Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 33 из 75)

267

266


Рис. 14.1 Актер А, один, лицом к строению. Он входит в кадр, останавливается, затем направляется (во втором плане) к конструкции, снова снимаемой из того же положения камеры.

А

Рис. 14.2 Первый план используется дважды. Горизонтальное движение актера происходит на одной трети изображения - на первой и на последней. Движением, которое должно происходить в центральной третьей части первого плана заменяется движением, представленным в плане 2, которое снято с позиции камеры под прямым углом с более близкого расстояния.

Итак, актер А пересекает экран от края до края бегом, в общем плане. Более приближенный план показывает кусок этого движения, причем фрагмент занимает треть изображения. Мы можем показать актера и то, что его окружает от начала до конца, используя части 1 и 3. Движение в центральной части заменяется вставкой.

Можно еще более улучшить композицию сцены, если после вставки и возврата к общему плану добавить третий план, продолжающий действие, и закончить, таким образом, эпизод.

268

269



Она заканчивает свой поворот к нам и смотрит за кадр, вправо. Она улыбается, когда узнает его. Затем она прекращает свое движение к нам (вправо), и, когда ее голова находится на полпути от выхода из кадра, вновь кадр прерывается и дается план полным кадром.

Рис. 14.3 План сцены, показывающей положения камеры, чтобы снять простое движение одного актера.

Полный кадр. Женщина А входит через открытую дверь коридора, не замечая присутствия мужчины В, и закрывает за собой дверь. В спокойно говорит: (Здравствуйте! ( Удивленная, она разворачивается к нам. Обрываем кадр во время ее движения и даем приближенный план по той же визуальной оси.

270

Женщина в центре изображения направляется к нам и к актеру В на переднем плане. Когда они оказываются рядом друг с другом, кадр обрывается, и дается приближенный план актера В.

271

В начале плана актер А входит слева и останавливается. Они разговаривают. Движение, снимаемое одним планом, может быть представлено введением двух вставок. Рис. 14.4 показывает расположение камеры в этом случае.

Рис. 14.4 План сцены для расположения камеры, снимающей движение с различных точек.

Сцена происходит в горной, каменистой местности. Дорога очень тяжелая, трудно проходимая. В глубине кадра видна горная цепь. Рыцари перемещаются в ряд по трое, распределенные по сцене. Общий план с высокой точки. Рыцари, постепенно приближаясь друг к Другу, двигаются от первой части кадра к центру. 272

Полным кадром: камера на дороге, перемещается вместе с ними. Они медленно идут по направлению к нам.

Новый план с высокой точки. Общий план. Рыцари спускаются с горы и пересекают экран.

Съемка вращающейся камерой: панорамирование их, вправо. Вновь план с высокой точки, только контрплан. Рыцари

273

приближаются друг к другу по диагонали слева направо и выходят из кадра, вправо.

подчеркнуть весь драматизм сцены. Последовательное повторение картин может вызвать волнение, напряжение или подозрение зрителей.

Вновь план с высокой точки. Рыцари направляются на камеру и перемещаются по диагонали справа налево. Камера прослеживает их вращением (панорамированием) до тех пор, пока они не покидают кадра.

с?

Рис. 14.5 Эпизод, монтированный параллельными планами, как это подробно описано в тексте.


В этом примере были использованы две вставки в общий план, для усиления динамизма сцены. Этот общий план снят вращающейся камерой. Его цель - показать рыцарей, потерявшихся в дикой местности. Вставки дают резкое действие, которое контрастирует со спокойным темпом общего плана. Увеличивая уровень звука, когда две вставки появляются на экране, и, соответственно, уменьшая, когда появляется общий план, мы получаем ощущение смертельной опасности, угрозы.

Несколько общих планов могут быть монтированы параллельно с целью снять движение актера, в котором вы хотите

274

Вот пример, взятый из незаконченного фильма, который называется "Сеньор с Востока". Действие фильма происходит в крепости Сайта Тереза (Святая Тереза), в Уругвае. Гаучо (уругвайский пастух) в форме португальского солдата, которую он себе присвоил, показан в момент, когда он пересекает двор крепости по направлению к складу оружия, который он хочет уничтожить. Солдат на карауле стоит спиной ко двору крепости. Гаучо пересекает двор (рис. 14.5).

275

План 1. Гаучо выходит из каменного укрытия и направляется за кадр, вправо.

План 3. Стены крепости. Мы видим караульного на переднем плане. Он стоит спиной к Гаучо, который виден на заднем плане направляющимся к складу оружия.



JL-


План 2. Контрплан. Гаучо входит слева и направляется в глубину кадра. Там мы видим его цель - склад оружия.

Атмосфера очень важна для такого рода эпизодов. За кадром слышится пение мужским голосом под гитару. Пение, жалостливое и тихое, прерывается звуками шагов караульного по камням. Все эти элементы служат ощущению внезапной опасности и напряжения.

План 4. Контрплан с высокой точки: камера возвращается к Гаучо, который идет, средним планом.




277

276


План 3. Полный план стен крепости. Гаучо направляется в глубину кадра.

План 3. Полный кадр: стены крепости. Гаучо достигает склада оружия и исчезает за ним.




План 4. Контрплан с высокой точки; Гаучо. Съемка камерой с

движения.

План 5. Стены оружейного склада на первом плане. Гаучо направляется на нас и идет в неопределенном направлении. Встает на колени перед освещенным окном. Ждет.




279

278


План 3. Стена крепости. Караульный меняет положение и смотрит на задний план.


покидающим место, где он спрятался, а в плане 2 мы его видим, направляющимся к своей цели - складу оружия. Общие планы 3 и 4 показывают его движение в опасной зоне. Общий план 3 показывает караульного на переднем плане, который мог бы в любой момент повернуться и арестовать Гаучо. Движение Гаучо в этом плане в трех последовательных частях его дает представление о чувствах Гаучо, когда тот пересекает двор крепости.

Когда наш герой достигает склада оружия, мы обрываем кадр, и даем общий план 5, где он направляется к окну. Затем мы включаем оставшуюся часть общего плана 3. Мы сыграли на волнении публики, очень ясно показав, что караульный повернулся. Показав поворот караульного, мы подчеркнули опасность, но наш герой спасен и мы возвращаемся к общему плану 5, где Гаучо готовится к следующей фазе своей операции. И история продолжается...

План 5. Гаучо медленно поднимается и бросает взгляд через окно в сторону караульного.