Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 61 из 75)

А«с, 25.11 Панорамирование объединяет две зоны действия, расположенные на линии, касательной по отношению к дуге, описываемой камерой при вращении.

Ч'?

Рис. 25.12. Неподвижный актер стоит между камерой и другим актером в глубине кадра. Актер из глубины кадра направляется к тому, кто ближе, а камера в это время приближается к ним.

Рис. 25.13 Актер в движении .располагается между камерой и неподвижным актером в глубине кадра, камера панорамирует актера на переднем плане в момент, когда он приближается к другому актеру.

Рис. 25.14 Камера может быть постоянно без движения, кроме единственного момента, когда она должна выделить какую-то незначительную часть плана.

Камера может не двигаться во время всего плана, кроме только одной части, чтобы поставить акцент на нужном моменте (рис. 25.14).

План начинается с показа двух актеров, кадрированных средним планом, они разговаривают. В идет вперед и композиция кадра становится А - В2; когда актер В разворачивается, чтобы вернуться к А, камера направляется к нему и останавливается, давая приближенный план обоих (А - ВЗ). В теперь идет вглубь и композиция кадра меняется на А - В4.

Боковое перемещение камеры может исключить из кадра неподвижного актера (рис. 25.15).

Другие возможности, естественно, возникают с использованием более чем двух актеров: вместо того, чтобы прослеживать актера в движении, камера может выбрать неподвижную группу. Камера в движении сможет уловить всех членов группы, приближаясь или отдаляясь от них.

519

518



проходит более эффективно, если оно сопровождается изменениями положения тела актера.

Рис. 25.15 Боковой трэвеллинг (в сторону), чем прослеживается актер в движении, может исключить из кадра неподвижный объект, в данном случае, машину

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА

Вид человеческого тела спереди, лицом к камере, называется "открытой" позицией. Вид в профиль, со стороны, "нейтральный" вид. Если актер стоит спиной к камере, то это называется "закрытой" позицией.

Позиции открытые, в фас, являются более сильными с драматической точки зрения, позиции закрытые, со спины, - более слабыми.

Разумеется, эта концепция подчинена контексту сцены: например, если актер во время эпизода находится все время спиной к нам, он становится центром внимания зрителя, так как его личность сохраняется в тайне. Изменение в контексте отношения к актеру

520

Рис. 25.16 Три основных положения человеческого тела, снимаемые камерой.

Изменение положения тела дает больше, если оно происходит во время ходьбы. Ощущение натуральности остается, и зритель не чувствует того, что режиссер сознательно манипулирует центром интереса зрителя.

Если режиссеру нужно перейти к внешнему контрплану, то, вместо перехода от плана к плану, он может использовать лишь изменение положения тела актера. Изменение положения тела дает изменение направления и уровня. Тело может переходить из одной позиции в другую: вытянувшись на земле, согнувшись, на коленях, сидя, стоя. Эти различные уровни могут гармонично комбинироваться с изменениями положения тела партнера (или партнеров) для образования удачных комбинаций вертикальных движений (рис. 25.18).

План начинается с двух актеров (А и В). В поднимается и камера, панорамируя, кадрирует его одного. А затем тоже встает и попадает в кадр снизу. Оба актера теперь стоят. В затем садится на корточки, выходя, таким образом, из кадра. А остается в кадре один.

521




Рис. 25.17 Неподвижной камерой можно изменить положение актеров, если они переходят с переднего плана на задний план или наоборот.

ЗАМЕНА СЕКТОРА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Эта техника требует фиксированного положения камеры. Речь идет о перемещении одного актера из одного сектора кадра в другой, не меняя положения при этом других актеров, которых мы тоже видим в плане. Как мы уже знаем, кадр может быть "разделен" на два или три вертикальных сектора и движение может происходить на переднем и заднем планах. При замене сектора изображения используются эти факторы для получения нужных эффектов.

Рис.

25.18 Вертикальное движение актеров с количественным контрастом.

СЛУЧАЙ?

А и В видны на переднем плане, в профиль по отношению друг к другу. В поворачивается и выходит из кадра вправо. С входит в кадр с этой стороны и занимает сектор кадра, оставленный свободным актером В. А все время остается в одном и том же секторе кадра (рис. 25.19).

522

523


СЛУЧАЙ 8

Замена секторов с переднего плана на задний план - это еще один вариант, очень простой по технике съемки (рис. 25.20).

глубине кадра. С может оставаться на заднем плане, а может приблизиться до переднего плана, быть рядом с В.




Рис. 25.19 Простая замена сектора. Один из актеров выходит из кадра, и появляется другой.

В начале плана, А и В видны на переднем плане, лицом к камере. Когда А выходит из кадра влево, он открывает за собой С в

Рис. 25.20. Здесь замена сектора происходит на заднем плане.

524

525


СЛУЧАЙ 9

Композиция кадра, при которой все изображение разделено на три сектора - оптимальна для съемок такой ситуации, когда шеф делает распоряжения своим подчиненным.

Шеф кадрируется в центре, а актеры, играющие подчиненных, входят и выходят из кадра с двух сторон от шефа, сменяя друг друга (рис. 25.21).

|l I I I

f I I I -I—

f

L. *--__

Рис. 25.21. Актеры с двух сторон кадра заменяются другими, а тот, кто в центре, остается в кадре во время всего плана.

ч

Рис. 25.22. В этом случае актеры постоянно меняются вплоть до двух

последних актеров в кадре.

526

СЛУЧАЙ 10

Поочередная смена секторов, когда используются только две части кадра, представляет собой более проработанное решение (рис. 25.22).

А и В находятся в кадре с самого начала плана. В уходит и его заменяет С. А затем томе уходит, его заменяет Д. Теперь Д уходит, он будет заменен Е. Е остается в кадре, С заменен Е.

СЛУЧАЙ 11

Иногда такое перемещение может производиться только двумя актерами. Один остается в кадре, а второй уходит и затем возвращается. Это может повторяться несколько раз. Другой вариант заключается в том, что используется актер, который входит в кадр справа, останавливается в центре кадра, затем выходит опять вправо. Второй актер входит в кадр слева, останавливается в центре, затем уходит влево. Затем первый актер вновь появляется в кадре справа, и вся формула повторяется. Можно при этом скомбинировать три сектора кадра (в глубину), на которые возможно разделить сцену.


Рис. 25.23 При этой комбинации используются три сектора в глубину кадра.

527

Пример, предлагаемый нами, иллюстрирует такую технику. Рисунок 25.23 показывает сценическую площадку, на которой проигрывается данное действие.

Все действие снимается одним планом, фиксированной камерой. Техника, которая используется, объяснена ниже.

В начале плана композиция такова: на переднем плане находится письменный стол с бумагами и разными канцелярскими принадлежностями. Сверху, над столом, погашенная пока лампа. В глубине кадра - вертикальная лестница слева; она расположена за загородками в центре сцены. Справа - закрытая дверь.

Действие в сцене разворачивается следующим образом (камера в фиксированном положении):