Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 57 из 75)

План 26. Полным кадром виден сверху мост. Несколько деревьев на переднем плане. Английские солдаты проходят по мосту, насвистывая песенку "Полковник Божей" (99 кадров).

План 27. Полным кадром Джойс на переднем плане, спиной к нам. Река и мост видны вдалеке. Пленные все еще идут по мосту (90 кадров).

План 28. Средний план Джойса (как в плане 21). Он поднимается и направляется влево. Камера панорамирует его (156 кадров). Используемая техника проста. Первое место съемки представлено приближенным планом. Затем план, где виден актер, располагающийся в интересующем нас месте. Это общий план, где разворачиваются основные события. Второе и третье места съемки последовательно представлены в той же манере. Получается так, что основное развитие представлено на экране с различных углов зрения. Существует и другой вариант. Центральное действие, которое наблюдается с различных точек, вдруг неожиданно становится доминирующим. Мы приближаемся к основному действию и воссоздаем его, наблюдая за ним с его собственного центра интереса. Такой подход может быть использован в качестве визуальной схемы эпизода. Вот следующий пример.

Человек с ружьем в руках прячется в лесу. Мы его видим приближенным планом.

Леопард медленно движется по тропинке, мы видим его общим планом. По мере приближения к переднему плану становится видно козу, привязанную к столбику.

Второй человек с карабином прячется на дереве. Мы видим его снизу, с земли, приближенным планом.

Под тем же углом зрения виден приближающийся леопард (план с дистанции). Коза видна в правом углу, несколько ниже.

Приближенный план леопарда. Камера находится на уровне его головы, когда он идет на камеру. Затем леопард останавливается, глядя прямо перед собой. Под углом зрения леопарда коза видна вдалеке (план с дистанции), привязанная к столбу, прямо на дороге, по которой он идет. Первый охотник виден приближенным планом, наблюдает.

493

Под углом зрения первого охотника мы видим леопарда вдалеке, движущимся прямо по дороге по направлению к козе (план с дистанции). Второй охотник дан приближенным планом. Он смотрит вниз. Под углом зрения второго охотника леопард внизу движется по направлению к своей жертве. Средний план: леопард идет на камеру и останавливается. С точки зрения леопарда коза видна полным кадром.

Вдруг леопард рванулся влево и устремился к своей жертве на заднем плане. Вид сверху (под углом зрения второго охотника). Леопард мчится к жертве. Внезапно он падает в яму, закрытую ветвями (ловушку, приготовленную для него).

Мы видим, как леопард, сначала показанный под углом зрения одного и второго охотников, непрерывно движется к собственному центру интереса (коза, привязанная к столбу). Схема эта повторяется два раза в эпизоде до развязки действия. Следующий момент, который мы рассмотрим, это - "субъективные" подходы, которые перемещаются, меняются в процессе эпизода достаточно произвольно. Вместо того, чтобы подчиняться точной схеме, которая повторяется в процессе эпизода (что было в двух предыдущих примерах), углы зрения, под которыми мы видим действие на экране, подчиняются лишь эмоциональной стороне развития событий. Эпизод, который мы опишем в качестве примера, взят из фильма Дэвида Лина "Доктор Живаго". Здесь используются три различных угла зрения в процессе эпизода.

Рисунок 24.2 показывает план расположения камеры на съемочной площадке.

План 1. Ряд всадников, спиной, смотрит на пустую улицу перед ними. Слышна музыка, доносящаяся с угла этой улицы.

План 2. Приближенный план офицера, он смотрит вправо.

План 3. Пустая улица (под углом зрения офицера). Чуть позже появляется толпа людей с угла улицы.

План 4. Живаго появляется на балконе своего дома, идет на нас, смотрит с балкона влево за кадр.

План 5. Под его углом зрения, с высоты, мы видим толпу внизу, которая поворачивает с угла улицы и уходит дальше (в верхнюю часть кадра).

План 6. Паша идет на нас, управляя музыкантами.

План 7. Общий план. Всадники заполнили собой всю улицу.

План 6. Паша приближенным планом. Толпа нервно отходит

в сторону.

План 7. Общий план всадников. Скорость их движения увеличивается по мере приближения к нам.

Рис. 24.2 Если углы зрения меняются произвольно, а не выстраиваются по четкой схеме, то это значит, что они подчинены лишь эмоциональной линии развития сюжета.

494

495


План 6. Приближенный план Паши. Народ за ним в панике, люди разбегаются.

План 7. Общий план. Всадники скачут на всей скорости.

План 6. Приближенный план Паши. Народ разбегается.

План 4. Приближенный план Живаго. Он поражен тем, что происходит.

План 5. Под углом зрения Живаго, с высоты мы видим общий план толпы, разбегающейся в разные стороны.

План 4. Приближенный план Живаго.

План 5. Общий шок, увиденный сверху глазами Живаго. В сцену включены три ключевых персонажа. Они и вводят зрителя - в курс и развивают эмоциональный настрой сцены. Офицер кавалерии сначала использован с тем, чтобы своими глазами представить нам толпу, движущуюся по улице еще до разгона. Затем представлен Живаго, занимающий позицию стороннего наблюдателя. Его глазами мы можем видеть удачную перспективу, вид сверху. Затем Паша (это -взгляд изнутри толпы) - единственный человек, которого можно узнать в толпе, позволяющий нам увидеть движущихся всадников и почувствовать ужас положения. В момент, когда паника в толпе усиливается, мы вновь глазами Живаго можем видеть это общим планом с наибольшей перспективой.

ПЯТЬ ПРИЕМОВ ВИЗУАЛЬНОГО ВЫДЕЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ

Пять следующих кинематографических приемов позволят нам визуально выделить, подчеркнуть действие на экране.

1. Комбинированная съемка камерой с движения и фиксированной камерой дает наилучший вариант представления на экране сцен с преследованием или таких эпизодов, где нужно показать бегущую толпу, группу людей. Приближенные планы сюжетов даются с фиксированных позиций камеры. Статичный план предшествует плану с движения, и эта формула постоянно повторяется с использованием нужного количества пауз. Вот пример.

Общий план улицы, с высокой точки. Пара убегает, описывая в кадре дугу сверху вниз и уходя из кадра.

Средний план этой пары. Камера отходит назад Общий план. Пара, маленьким изображением, в центре улицы бежит по направлению к нам.

Средний план пары. Снова камера отходит назад, показывая их в фас. План с высокой точки, полным кадром. Пара подходит к нам и останавливается на переднем плане. Они оглядываются вокруг и разбегаются в разные стороны. 496

Планы в движении могут быть иногда неровными (камера в руках у оператора). Они должны, в таком случае, быть недолгими (не более 5 секунд). Такое неровное движение может добавить эмоциональности в сцену с преследованием.

2. Использование нескольких действий внутри одного фиксированного плана может стимулировать интерес сцены. Несколько слоев видимости перед камерой могут быть применены для схем действия, которое отходит или приближается к камере. Действия могут разворачиваться постепенно или совершенно неожиданно и резко.

Пример: передний план, слева индеец, нагнувшись, виден полным кадром; вынимает стрелу и запускает в солдата на лошади, который входит в кадр справа, в глубине. Солдат падает, а лошадь продолжает движение (к нам), выходя из кадра слева. Второй солдат, пешком, входит в кадр справа и мгновенно вонзает нож в грудь индейца. Индеец падает. Между солдатом (без лошади) и камерой неожиданно возникает второй индеец на лошади и бросает копье в солдата. Индеец выходит из кадра справа, солдат падает. На переднем плане, справа, третий солдат и индеец катаются по земле, сцепившись врукопашную. Индеец продвигается вперед и вонзает нож в солдата (несколько ударов ножом). Все действие на экране разворачивается последовательно, ритм сцены не меняется, действие прогрессирует с заднего плана на передний. Сцена взята из фильма Рауля Уолша.

3. Жестокость одного удара может быть подчеркнута, если он снимается двумя планами.

Удар кулаком или ногой может быть представлен на экране более выразительно, если он снят двумя планами. Первая часть движения снимается средним планом, а последняя - завершающая часть движения - приближенным планом по той же визуальной оси. Когда такая сцена снимается, то проигрываются два полных удара, а позже монтируется так, как это описано выше. Во втором плане камера может остаться в неподвижном положении (в этом случае актер, который получает удар, отлетает за кадр), либо мы можем сделать вращение камеры и показать актера, получившего удар, в момент падения. Момент преодоления какого-либо препятствия снимается таким же образом.

Грузовик едет по дороге и направляется к деревянным воротам изгороди. Действие представлено общим планом. Машина движется в кадре слева направо.

Полным кадром ворота. Грузовик появляется в кадре слева и подъезжает к открывающимся воротам.

497

Контрплан полным кадром. Изнутри двора мы видим ворота с внутренней стороны. Грузовик проезжает в ворота и уходит из кадра справа на всей скорости.

Здесь для съемок, по понятным причинам, необходимы три камеры.

4. Действие, которое может происходить между камерой и группой дерущихся людей, должно заполнять собой паузы между основными событиями. Это несколько отвлечет внимание в момент, когда мы стараемся проследить за действием. Если люди, которые дерутся, принадлежат к более значительной группе людей, вовлеченных в борьбу, сражение на большой территории, то мы можем вводить в кадр других бойцов, перемещающихся между камерой и основными персонажами (используется длиннофокусный объектив, бойцы с переднего плана отбрасываются назад). Люди, которые пересекают кадр между камерой и основными персонажами, могут быть на лошади, пешком, в машине. Они не должны слишком долго оставаться на переднем плане. Движение необязательно должно происходить в одном направлении: люди могут приходить и уходить в разные стороны в кадре.