Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 46 из 75)

План 25. План с низкой точки, Камера неподвижна. Обе

лошади подходят совсем близко к камере, и раненый солдат падает на землю на переднем плане. Мифуне и лошади отходят на задний план. Затем Мифуне поворачивается влево и исчезает среди деревьев.

399

398


Техника, используемая Куросавой в этом эпизоде, проста и

богата одновременно. Планы 1, 3, 5 и 7 показывают преследуемых солдат отдаляющимися. Их действия происходят только на левой части экрана и снимаются исходя из фиксированных положений ка­меры, Преследователь, Тосиро Мифуне, показан в планах 2, 4 и 6 приближающимся, в панорамных планах под прямым углом, слева к центру. После того, как установлен резкий ритм погони, режиссер использует первого преследуемого в четырех планах.

Планы 8 и 11 объясняют, как Мифуне достигает своего перво­го противника и как он убивает его. План 8 устанавливает расстояние между ними, план 9 показывает, как Мифуне достигает его, а планы

10 и 11 показывают смерть солдата.

План 8 служит панорамой картины в пределах полукруга; план 9 - лишь в пределах прямого утла, слева до центра. Планы 10 и

11 - перемещение слева к центру (состыковка кадров происходит в момент удара саблей Мифуне). В плане 12 (камера неподвижна) остающийся солдат оказался перемещенным: он переместился на ле­вую часть экрана. План 13 показывает Мифуне двигающегося перед лошадью, где сидел убитый им солдат. В плане 14 Мифуне достигает своего второго противника. Планы 13 и 14 - планы панорамы в пределах прямого угла, но первая - это часть слева до центра, а вторая - от центра вправо. Теперь Куросава меняет визуальную тактику. Он согласовывает планы двух людей, обменивающихся ударами, с приближенными планами ног двух лошадей, двигающихся из стороны в сторону.

Планы 15 , 17, 19, 21 и 23 показывают быстрое движение лошадиных ног на дороге. Каждый из этих планов длится на экране не более секунды. Планы 16, 18, 20 и 22 показывают дерущихся людей. Кроме первого (план-панорама на уровне прямого угла), все остальные - это планы-панорамы в пределах полукруга. Долгий план-панорама под большим углом (план 18) и два плана-панорамы приближенные и более быстрые (планы 20 и 22). Режиссер обходится 400

лишь двумя планами для окончания эпизода. План 24 показывает, как Мифуне ранит своего противника (при помощи плана-панорамы в пределах прямого угла слева к центру). Раненый солдат начинает падать.

Последний план (камера неподвижна, план с низкой; точки) показывает двух лошадей, входящих в кадр на переднем плане, и падающего солдата рядом. Мифуне и лошадь без всадника уходят по дороге. Построение эпизода - эта настоящая модель, с точки зрения экономии. Все ненужные детали опущены. Например, план 12 не только перемещает солдата с места на место, но и маскирует по­явление Мифуне и проход его по дороге. В следующем плане Мифуне будет виден уже вдалеке, впереди лошади без всадника. В плане 14 Мифуне достиг своего другого противника. Из двадцати пяти планов, 6 - это планы неподвижной камерой, а остальные 19 - панорамные планы.

ПРЕРЫВИСТОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ

Случай 8


pan

Отдельные прерывистые действия различных групп могут быть сняты как один непрерывный план-панорама (рис. 21.5).

Рис. 21.5 Непрерывное панорамирование, снимаются действия различных групп актеров, которые перемещаются вокруг камеры в одном общем направлении.

401

Группа солдат на лошадях перемещаются двумя рядами (1) справа налево. Камера начинает их панорамировать. Уходя, они встречают другую группу, которая смотрит влево (2). Камера про­слеживает их. Солдаты останавливаются рядом с садовником (3), который везет тележку. Камера прослеживает его. Садовник оста­навливается, когда человек на лошади появляется перед ним (4). Камера перемещается вместе с всадником. Когда он выходит из кадра слева, камера останавливается на переднем плане. Движение камеры было медленным и непрерывным от начала до конца. Окончание плана было статичным. Действия меняются от актеров к актерам, давая идею следующего персонажа, тогда как центральные актеры (5) вводятся в сцену в конце совершенно естественно, как бы являясь частью целого.

Случай 9

Если панорамный план должен охватить несколько точек интереса во время одного движения камеры, то следует ввести паузы в действия, что позволяет зрителю лучше увидеть эти точки интереса (рис. 21.6), Каждому из актеров дана какая-то доля участия в общем действии, что позволяет переместиться к группе или к следующему актеру, оправдывая движение камеры. Такой прием создает на экране естественность. Смена коротких панорамных планов, дающих неподвижные объекты съемки, делает драматическую мотивацию. В следующем случае движение камеры дополняет движение актеров.

Рис. 21.6 Актеры неподвижны, камера делает прерывистые вращательные движения на каждом актере, с целью связать их между собой.

402

ПАНОРАМИРОВАНИЕ ПО ПОЛНОМУ КРУГУ

Случай 10

Панорамирование частями может использоваться лишь для съемки неподвижных актеров. Если актеры перемещаются, поворачи­ваясь внутри по кругу, переходя с одного положения на другое, то только панорамирование по полному кругу может охватить всю сцену. Микельанджело Антониони использовал этот прием в фильме "Хроника любви". Рис. 21.7 показывает схему использования движений в этом плане.

Рис. 21.7. Панорамирование по полному кругу в 360°. Сцена из Фильма Микельанджело Антониони «Хроника любви». Непрерывная сцена разворачивается на 132 метрах кинопленки (приблизительно 5 минут на экране) и происходит на мосту.

403

Сцена происходила на мосту и была интерпретирована двумя основными персонажами. Многочисленные паузы, используемые в сцене, создали настолько удачный ритм плана, что нужно напрячь все свое внимание, чтобы понять, что сцена снимается панорамированием по полному кругу.

Чтобы такой план удался, он должен содержать большое дви­жение и хорошо просчитан на переднем участке сцены.

Случай 11

Быстрое круговое панорамирование иногда используется для того, чтобы снять движение танца, виденное с позиции одного из танцующих. Партнер может оставаться на переднем плане, но сцена быстро вращается вокруг него. Самый удобный способ, чтобы снять такую сцену, это привязать оператора к актеру короткой веревкой на талии. Это обеспечит точность кадрирования персонажей, которые вращаются.

Рис. 21.7а Вот так можно сохранить постоянное расстояние оператора от актера в сцене, где есть быстрое движение по кругу актера и камеры.

Случай 12

Актер, медленно проходящий по кругу, прослеживается каме­рой, которая охватывает задний план и все, что его окружает, полностью, все время сохраняя актера на переднем плане в одной и той же части кадра, если есть на переднем плане толпа людей, то идея одного актера, делающего полный поворот, работает очень хорошо (рис. 21.8). Сцена бунта в тюрьме из фильма Сиднея Люмета «Холм», в главной роли с Гарри Эндрюсом и сцена из фильма "Вера Круз" Роберта Олдриджа в главной роли с Бертом Ланкастером - это две сцены, где описанная техника используется очень удачным образом.

Рис. 21.8 Круговое движение камеры, сохраняющее актера постоянно not переднем плане в течение всего плана.

БЫСТРОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ

Случай 13

Быстрое круговое панорамирование можно назвать бегущим панорамированием. Оно соединяет два центра интереса и дает быст­рое размытое изображение сцены.

405

404


Его используют для соединения двух сцен, идущих друг за другом. В конце первого плана дается бегущая панорама, затем камера останавливается для съемки новой сцены. Если две различные части в обоих планах соединяются, то получается быстрый переход от одного кадра к другому. И сегодня некоторые режиссеры используют бегущие панорамные планы с размытым движением, размещенные между фиксированными планами, для получения того же эффекта. Изменение времени или места действия диктует использование таких панорамных планов.

Давид Дин в своем фильме "Доктор Живаго" использует бегу­щий панорамный план для соединения двух сцен, когда Кемеровский и Лара танцуют. Бегущий план вправо показывает Комаровского, помогающего Ларе сесть за столик, расположенный у самого края площадки для танцев. Это быстрое панорамирование позволяет опус­тить момент прохождения ими пространства до столика, что ничего не добавило бы в сцене, а лишь затянуло ее. Токам образом, быстрая панорама объединяет две части сцены, или две сцены, сокращая ненужное время.

Случай 14

Бегущее панорамирование может быть использовано с целью визуального соединения двух различных предметов, например, ма­шин, когда выражается идея, что прошло время и актер теперь пе­реместился в совсем другое место. Ричард Брукс в своем фильме "Холодная кровь" использует этот эффект. Мы Вадим приближающийся автобус. Когда он проходит рядом с камерой, панорамирующей его вправо, то получается на экране размытый вид всего автобуса. После этого дается следующий план, который начинается с вида размытого движения поезда. Панорамирование происходит в том же направлении, что и в предыдущем плане; камера останавливается, кадрируя поезд, уходящий вдаль (рис. 21.9).