Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 34 из 75)



281

Полностью эпизод состоит из десяти фрагментов; три - общих плана и два - простых плана, последовательно повторяющихся. Эти планы используются в начале эпизода, чтобы показать крайние точки, между которыми происходит действие. В плане 1 мы видим Гаучо,

280


ГЛАВА 15

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ

Порой некоторые драматические особенности диктуют использование таких визуальных приемов, в которые никак не укладываются те основные правила съемки движений, что были перечислены выше. Следуйте примеры попадают под эту категорию.

Были найдены два возможных решения съемки в подобных случаях: пауза или использование небольшой части кадра. Во многих фильмах проблема возникает тогда, когда актер должен пройти между двумя различными зонами интереса, доминирующие центры которого расположены таким образом, что из основного положения камеры мы оказываемся лицом к одному центру интереса и видим тыльную сторону другого. Если мы хотим избежать этого, то в начале второго плана необходимо использовать визуальную паузу. Представим себе случай, когда в кадре два актера: один - в движении, другой в зафиксированном положении, как это показано на рис. 15.1.

Рис. 15.1 Визуальная пауза в начале второго плана дается с целью изменения направления движения актера.

283



Использованы лишь два плана для съемки движения между двумя зонами интереса.

План 1. План с дистанции. Актер В, справа, спиной, повернут к заднему плану. Актер А, слева, пересекает экран, чтобы подойти к В. Когда А достигает центра изображения, кадр прерывается.

План 2.Контрплан, средним планом. Актер В теперь с левой стороны кадра, лицом к нам. Он на мгновение остается один. Затем А входит в кадр справа и останавливается около него. Оба актера стоят теперь лицом к камере, либо смотрят друг на друга.

Пауза, которая маскирует изменение направления движения, вводится в начале второго плана. Актер в движении на мгновение исключается из плана, и актер в (фиксированном положении остается в кадре один. Это дает возможность зрителю адаптироваться к новому положению камеру. В предыдущем примере по поводу противоположного движения внутри кадра мы рассмотрели случай с актером в движении, расположенным спиной к камере в первой половине кадра, и лицом - в другой половине (глава 11, случай 52). Это условие было необходимым при съемках такого движения доя того, чтобы удержать внимание зрителей в центре экрана.

В таком решении пауза, вводимая в начале второго плана, -актриса в движении (в профиль к камере в двух планах). Движение актера или другого объекта съемки в движении может проходить через изображение или по диагонали.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПАУЗА ПРИ СЪЕМКЕ БОЛЬШИХ ГРУПП АКТЕРОВ

Когда речь идет о значительной группе неподвижных актеров, то разделение движения на фрагменты может происходить при помощи другого, отдельно взятого, актера (рис. 15.2).

План 1. Актеры А и С разговаривают; актер В входит в кадр справа, проходит за С и останавливается В центре. В болтает с А, который затем направляется к С. Когда А пересек треть изображения, план обрывается.

План 2. Контрплан, средним планом. В, слева, прямо, в профиль (рис. 15.2). Затем А входит справа и останавливается, лицом к В. Чуть позже оба отворачиваются от нас и уходят В неопределенном направлении на задний план.

284

Рис. 15.2 Актеры перемещаются, но в действиях одного из актеров есть визуальная пауза. Актеры меняют свои положения в кадре во втором плане.

Изменение положения двух основных актеров (А и В) необходимо при этой технике, но пауза в начале второго кадра служит тому, чтобы переключить внимание зрителя и поменять направление движения основных актеров. Но вместо того, чтобы представлять два сюжета в

285

двух планах, можно их смонтировать вместе в одном плане (рис. 15.2а).

Рис. 15.2а Противоположное движение актера в одной и той же части кадра. Пауза в начале второго плана дает возможность соединить два движения.

Актер А выходит из кадра, перемещаясь из центра влево в первом кадре. Второй план начинается с показа актера В

(фиксированного) справа. После паузы А входит слева и останавливается в центре.

Движение происходит в той же части кадра (слева) в противоположных направлениях.

ОТСУТСТВИЕ ПАУЗЫ

Если прибегнуть к съемке под прямым углом, то пауза мелют быть иногда опущена. От плана к плану используется довольно резкий переход, и актер перемещается в противоположных частях кадра в каждом из планов только при одной особенности: В одном из планов его движение обязательно происходит в узком центральном пространстве. На рис. 15.2 второй план показывает это короткое движение в центральной части. Оба фрагмента движения сходятся в центре изображения.

Рис. 15.3 Положение камеры под прямым углом: съемка движения, которое происходит в центре кадра в обоих планах

286

287


Такое решение, довольно интересное с визуальной точки зрения, не только применимо для двух персонажей, которые встречаются, но также и для одного актера, который, к примеру, помогает другому подняться на более высокое место, где он сам находится (рис. 15.4).

Рис. 15.4 Паузы нет. Резкий переход от первого плана ко второму. Движения в первом плане и во втором сходятся в центре кадра.

А и В встречаются в центре кадра. А протягивает руку 3. Кадр обрывается в движении, и дается второй план с позиции камеры под прямым углом, где актер А резко появляется в кадре (его поднимает В). Начало движения было уже в первом плане.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРПЛАНОВ

Когда один актер сидит, другой стоит для того, чтобы подчеркнуть свое движение в другой части кадра. Такое расположение подчеркивает ситуацию. Бывает, что движение разделено на фрагменты, и в каждом фрагменте используется своя часть кадра (половина кадра) (рис. 15,5). 288

Рис. 15.5 Неподвижный актер в этом примере исключен из второго плана.

Фактор скорости здесь очень важен и обязательно должен приниматься во внимание при таком типе съемки. В показанном примере движение в небольшом секторе кадра используется в первом плане.

Такое решение сходно с тем, о котором мы говорили в главе 11, случай 52, Разница в том, что там актер входит в кадр лишь для того, чтобы пройти от одного края к центру (затем от другого края к центру).

Используя вторым планом приближенный план, мы добиваемся того, что вход актрисы в кадр становится более быстрым, то есть она тратит меньше времени на то, чтобы пройти половину кадра, чем в предыдущем плане (где ей нужно было пройти противоположную половину).

Как мы уже отмечали, обе части одного движения, разделенного на два плана, должны происходить с одинаковой скоростью. Но приближенный план, увеличивающий персонаж, увеличивает также и скорость движения. Поскольку приближенный план дается с целью визуальной концентрации, то увеличение скорости позволяет подчеркнуть медленное движение предыдущего

289

плана, что было бы невозможным при, обратном порядке. Когда скорость уменьшается от плана к плану, нельзя показать непрерывное движение.

Несмотря на то, что актер В исключен из второго плана, в большинстве случаев возможны ситуации, когда он вводится в кадр идя создания противоположности расположения секторов кадра (рис. 15.6).

Рис. 15.6 Движение по диагонали, где актеры меняют свои позиции от плана к плану. Движения сходятся в центре кадра в обоих планах.

Как показано на рисунке, возможны два варианта дай направления движения актрисы. Она может в каждом плане (соответственно в своей половине кадра) перемещаться по

290

горизонтали, либо по диагонали, сначала приближаясь (в первом плане), затем отдаляясь (во втором плане).

Актер, который перемещается в неопределенном направлении может использовать ту же формулу (рис. 15.7),

Рис. 15.7 Движение в неопределенном направлении, актеры меняют позиции во втором плане, в момент, когда один из актеров завершает свое движение.

План 1. В на переднем плане, спиной к камере. А (справа) приближается к нам. Когда она оказывается рядом с В, кадр обрывается.

План 2. Контрплан. В на переднем плане, справа. А входит слева. Когда она рядом с ним, он оборачивается к ней.

Можно было дать сцену с движение м с разных сторон к центру, но здесь движение в неопределенном направлении, хождение взад и вперед персонажей, представлено в противоположных секторах кадра, что более динамично. Необязательно, чтобы актер входил в кадр в начале второго плана. Такой же эффект достигается, если показать актера А спиной рядом с актером В, выигрывая в том, что

291

задний план расположен в противоположном секторе, чем в предыдущем кадре.