Смекни!
smekni.com

Http://piramyd express ru/disput/feller/go htm (стр. 9 из 44)

После этого начинается быстрый упадок микенской (ахейской) культуры, а примерно через полвека северные греческие племена (дорийцы) огнем и мечом прошли всю Грецию. После этого микенская Греция погружается в новое варварство.

К счастью, Аттика с центром в Афинах так и не была завоевана дорийцами, но, лишенная "своего" окружения и вступившая в большую зиму, тоже погрузилась во мрак "греческого средневековья".

Дорийское вторжение не было единовременным событием. Оно растянулось примерно на сто-сто пятьдесят лет, по-видимому, как раз до кризиса большой зимы, после наступления которой завоеватели и завоеванные погрузились в полуторавековую спячку в развалинах микенской цивилизации.

Примечательно, что начало великим миграциям северных греческих племен в XII-XI веках до н. э. положили, видимо, дарданы (иллиры), покинувшие свои поселения на Дунае и вторгшиеся в страну, получившую позднее название Иллирия (Иллирик). Но дарданами были и троянцы, аборигины и их преемники латины. Вот переплетение судеб двух наших героев или, точнее, двух "героических групп" наций-общин: иллирийской и греческой!

Не было ли здесь мести иллирийских наций ахейцам-грекам за разрушение Трои, за пресечение развития троянской нации-общины? Речь не о мести людей, речь о мести наций-общин. Ведь признание за нацией-общиной всех основных проявлений живой личности предполагает и право на месть. Мы знаем, насколько боги гневливы и мстительны. Это движение иллирийцев стало ключевым эпизодом в драматичной борьбе двух групп национальных общин между собой.

Может быть, не случайно первой землей, на которой хотел поселиться бежавший из Трои Эней, была Фракия. Эней, решив расчистить место для поселения, выдернул куст - из земли хлынула кровь, выдернул другой - снова хлынула кровь. Потом из-под земли он услышал голос убиенного сына Приама, троянского царя, захороненного в этом холме. Убитого из-за золота. Убитого фракийским царем, нарушившим самый священный закон древних - закон гостеприимства.

Такие рассказы трудно выдумать. Тем более, их незачем бесцельно хранить в народной памяти в течение веков. Здесь - ключевой сюжет, объявляющий грекам-фракийцам проклятие, объявляющий их преступниками. Потом это оправдает в собственных глазах римлян все их преступления против греков, начиная с разрушения Фив.

По-видимому, ни один народ не избежал в своей истории того или иного комплекса. Греки в своем весеннем макроцикле 779-11 до н.э. страдали от комплекса "преступника", от комплекса вины, несмотря на то, что расплатились полной мерой: дорийским вторжением и уничтожением микенской цивилизации.

Из завершающейся макровесны греки-дорийцы снова вернулись в начало макровесны, так как, видимо, в процессе разрушения микенской цивилизации и культуры были разрушены какие-то ключевые структуры нации-общины и самих завоевателей.

Одиссей

С какой телеологией вернулись греки в свой новый весенний макросезон 779-11 до н.э.?

Это ценностный комплекс "Одиссея-первооткрывателя" - "полисной экклесии" - "братства общин" (или "партикулярности"). Одиссей был наказан за разрушение Трои - он десять лет добирался до родной Итаки, любимой жены, детей, а больше всего он натерпелся в италийских землях, что символично.

Во время своих странствий Одиссей видел все, испытал все. Чтобы испытать наслаждение от пения сирен, завлекавших и убивавших путешественников, он попросил своих товарищей привязать его к мачте, а самим заткнуть уши. Товарищи не могли услышать, а потому плыли мимо, а Одиссей не мог заставить их плыть к острову сирен, потому что был связан.

Одиссей испытал любовь, и опасность, и одиночество, коварство людей и богов. Он спускался в царство мертвых и оказался в земном раю, он был везде. Он обманул Циклопа, он проплыл между Сциллой и Харибдой, он не дался в руки сирен-людоедок.

Он не только стремился к дому, но жил здесь и сейчас, открывая мир и открываясь его стихиям.

Это первая личность, это первый человек, нанизавший на нить своей личной судьбы все события, в которых ему довелось участвовать как по своей воле, так и, что гораздо чаще, по воле рока и богов.

В отличие от Одиссея, Эней никогда не остается одинок, он всегда в группе, общине. В отличие от Одиссея, Эней живет только будущим, как мечтой, и отталкивается от прошлого, как от кошмара. Он упорный, он почти параноик, он настолько же созидатель, насколько разрушитель. Эней создает будущее благополучие народа, но он разрушает конкретные человеческие судьбы. Он политик, завоеватель. Он изгнанник.

Одиссей же, хоть и стремится домой, но как-то уж очень по ломанной, он живет настоящим, а будущее и прошлое у него слито в одном образе - образе родной Итаки. Это конечная цель его судьбы, но не сама судьба.

Греки открыли себе и миру великое предназначение человека быть личностью, быть странником по жизни, ушедшим от себя ради открытия мира, и возвращающимся к себе с уже открытым миром.

Позднее этот код воплотится в образе Сына, посланного Отцом на землю. В образе Христа, жившего и погибшего на земле во имя этой, грешной, но прекрасной, земной жизни. А потом вознесшегося к Отцу, но и на небе не растворившегося в Нем, а оставшегося при Нем, словно Одиссей, возвратившийся на родину, но оставшийся собой, со своей одиссеей - судьбой.

В образе Христа чувство вины греков достигло своей высшей точки, воплотилось в его образе, как искупительной жертве. Это - завершение процесса освобождения личности через "приватизацию" своей судьбы, которая вновь, теперь уже осознано, поручалась Богу.

В образе же Одиссея - начало этого процесса освобождения. Его здравый рассудок, граничащий с цинизмом, это психология преступника, человека, преступившего закон богов и поставившего собственный рассудок выше богов. Не случайно он "хитроумный", и потому он - личность:

"Одиссея" без самого Одиссея осталась бы собранием разнохарактерных и неравноценных по своему интересу легенд и приключений. Однако нет ни одной легенды, нет ни одного приключения, корни которых самого различного происхождения теряются в глубине доисторических преданий человечества, - нет, словом, ни одного рассказа, в котором бы не видна была смелость, хитрость, изобретательность или мудрость Одиссея- Желание видеть необычайные вещи у Одиссея настолько сильно, что он никогда не может против него устоять; зачем бы иначе он пробирался в пещеру Циклопа, несмотря на предостережения спутников. Одиссей объясняет это не только тем, что рассчитывает склонить Циклопа преподнести им дары гостеприимства, как велит поступать обычай, но главным образом желанием поглядеть на это странное существо, великана, который "хлеба не ест". Точно также ему хочется увидеть Цирцею или услышать сирен. У Одиссея ярко выражено чувство изумления перед явлениями мира и их сущностью" (А. Боннар).

Греки сполна раскроют этот потенциал "преступного" критического мышления. Это мышление вознесет их культуру на недосягаемую высоту. Оно станет примером, но оно же направит греческий дух и в адовы бездны, загонит его в тупики пустой софистики, механического материализма, самоедского кинизма и обесценивающего самою жизнь эпикурейства.

"Преступный" мыслящий грек сам себя съест. Но в образе Христа он возродится, правда, затенив свой светлый лукавый лик, постепенно став скучным и неинтересным для окружающих его народов. Впрочем, в этом виноват не грек, а макросезон. Макроосенью (у греков 757-1525) все народы немолоды, а макрозимой (1525-2243) - бессильны.

Экклесия

Ценность "народной экклессии" организует социальное взаимодействие, включение в общество индивидов и общин. Это включение происходит посредством народного собрания, в котором собираются люди одной и той же территории для решения всех основных вопросов.

Экклесиальность проявлялась везде, где собиралось достаточное количество греков:

"Анабасис" Ксенофонта и некоторые другие источники позволяют поставить важную и очень интересную проблему о наемном войске как специфической форме "политической" организации. Специально исследовавший этот вопрос Г. Нуссбаум считает возможным сравнивать ту форму, в которую вылилось политическое существование армии греков после битвы при Кунаксе, с полисом, где в принципе власть принадлежит народному собранию в форме народного собрания воинов, стратеги выполняют роль высших магистратов, а средний командный состав - связующее звено, представляет собой нечто вроде буле" (Л. П. Маринович)

В греческой экклесии, в отличие от римской курии, обычно собирается значительно больше граждан, практически все мужчины полиса. Она более стихийна и, зачастую, собравшиеся здесь люди мало связаны между собой и даже мало (поверхностно) знакомы. Но именно эта "толпа" является высшим органом власти:

"Суверенным властителем полиса была небольшая, но пестрая масса взрослых свободных мужчин, обладавших правами афинских граждан и образовавших народное собрание, которое и решало все дела в государстве. Должностных лиц избирали по жребию, следя только за тем, чтобы все кандидаты были афинскими гражданами. При этом исходили из убеждения, что обязанности архонта или стратега может соблюдать любой гражданин. Убеждение такое было в какой-то мере оправданным, поскольку все должностные лица лишь претворяли в жизнь требования законов и волю народа, выраженную на собрании: никакие важные решения не входили в их компетенцию" (К. Куманецкий).

Конечно, это не толпа, это организованная кодом - ценностью политическая община, но община только политическая, а не сразу и вместе политическая, религиозная, социальная и соседская, как римская курия.