галльская свобода

Галльский телеологический код - это "Свобода - равенство в политической толпе - "король-солнце". С VII века этот код начинает активно воплощаться в социальных и политических институтах франкской державы, кое-где дополняя, но чаще конфликтуя с германским базовым кодом.

Наверно, можно найти более удачные слова для названия галльских-французских базовых ценностей. Например, найти конкретную личность, идеально воплощающую личностный код галлов-французов.

Почти наверняка, что Одиссей реальный, как и реальный Эней, были далеко не точной копией поэтических образов, закрепившихся в народном сознании греков и римлян. Более того, эти архетипические образы возникли задолго до рождения самих героев, просто потом их образы слились с безымянными, но конкретными архетипами.

Поэтому для французов-галлов вместо слова "Свобода" можно подыскать какой-нибудь позднейший образ:

"Выбор народных героев - факт великой важности в психологии народов. Действительно, герои представляют собой одновременно типических представителей данной расы и ее идеализованное представление о самой себе. Один немец справедливо сказал, что никогда бы не могло существовать нации Наполеонов, но что был момент, когда тайным желанием каждого француза было сделаться Наполеоном. Этот идеальный Наполеон далеко впрочем, не походил на грубого и вероломного исторического Наполеона, которого даже в настоящее время, после стольких разносторонних исследований, мы еще не знаем достаточно. Верцингеторикс, Карл Великий, Людовик Святой, Жанна д,Арк, Винцент де Поль, Байярд, Генрих IV, Тюрень, Конде, д,Ассас, Мирабо, Наполеон - вот герои Франции, истинное или воображаемое лицо которых всем знакомо. Наиболее популярны - Жанна д,Арк и Наполеон, причем из последнего сделали олицетворение французской революции и французской славы" (А. Фуллье).