Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 42 из 75)

Случай 6.

В этом случае впечатление от движения походке на предыдущий пример, только здесь движение происходит в глубине кадра в первом плане и на переднем плане - во втором (рис. 19.6).

364

Рис. 19.6 Круговое движение снимается в глубине кадра в первом плане и на переднем плане - во втором.

Неподвижные актеры в сцене снимаются, исходя из двух внешних позиций камеры.

В первом плане А перемещается и выходит из кадра справа. В плане 2 (контрплане) А входит справа (передний план) и направляется влево. Пауза в конце плана 1 необходима, чтобы создалось впечатление о движении актрисы А за кадром до того, как она вновь появляется в кадре.

365

Случай 7.

Когда в кадре присутствуют актер в движении и неподвижный актер, можно использовать для съемки положение камеры под прямым углом, чтобы выделить неподвижного актера во втором плане (рис. 19.7).

Рис. 19.7 Расположение камеры под прямым углом для того чтобы снять круговое движение актера, за спиной у неподвижного актера.

При изменении угла направление актера остается прежним, что придает активность сцене.

План 1. Средний план. А. слева, В справа. Они разговаривают. Через несколько мгновений А проходит за В и поворачивается к камере. Камера, которая прослеживала движение А, теперь кадрирует обоих актеров в центре изображения. Когда А оказывается прямо за спиной В, даем следующий план.

План 2. Приближенный план В. Позади нее А отдаляется от центра вправо. В остается в кадре одна. Основная часть кругового движения была снята в плане 1, а последующая часть коротко представлена в плане 2.

Случай 8.

Если актер выходит из кадра слева, оставляя пустое пространство сцены (а план продолжается), то он не может вернуться в план с другой стороны. Зритель будет думать, что он проделал круг за сценой, и визуально впечатление будет испорчено. Но если в кадре после ухода актера остается другой актер, и он делает движение головой, как будто прослеживая за движением актера за кадром, то в этом случае ушедший актер может вернуться в кадр с другой стороны.

Такое движение головы указывает на круговое движение изменения направления (рис. 19.8).

Если установить зеркало за неподвижным актером, то ушедший актер будет виден в нем в момент, когда он находится за кадром и его движение будет прослеживаться зрителем. А неподвижный актер, сидящий спиной к зеркалу, будет наблюдать за его уходом. Когда актер в движении возвращается в кадр с противоположной стороны, зрителю его появление кажется естественным. Такой план ставит только одну задачу: как спрятать отражение камеры в зеркале? В этом примере неподвижный актер заслоняет своим телом строение камеры в зеркале.

Другой возможный вариант съемки состоит в том, чтобы использовать трансфокатор в момент, когда актер в движении выходит из кадра, чтобы изображение на экране оказалось ближе к зрителю, благодаря более приближенному плану неподвижного актера с правой стороны зеркала. Позже, когда его изображение исчезает, а он приближается, будто его еще видно в зеркале, задача камеры -использовать зумм отдаления, чтобы дать ему возможность вернуться в кадр с другой стороны и остановиться на переднем плане, слева.

366

367


Рис. 19.8 Когда нужно, чтобы актер, выходящий из кадра с одной стороны экрана, вернулся в кадр с другой стороны в процессе одного плана, прибегают к использованию другого актера, неподвижного, который своим взглядом или движением головы показывает движение, проделываемое отсутствующим в кадре актером. В этом случае зритель не будет удивлен появлению актера с другой стороны экрана в процессе одного плана.

368

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Вертикальное движение в плане и вне плана может быть движением вверх или вниз. Здесь применяется принцип треугольного расположения камеры.

Случай 9.

Вертикальное движение легко снимается с использованием перемещения камеры по одной визуальной оси. Актриса А. выпрямляется, часть ее тела за кадром, а во втором плане (приближенный план) она оказывается в кадре, поднимаясь вверх. Резкое появление ее в кадре ставит акцент на завершении вертикального движения (рис. 19.9).

Рис. 19.9 Вертикальное движение, показанное двумя планами по одной визуальной оси. Мы даем второй план более приближенно на той же визуальной оси.

369

Такой же эффект будет, если актер как бы уходит из первого плана, как будто мы видим его с большого расстояния, а движение вверх производится резко (все во втором плане). Если в первом плане присутствуют несколько персонажей, она могут быть исключены, когда мы даем приближенный план. В зависимости от ситуации порядок использования планов может быть обратным.

Случай 10.

По тем же правилам мы можем использовать расположение камеры под прямым углом для съемок вертикального движения, что показано на рис. 19.10.

снимается уже камерой, направленной прямо на нее. В этом случае, как и в предыдущем, второе положение камеры на несколько более высоком уровне, чем первое. Это подчеркивает движение поднимающейся актрисы.

Случай 11.

Внешние контрпланы, используемые для съемок вертикального движения, подчиняются тем же правилам, что и в предыдущих случаях. Рис. 19.11. показывает актрису А, которая встает. Она является ключевой в сцене.

Рис. 19.10 Камера под прямым углом для съемки вертикального движения.

Актриса поднимается внутри плана, она снимается со стороны, и заканчивает свое движение в начале второго плана, но

370

Рис. 19.11 Контрплан, дающий вертикальное движение, где актриса, которая встает, основная в сцене.

Случай 12.

Иногда горизонтальное движение (в случае, если направление точно не указано) становится вертикальным движением на экране во

371

втором плане в связи с тем, что камера расположена высоко по отношению к актерам (рис. 19.12).

Опишем эту сцену. План 1. План с низкой точки. На переднем плане два человека.

Они входят в кадр справа, поворачиваются и идут в глубину кадра.

Рис. 19.12 Если камера расположена наверху, то актеры на экране движутся вверх.

372

План 2. План с высокой точки. Они входят в кадр снизу а направляются в глубину кадра (т.е. вверх), либо за кадр, либо затем камера прослеживает их путь дальше. Если в следующем плане камера, используя вертикальное панорамирование, прослеживает дальше путь актеров вверх, они должны оставаться в том же секторе изображения до тех пор, пока камера не перестанет двигаться вверх.

Случай 13.

Режиссер с развитым воображением постоянно ищет все новые приемы для изображения на экране событий банальных и давно известных. Оригинальный способ показа движения вниз может быть предложен с использованием зеркала (рис. 19.13).

Рис. 19.13 В этом случае вертикальное движение показывается сначала в зеркале, затем действительно проделывается актером в том же плане.

План 1. Приближенный план актрисы на переднем плане, слева. Актриса А справа, отражаясь в зеркале, расположенном за спиной актрисы В, начинает садиться.

План 2. Средний план. В - слева, А - справа, сидит. Обе актрисы сейчас показаны в профиль. Вертикальное движение,

373

действительное или показанное в зеркале, осуществляется в одном и том же секторе изображения.

Случай 14.

Когда человек садится, его тело описывает дугу. Интересный эффект получается, если использовать при съемках такого движения расположение камеры под прямым углом.

В первом плане (рис. 19.14) А начинает садиться. Даем следующий план, где А во весь экран садится, описывая дугу при этом, и, в процессе ее движения вниз, мы видим лицо актера В, прежде заслоненного ею.

Случай 15.

Человеческое тело, перемещаясь, часто производит дугообразное движение. Женщина, бросающая какой-то предмет от уровня головы к талии, должна быть представлена двумя планами, причем во втором плане бросаемый ею предмет следует показать детально.

В первом плане (рис. 19.15) актриса опускает предмет до линии по центру изображения. Затем мы обрываем первый план и даем приближенный план по той же визуальной оси. Предмет падает сверху и оказывается внизу в процессе сцены. Иногда используют контрплан для второго плана, что меняет месторасположение описываемой дугу в кадре, но вертикальное направление движение остается неизменным (Рис. 19.16).




Рис. 19.14 Камера под прямым углом. В начале второго плана актер, который садится, загораживает собой почти весь экран, затем открывает нам за собой актера в глубине кадра.