Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 28 из 44)

Эта Тень станет не просто негативным отпечатком германского духа, но и "босховской" карикатурой Римской империи в том еще, древнеримском ее образе. Образе жестокой и коварной силы, рассекшей во II -I веках до н.э. единый греко-фракийско-предгерманский мир Средней Европы

Но почему инфаркты, а не просто периоды упадка?

Потому что германский дух - это дух имперский. Он не может жить в мире с самим собой как изолированное существо. Ему необходимы соседи, которых он вовлек бы в свой мир, сам проникаясь их интересами и идеями, пропитываясь их жизнью. Это дух экспансивный и в тоже время жертвенный. Это дух служения. Если его отвергают, то он ломается.

Таков же и русский дух. Он тоже имперский. Он сформировался также под влиянием внешней ломающей силы. Он тоже стремится вширь, к служению, к примирению.

Но, если дух германский стремится к дружбе на основе верности, долга, чести, справедливости и народного собрания, то русский стремится к взаимодействию на основании постоянного соперничества в лихости, в силе. Он основан на "гарцевании", а не на праве, он основан также на силе и на любви.

Если германец пристраивается "сбоку" и уважает правила, то русский как бы охватывает "инородца" и "сверху" и "снизу", соглашаясь подчиняться сильному, в т.ч. сильному духом и словом, но и принуждая к подчинению того, кто слабее.

Русские не собираются для решения вопросов по правде и справедливости, они собираются для "базара", для испытания в силе и твердости. Многонациональные казачьи общины сразу же создавали четкую иерархию по признакам лихости, смелости, удачливости.

Имперский надлом для германцев - это внутренний надлом их национальной психики. Такой надлом, по-видимому, уже не излечивается даже во внутриутробной второй половине большой зимы. Он становится частью национального комплекса - антиценности. Поэтому возрожденный к новому, теперь уже макроосеннему сезону 1525 - 2293, германский дух имеет на сердце рубцы и того, первого инфаркта.

До первого надлома германские императоры считали себя верховными правителями христианского мира, а всех королей, включая и французского, своими вассалами. Хотя сами французские короли, не без поддержки папы, уже в конце XII века считали себя ровней германским королям и императорам.

До первого надлома германские императоры стремились встроить папство во внутреннюю структуру Империи. До первого надлома германцы повсюду в христианском мире видели признаки усиления влияния германского духа: в готическом искусстве, рыцарском кодексе чести, в феодальном праве, повсеместных сеймах, в германских корпоративных тканях общества, в самом "готическом мироощущении".

После первого надлома германский мир сузился до собственно Средней Европы, но оставался еще сердцем Европы, ее духовным центром и пространством сокровенного опыта.

Важно было и то, что от экспансии и неумолимого расширения он перешел к стратегической обороне. Вот в этом один из признаков психологического надлома - в осознании того, что время работает не на тебя, а против.

Второй надлом, произошедший во время Тридцатилетней войны, фактически означал потерю германским духом общеевропейского значения. Феодальная и корпоративная системы после войны оказались уже не одним из универсальных политических и социальных языков Европы, а просто "пережитками".

Подымающийся капитализм и торжествующий французский монархический принцип отодвинули Германскую империю в область пережитков.

Наконец, лютеранство и, тем более, другие, более экстремистские идеологические течения, не только раскололи германскую нацию (а ведь французы, итальянцы и англичане, пусть преимущественно репрессивными методами, но такого раскола не допустили - лишь явное меньшинство здесь оказалось в другом религиозном лагере), но и, через лютеровские и послелютеровские новации, лишили немцев-протестантов живой духовной связи с церковью-общиной, с Богом Живым.

Сильные люди, подобно самому Лютеру, были обречены на страдания самостоятельного поиска духовных опор, а слабые просто деградировали, примитизировались ("одномерный человек"). Такие "одномерные", а точнее "двумерные" немцы стали в XIX веке посмешищем и пугалом для всей Европы. Самодовольство, филистерство, глупое чванство, тупой "картофельный дух" стали ходячими образами немца в глазах его "острых" соседей. Такой немец - это первый вариант, а, точнее репетиция, немца, замкнутого в своем "растительном существовании" будущей макрозимы.

Если первый инфаркт лишь надломил, то второй сломил германский имперский дух, причем уже не только в надстройке державных и идеальных стремлений, но и в основных проявлениях души и тела нации. В человеке, в общественных институтах он замкнул немцев на самих себя, превратив большую часть элиты в бессильных мистиков, а большую часть народа - в филистеров и муравьев-накопителей.

Третий инфаркт, случившийся после наполеоновских войн, направил накопившуюся, но не находившую выхода, энергию снова вовне, но не во имя империи согласия , а во имя империи Тени.

Наверное, если бы германской Тени удалось воплотить свою "миссию", если бы, например, гитлеризм победил в мировой войне, то цивилизация Запада оказалась бы снова частично демонтированной до тех времен, пока эта Тень, ставшая тенью во плоти, т.е. Антихристом, не удовлетворила бы своей жажды мщения. После этого она бы распалась и дала бы начало новой жизни на выжженной земле Европы. Но случилось бы это вряд ли раньше 50-60 годов XXI века. Эта катастрофа отбросила бы Европу далеко назад, действительно превратив ее уже к концу XXI века лишь в большой полуостров континента "Евразия".

Но случилось то, что случилось. И, слава Богу! Германская Тень, наливавшаяся плотью с 60-х годов XIX века и воплотившаяся в тоталитаризме чудовищного нацизма, "вдруг", всего через несколько лет после разгрома во второй мировой войне, оказалась лишь тенью. Даже как тень ее уже трудно разглядеть.

Снова германский партикуляризм выстроил отношения в экономике, в социальном базисе и в государстве. Капитализм стал социальной рыночной экономикой, а рейх - федерацией земель.

Может быть, и утрата большей части Пруссии помогла этому процессу?

Пруссия, судя по циклам ее истории и проявлениям ценностей - архетипов, это не германское, несмотря на язык, а славянское общество, организованное не германским духом, а духом одного из славянских народов (пруссов? боруссов? лютичей?) лишь онемеченных, но сохранивших базовый ценностный код одного из славянских народов.

Как это произошло и когда? Это "случилось" на следующем этапе германской истории - истории макролетней большой германской зимы 1333 - 1525.

IX. В горниле Нового времени

Германская "зима" XIV-XV веков

До начала "зимы" ситуация в Германии как-то стабилизировалась, один из германских королей в 1328 году даже был коронован императорской короной. Коронован он был римским народом, а не папой. Поскольку папа временно стал авиньонским пленником.

Борьба с папой продолжалась, но уже в 1338 году, сначала шестью курфюрстами, а затем и съездом во Франкфурте-на-Майне, на который явились представители всей Германии, было решено, что королевская власть имеет непосредственно божественное происхождение. Поэтому постановили, что для избрания короля и императора достаточно голосов большинства курфюрстов.

Съезд принял решение возобновить богослужения в германских церквях независимо от папского интердикта. В немецком духовенстве в связи с этим произошел раскол, но преданное правительству духовенство получило явный перевес.

Так началось германское "зимнее лето" 1333-1381, в целом неплохой период, светящий не только отраженным светом прошедших эпох, но и собственной мудростью и собственным значением.

В этот период мудрость и опыт являются непосредственной силой, но зато и недостаток мудрости является прямой слабостью. Причина в том, что национальный духовный организм вступает в длительную эпоху распада, сначала медленного, потом ускоряющегося, а во второй половине "зимы" обвального и повсеместного. Только ближе к концу цикла, после импульса в начале четвертой четверти большой зимы начинается возрождение основ духа. Начинается возрождение самого духа в обновленной формуле, но еще не его проявлений в социальных и политических институтах.

Людовик Баварский, до 1347 года правивший, или, как говорит немецкий историк, "исполнявший королевские обязанности", был слабым королем и слабым человеком.

Он делал множество ошибок. Уже вскоре после блестящего съезда во Франкфурте-на-Майне он восстановил против себя курфюрстов. Был даже избран антикороль. Но Людовик устоял, потому что опирался на новую партикуляристскую силу - силу городских народных общин:

"В течение того века, который прошел со времени междуцарствия, понятие о таком государственном строе, в состав которого должна входить каждая отдельная сила, успело значительно развиться и возрасти. Но конечно, все были еще очень далеки от нашего современного воззрения на государство. Дошли уже до того, что общий внутренний мир, т.е. государственное благоустройство или нечто подобное ему, стали считать нормальным положением, желательным, долженствующим существовать. В течение этого столетия сильно поубавилось и разбойничьих замков рыцарства. И эти начала государственного благоустройства опирались не на правительство, не на власть князя, короля, императора, а на вполне частную инициативу - на принцип свободного союза, на ассоциацию. В этом отношении XIV в. в Германии заслуживает полного внимания. Около 200 городов, укрепленных, вооруженных, почти самобытных в своей внутренней жизни, были тесно связаны между собой всякого рода местными союзами, сообразно своим частным интересам, готовые вынудить и дворянство, и духовных и светских князей к изменению их привычек, так что те уже начали искать поддержку своему значению и могуществу в ассоциациях и союзах, подобных городским" (О. Егер).