Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 25 из 44)

Наконец, в 1228году, уже после отлучения от Церкви за "срыв" похода 1227 года, Фридрих II выступил в Пятый крестовый поход, в котором быстро и умно решил все его задачи почти исключительно дипломатическими методами.

Христианам был возвращен не только Иерусалим, но и Вифлеем, и Назарет. В 1229 году он вернулся в Италию, но "почему-то" не заслужил папского прощения.

Причина столь "неадекватного" поведения папы в том, что папам не столько нужен был Иерусалим христианский, сколько Рим, свободный от опеки германского императора. Папы все время спроваживали императора в далекую Святую землю, чтобы укрепить свою власть в Италии и надеясь, что он там если не свернет себе шею, то надолго задержится.

Поэтому мирные завоевания в Святой земле циничную римскую курию никак не устраивали. Изощренный цинизм римской курии стал ее второй, но основной сутью, лишь на время уступив идеализму Гильдебранда, его немногочисленных предшественников и редких искренних последователей. Цинизм порождал не только двуличие, но и жестокость:

"Сама церковь, правда, не проливала крови, ее судьи только расследовали и произносили приговор, а затем передавали виновного в руки мирской власти. Тот, кто изъявлял готовность возвратиться в "лоно единой церкви", обрекался на вечное заточение, но вообще за еретичество назначалась смертная казнь, а дабы искоренить зачатки "еретической заразы" в Германии, по равеннским законоположениям, направленным против ересей, - и укрыватели, и покровители еретиков подвергались одинаковой с еретиками смертной казни, и даже дети и внуки еретиков лишались всяких своих прав на лены, должности и почести. Только одно исключение из правила допускается этими варварскими законоположениями - им не подлежали только те дети еретиков, которые сами уличали своих родителей в еретичестве. И эти законоположения - увы! - вполне соответствовали духовным потребностям действительности того времени! Не только в Италии и Южной Франции, но и в Германии уже проявлялась готовность яростно преследовать мнимые отступления от догматов церкви, и гессенский монах-францисканец Конрад Марбургский уже странствовал всюду, пламенно проповедуя гибель еретикам" (О.Егер).

Что-то мстительное есть в институтах религии и Церкви. Выделение из живого организма чистого (верхнего) и грязного (низшего) - это "преступный" процесс. Святость обязательно порождает низость, а свет сгущает тьму. Там, где поселилась святость, рядом ищи порочность, причем - порок не легкий, лукавый, извиняющийся и изменчивый, а порок настырный, настоявшийся и матерый.

Красота - это игра красок, полутонов и полутеней. Измени немного, подчеркни и подъярчи - получишь урода, получишь беса.

Но Церковь - не для отдельных людей. Церковь - для всей человеческой истории. Это институт, хранящий и консервирующий культуру, чтобы передать ее, как законсервированный продукт, от поколения к поколению. В этом ее предназначение и оправдание.

Поэтому дело не в том, чтобы уничтожить, отменить религию и Церковь. Дело в том, чтобы вместе с Церковью идти по истории. Страдая, ошибаясь, преступая, каясь, исправляя ошибки, но все-таки взбираясь.

Поэтому Церковь - не для людей живущих, но для потомков. То, что она прошла вместе с народами, и то, что она совершила - это достояние ныне живущих. Но то, что она сейчас совершает - станет достоянием лишь наших детей, внуков, правнуков, тех, кто осмыслит и ощутит современную нам действительность в виде смыслового и символического полезного осадка.

Со времени этого столь же чудесного и легкого, сколь же и рокового для отношений императора и пап, Пятого крестового похода, мы видим непрерывную череду ожесточенных схваток и ядовитых интриг между двумя вершинами католического мира. Эти вершины после описываемой борьбы уже никогда не будут выше.

Деяния Фридриха II

Примирение 1230 года будет мнимым. В 1244 году папа, "от греха подальше", сбежал в Лион, где в 1245 году собрал Собор. Но между острой борьбой, в которую будет вовлечен и сын императора Генрих - правитель Германии, а также Ломбардская лига городов, Фридрих сумеет сделать многое.

Он даст начало будущей Пруссии, определив особый статус Немецкого ордена на завоеванных землях пруссов (боруссов).

Он устроит "правильное" управление в Сицилийском королевстве:

"Фридрих обладал ясным и положительным умом и без сомнения был из всех германских императоров наименее способным и каким бы то ни было идеалистическим теориям и фантастическим планам. Такое настроение его ума и практической деятельности лучше всего видно в том устройстве, которое он дал своему Сицилийскому королевству. И действительно, в этой стране, раздираемой анархическими стремлениями, он сумел создать правильно построенное государство, дать общую и весьма основательную форму правления для разнообразных народов, живших на территории этого королевства. Феодальные власти он лишил всякого значения. Никому не дозволено было носить оружие, кроме королевских чиновников и их служащих. Все королевство было поделено на 9 провинций, с сословными собраниями и правом обложения податями, с благоустроенными финансами. Королевские чиновники ведали правосудием, суды во всех провинциях были свои, особые и один общий для всех провинций, высший королевский суд, с главным королевским судьей во главе (magnus justiciarius regis). Варварский обычай судебных поединков в Сицилийском королевстве был уничтожен. Лицам, желавшим получить государственные должности или даже заняться частной деятельностью, более или менее ответственной (например, медицинской практикой), доступ к подобной деятельности был открыт только при посредстве государственного экзамена, а необходимые для этого сведения можно было получать в Салерно или в новоучрежденном (1224г.) Неаполитанском университете. За порядком и общественной безопасностью наблюдала хорошо организованная полиция, а постоянное и притом весьма преданное Фридриху войско было им создано из им же покоренных сицилийских мусульман, и это войско было особенно ценно для него неспособностью пугаться самой страшной из угроз - отлучения от церкви и тех проклятий, на которые папы в последнее время были так щедры по отношению к императорам" (О. Егер).

А вот другое свидетельство созидательного гения Фридриха:

"Над сеньориальным классом, над духовенством и народом, лишенными своей автономии, Фридрих устанавливает строго правильную администрацию. На самом верху стоит король - единственный законодатель королевства. Высшим судебным учреждением является верховный суд (magna curia), состоящий из четырех судей под председательством великого юстициария и находящийся в Капуе. Он ведает в первой инстанции всеми феодальными делами и окончательно решает все остальные, какие вносятся в него путем апелляций. Высшее финансовое учреждение, magna curia rationum, имеет надзор за всем, что касается налогов, доходов короны. В провинциях финансовыми и гражданскими делами заведуют камерарии, уголовным судопроизводством и полицией - юстициарии. Суд - даровой; для того чтобы он был беспристрастен, юстициариями назначаются люди, чуждые той провинции, в которой служат, и не имеющие в ней ни родственников, ни поместий. Затем следуют бальи, или баюлы, сосредоточивающие в своих руках административные, судебные и финансовые функции. Они разбирают в первой инстанции гражданские дела и наблюдают за сбором налогов. Вся областная администрация подчинена надзору великого юстициария, который раз в год объезжает провинции. Эти постановления, дававшие такую точную и твердую организацию королевскому абсолютизму, вызвали, между прочим, протест и со стороны папы. Григорий IX обвинял Фридриха в том, что он "воздвиг гонение на церковь и стеснил общественную свободу" (Э. Лависс, А. Рамбо).

Фридрих решительно ограничил влияние городского элемента в Италии но, напротив, дал ход развитию городской самостоятельности в Германии:

"До какой степени успела в это время развиться самостоятельность отдельных сословий и городских общин, доказывают отчасти события, которые произошли в первой четверти XIII в. на границе Германии и Дании. В 1214г., во время борьбы Фридриха с Оттоном IV, Фридрих формальным актом, данным в Меце, уступил все земли на северо-востоке между Эльдой и Эльбой до самого моря датскому королю Вальдемару II. Но местные владетельные князья и богатые пограничные города были недовольно уступкой такого обширного и богатого участка государственной территории датскому королю. На границе завязалась борьба и закончилась в 1227г. тем, что целая коалиция северогерманских князей и городов (епископ Бременский, герцог Саксонский, графы Шауэнбургский и Шверинский, граждане Бремена и Любека и даже дитмарские крестьяне) нанесли Вальдемару II тяжелое поражение и заставили отказаться от уступленной ему территории. Вскоре после того городу Любеку удалось добиться от императора акта, по которому ему были даны большие вольности: по этому акту город был поставлен в личную зависимость от императора, и его изображение чеканилось на любекских монетах" (О. Егер).

Еще он присоединит к Империи Австрию, Штирию и Крайну, даст Вене особый статус и небывалые вольности. Он подготовит силы Империи к возможному вторжению монголов.

Наконец, он подымет вопрос о необходимости церковной реформы через приведение духовенства к смирению ранней христианской Церкви.

Не эта ли инициатива, шедшая с вершины общественной пирамиды, стала первотолчком, "разтабуированием" идей пред-Реформации, несколько позже сформированных Уинклиффом и Гусом? Не случайно Фридриху приписывают знаменитую фразу "о трех мошенниках": Моисее, Христе, и Магомете.

По-видимому, в XIII веке возник резонанс энергетических и интеллектуальных ритмов всех трех основных западно-европейских наций-общин, что способствовало и бурному демографическому росту: