Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 7 из 75)

север-юг.

43

Рис. 4.31 наглядно демонстрирует оба случая, в которых необходимо менять угол съемки камер по треугольной схеме.


W

Рис. 4.30 Когда один актер смотрит прямо перед собой (север-юг), камера не может быть расположена по направлению запад-восток. Внешний контрплан покажет противоположное направление взгляда. Это будет неправильно.

ГЛАВА5

ДИАЛОГ МЕЖДУ ДВУМЯ АКТЕРАМИ

Визуальные приемы, служащие обеспечению съемок диалога, немногочисленны. Вариации их можно получить костюмами, фоном (задним общим планом), освещением и т. д.

Двумя наиболее удачными точками размещения камер параллельно линии интереса являются те, которые обеспечивают общий план для съемок статичного диалога. Сцена снимается сначала кусками или полностью одной камерой, затем сцена повторяется и снимается другой камерой, чтобы позднее быть параллельно

смонтированной.

Предлагаемый далее анализ (при съемке с двух доминирующих точек) берет за основу пять вариантов треугольной схемы размещения камер, рассмотренных в предыдущей главе.

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Наиболее простой подход при съемках диалога лицом к лицу -использование схемы внешних противостоящих углов. Когда актер появляется но первом плане (спиной к нам) в позиции внешнего контрплана, то кончик его носа не должен выступать за линию его щеки: нос совсем не должен быть виден в этом положении. Разделение сценического пространства по схеме одна треть к двум третям является фундаментальной, хотя, по желанию, могут быть использованы варианты принципа треугольника.

Рисунок 5.1 показывает классическое расположение актеров в кадре, которое так любят все режиссеры в мире кино.

Можно сочетать внутренний контрплан с внешним. Доминирует актер, обрезанный в кадре. Здесь возможны два решения (рис. 5.2).

Рис. 4.31 Когда актер поворачивает голову по полукругу, это движение охватывается камерой в позиции запад-восток. Если голова поворачивается лишь на четверть круга, то расположение камеры север-юг будет достаточным.

44

45


Рис. 5.1 Диалог меэюду двумя актерами. Наиболее распространен­ный способ кадрирования на два внешних общих контрплана двух актеров, лицом друг к другу.

Рис. 5.2 Возможны две комбинации внешнего и внутреннего контр­планов

Можно снимать два сюжета отдельно внутренними контрпланами. Один из актеров при такой съемке остается в кадре, один на общем плане (рис. 5.3.)

46

Рис. 5.3 Два внутренних контрплана дают акте­ров индивидуально.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ КОНТРАСТ

Комбинация внутреннего и внешнего контрпланов создает на экране количественный контраст. Съемки внешнего плана включают двух актеров, в то время как внутренним планом снимают только

одного актера.

Представляем таким образом три варианта.

- 2 актера для каждой точки размещения камеры (2-2) - два общих плана сняты с внешне противостоящих позиции;

- 2 актера и один актер - комбинация внешнего и внутреннего

контр- планов;

-1 актер и 1 актер - два общих внутренних контрплана.

АКТЕРЫ БОКОМ ДРУГ К ДРУГУ

Два актера, стоящие боком друг к другу» согласно линейной схеме размещения, смотрят в одну сторону: вперед. Однако не линия интереса, пересекающая головы актеров, а направление их взгляда, когда они смотрят друг на друга, определяет их психологическое состояние. Даже если они не смотрят друг на друга на протяжении всей сцены, и кажется, что они отступились друг от друга, опустив головы и закрыв глаза, а их голоса только изредка нарушают долгое молчание - внутренняя связь между ними остается .

В этом случае единственная возможность съемки внешний

контрплан (рис. 5.4).

47



Рис. 5.4 Внешние планы: актеры расположены по одной линии, оба смотрят в одном направлении.

Рис. 5.6 Параллельные камеры. Снимаются ак­теры, лицом к камере.


Еще один возможный вариант съемок методом внутреннего контрплана показан на рис. 5.5. Здесь такая съемка применена к паре актеров, сидящих на переднем сидении автомобиля.

Рис. 5.5 Внешние контр­планы, актеры сидят на передних сидениях маши-

Третья возможность заключается в использовании двух параллельно размещенных камер для съемок сцены в положении лицом к актеру, как показано на рисунке 5.6.

При съемках двух персонажей, сидящих на переднем сидении находящегося в движении автомобиля, можно использовать одновременно все три варианта.

Несколько вариантов можно применить при съемке актеров «бок в бок», когда они размещены под прямым углом друг к другу.

Рис. 5.7 Расположение камер под прямым углом для съемок двух актеров в позиции.

Первый вариант самый простой (рис. 5.7) - камеры расположены под прямым углом, чтоб снять двух актеров, положение тел которых образуют латинскую букву «L».

Следующий вариант достигается движением одной из камер вдоль своей оси так, чтобы снимать одного из актеров (рис. 5.8.).

Здесь возможны два варианта решения. В предыдущих примерах лица актеров всегда повернуты внутрь угла, образованного их телами. Развернутые наружу, они образуют три новых решения, используя приемы описанные выше (рис. 5.9).

Во всех этих примерах с прямым углом, бок о бок, актеров снимают камерой в фас. Но можно снимать, устанавливая камеру позади актера.

Рисунок 5.10 демонстрирует прием такого подхода.

48

49


Рис. 5.8 Две возмож­ности для перемещения по оси камеры. Получа­ется приближенный план одного из актеров.

АКТЕРЫ РАСПОЛОЖЕНЫ ОДИН ПОЗАДИ ДРУГОГО

Такая ситуация складывается в особых случаях: два человека верхом но одной лошади, на одном мотоцикле, скутере или каноэ, и они ведут разговор, исходя из своего положения. Персонаж, который находится лицом к нам, обычно поворачивает голову, чтобы посмотреть на другого уголком глаз. Наиболее распространенный кинематографические приемы, используемые для съемок диалогов в таких сценах, - это размещение камеры по принципу внешнего треугольника или параллельно.

К этим ситуациям относится применение движущегося автомобиля, двигающегося с той же скоростью. Такие ситуационные планы обычно снимаются с подвижной платформы, но снимать более приближенные планы актеров в движущемся автомобиле более сложно с точки зрения точности и безопасности. Поэтому для съемок приближенных планов в движении используют студию с неподвижным автомобилем с проецированием движущегося фона.

Иллюзию дополняют несколько препятствий на первом плане перед актерами. С помощью такого приема визуального чародейства, мы получаем возможность снимать то что пожелаем. Автомобиль

50

ставится на вращающуюся платформу напротив экрана, на который проецируется изображение или используется голубой фон для создания видимости движения.

Рис. 5.9 Актеры смот­рят не друг на друга, а в противоположные сто­роны. Стоят под углом. Возможны три вариан­та размещения камеры, все под прямым углом.

51




Рис. 5.10 Расположение актеров, как в предыду­щем случае. Камера теперь сзади.

Рис. 5.11 Внешнее расположение камеры. Актеры расположены по прямой линии.

Рис. 5.12 Параллельное расположение камер для съемок актеров, рас­положенных один за другим.


Таким образом, снимая актеров, надвигающихся на камеру или удаляющихся от нее, точки 1 и 3 размещения камер по треугольнику дают возможность охватить всю сцену. Точки 1 и 3 на рис. 5.11 расположены в положении внешнего противостояния.