Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 18 из 44)

В 532 году византийский полководец Велисарий подавил восстание партии "зеленых". В 533 году был заключен мир с персами, затем была завоевана Северная Африка. В 534-540 Велисарий завоевал Южную Италию. До 549 года войну в Италии вел Велисарий, с 549 Нарсес. Счастье для него, что Нарсес был евнухом. Иначе у придворных историков и лжецов, вроде Прокопия Кесарийского, и для него "нашлась" бы своя "тайная история". Правда, у Нарсеса есть своя явная история - история предательства.

К 555 году вся Италия оказалась под властью византийцев, а готы и их союзники - франки и аламанны, были вытеснены из Италии. Италия стала провинцией Восточной Римской империи.

С 555 по 565 Италией управлял Нарсес (период Экзархата), пока он не был отозван новым императором, взошедшим на престол после смерти Юстиниана. В это время ромейцы утвердились и в Испании.

Последнее германское наступление эпохи переселения народов - нашествие лангобардов на Италию, начавшееся в 568 году, положило конец недолгому господству греков в Италии. К концу VI века только прибрежная полоса Италии, а также Сицилия, Сардиния, Корсика оставались византийскими.

Силы и военный гений греков того времени, направленные на воссоздание "полноформатной" Римской империи, были потрачены впустую. Так же, как когда-то силы и гений римлян Траяна.

Вскоре византийцы столкнулись с новой, невиданной по мощи, арабской экспансией. Империя была на краю гибели, но удар выдержала. Правда Северная Африка, включая Египет, а также большая часть азиатских земель, были потеряны навсегда.

Германский Запад в VI веке еще признавал моральную власть, политическое и экономическое превосходство Константинополя. Например, король готов Теодорих чеканил монету с изображением константинопольского императора. Но, после войн в Италии и Испании, в германском мире исчезли остатки морального авторитета и политического влияния византийцев.

Германцы увидели, что "обновленные" ромейские греки чужды им. Реформы Юстиниана, ложные "зимние" реформы, унифицировавшие право по мертвому римскому образцу, были чужды "партикуляристскому" праву самих греков, как и германцев.

"Горизонтальные" германцы не могли принять "вертикальные" римские законы. Византийцы, хоть их и приняли, но только как схему, как сложный механизм, как некое заморское лекарство, которое не лечит, а лишь подлечивает. Может быть, схематизированное римское право, ставшее в Византии правом "сверху", было принципиальной уступкой Востоку и восточному деспотизму, ценностям восточных народов и славян, управляемых греками или сдерживаемых на границах Империи?

Не только ромейские греки вступили в середине VI века в свою большую зиму. В большую зиму в это же время вступили и германцы. В начале VI века начинается нравственный и политический упадок всего германского мира, лишь только сто лет как господствующего в Европе. Но начало большой зимы, т.е. ее первая четверть - это эпоха "зимнего" расцвета. Это время последней германской племенной экспансии - лангобардской.

Локальный кризис германского мира

Уже в первой половине VII века германский мир был в общем упадке и полном замешательстве:

"Происходило и падение нравов и, как будет видно, - вкуса. Пенитенциарии Раннего Средневековья - тарифы наказаний за всякий вид греха - могли бы составить своего рода преисподнюю в мире книг. Они свидетельствуют не только о выходе наружу древних пластов крестьянских суеверий, но и о разнузданности всех сексуальных извращений, безудержности насилия и порока, проявлявшихся в побоях, ранениях, обжорстве и пьянстве-

Изощренность наказаний долгое время вдохновляла средневековую иконографию. Католики-франки заставляли своих мучеников претерпеть такие муки, какими даже язычники-римляне не подвергали мучеников-христиан. "Обычно отрубают кисти рук и ступни ног, вырывают ноздри и глаза, уродуют лицо раскаленным железом, загоняют иглы под ногти рук и ног - когда раны, по истечения гноя, начинают заживать, их снова бередят. Иногда приглашают врача, чтобы лечить несчастного и мучить более долгой пыткой". Епископ Отена св. Леодегарий попал в руки своего врага майордома Нейстрии Эброина в 677 г. Тот отрезал ему язык, изрезал щеки и губы, заставил ходить босым по острым, колючим, как гвозди, камням и, наконец, выколол глаза. Стоит вспомнить также смерть Брунгильды, которую мучили в течение трех дней и в конце привязали к хвосту норовистого коня, понесшего под ударами хлыста" (Ле Гофф).

Приведем еще одно свидетельство наступившей в VII веке всеобщей деморализации:

"Правление династии Хлодвига представляет собой удивительно однообразное чередование ужасов и злодейств, которыми отмечена вся эпоха; совершающиеся перед глазами наблюдателя чудовищные преступления невольно привлекают его внимание к отдельным деятелям этого круга. Кому не известно, например, соперничество в кровавых злодеяниях, которым прославились две страшные женщины, характеризующие эту эпоху: Брунгильда, дочь вестготского короля Атанагильда, супруга австразийского короля Сигеберта I, и Фредегонда, плебейка-любовница Хильперика I, короля Нейстрии? Последняя начала свои подвиги с того, что приказала удавить во время сна супругу Хильперика Галсвинту, сестру Брунгильды, за этим последовал нескончаемый ряд злодейств, которые 40 лет спустя закончились тем, что сын Фредегонды Хлотарь II, которому Брунгильда попала в руки, приказал привязать ее к хвосту дикого коня, и тот разметал ее насмерть. Соединение грубейшей распущенности с самой утонченной жестокостью, при удовлетворении которой не уважаются ни божеские, ни человеческие законы, служит в этот страшный период отличительной чертой не только царствующего дома, но и всего народа, насколько о нем можно судить по его высшим классам. Слияние победителей с побежденными происходило здесь быстро, и так же быстро смешивались пороки римской испорченности с дикими проявлениями франкской грубости" (О. Егер).

VI. Галло-германский союз

Галлизация германской Европы

В это время возрождается галльская национальная община, она выходит не только из большой, но и из макрозимы. Это великое событие и сделало франкскую державу лидером среди германских королевств того времени. Если бы Галлию в V-VI веках захватили не франки, а, например, гунны, и даже если бы они сумели сохранить там власть в VI-VII веках, то это вряд ли существенно изменило ход ее истории, только наверно сейчас Галлия называлась бы не Францией, а Гуннией (Венгрией?). Потому как история Галлии, начиная с конца VII века, определялась уже не здоровьем германской, а здоровьем галльской нации-общины. Практически весь VII век шло освобождение и пробуждение галлов, шли мощные сейсмические толчки:

"Хлотарь II, вновь соединивший все Франкское государство под своей властью, скончался в 628г. При его наследниках - сыне Дагоберте I (628-638) и Хлодвиге II (638-657) - единство государства поддерживалось с трудом; после смерти последнего переделы возобновились, и установилась естественная рознь между северными частями царства, где преобладала германская национальность, и южными, где перевес был на стороне романской национальности" (О. Егер).

В 550-650 произошло сплетение (системный синтез), но не слияние, франков и галлов, по крайней мере, в северной половине Галлии. Сложилась аллодиальная система, при которой франкские государи раздавали землю своим воинам в полное и наследственное владение, но владение частью земли обусловливалось обязательством аллодиста служить в королевском войске. Сложилась также бенефециарная система, при которой земли передавались лишь в пользование и могли быть изъяты государем за провинности в службе.

Конечно, система была более сложной. Значительная, гораздо большая, часть владений исходила не от короля, а от традиционного владения землей племенем, родом, семьей, среди которых выделялись богатые и могущественные семьи и семейные кланы. Эти семьи и кланы вступали между собой в сложные договорные отношения:

"Объединения на основе равенства и товарищества продолжали играть огромную роль на протяжении всего средневековья. Ремесленные цехи, объединения купцов, союзы подмастерьев, сельские и городские коммуны, монашеские и рыцарские ордена и иные братства и ассоциации воплощали в себе корпоративную сторону феодальной жизни, эмбрионы которой возникли еще в предшествующую эпоху. Перечисленные формы объединений в высшей степени различны, но существенно обратить внимание на одну общую (в той или иной степени) для них черту: в отличие от природных союзов родства, они складывались на основе волеизъявления вступавших в них лиц, испытывавших нужду в том, чтобы включиться в коллектив и найти в нем удовлетворение определенным социальным потребностям, которые не могли быть утолены в рамках родственной группы" (А. Я. Гуревич).

Складывающаяся государственность востребовала и одновременно опиралась на специализацию крупных социальных групп. Началось формирование сословий:

"Большая часть населения - свободные, и зависимые (колоны, литы, рабы) - занимались крестьянским трудом. Отдавать немалую часть своего времени для исполнения воинской службы и других общественных обязанностей свободному мелкому хозяину стало нелегко. Прежде, пока варвар входил в коллектив родственников, в большую семью, он мог совмещать воинские занятия с хозяйственной деятельностью: когда он уходил на войну, члены его обширной семьи (в состав домовой общины могло входить несколько десятков человек, в том числе взрослых мужчин) продолжали вести хозяйство. С ослаблением родственных связей и с распадом больших семей подобное совмещение труда и воинских занятий делалось все менее возможным" (А. Я. Гуревич).