Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 47 из 75)

Случай 15

Иногда для эпизодов с погоней используется бегущее панора­мирование в середине плана. План начинается с показа А, который бежит слева направо. Камера панорамирует его почти по полукругу. Вдруг камера возвращается и быстрым, резким и размытым движением панорамирует В, преследователя, который входит в кадр.

Камера панорамирует его тоже вправо до тех пор, пока он не покинет план. 406

Рис. 21.9 Размытое, бегущее панорамирование, используемое в фильме «Холодная кровь» с целью соединения двух разных движущихся объектов в одном направлении в кадре (перемещение во времени).

Случай 16

Иногда панорамный план дает основного персонажа в одной части кадра в начале, н в конце - в другой части кадра. Это означает, что камера при панорамировании вращается быстрее, чем человек движется. Это иногда нужно делать, чтобы сохранить четкое расположение в крайних частях кадра при фиксированных планах (рис. 21.10) или с целью дать актерам больше пространства в момент, когда они покидают кадр.

ПАНОРАМИРОВАНИЕ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ

Случай 17

Камера может вращаться в противоположные стороны в процессе одного плана, что требует паузы между этими вращениями.

Пример: В и А оба стоят. А идет вправо и останавливается. В этот момент камера поворачивается вправо, кадрируя его одного.

407

Через мгновение А возвращается к В. Камера теперь поворачивается влево, снимая снова двух актеров.

Рис. 21.10 Камера вращается быстрее, чем движется актер, чтобы оказаться в конце плана в противоположной стороне кадра.

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ

Вертикальные движения камеры не используются так часто, как горизонтальные. Несмотря на то, что вертикальное движение камеры вверх или вниз производится легче, чем горизонтальное, обычно его используют лишь для того, чтобы снять вертикальное движение актера или предмета.

Случай 18

Непрерывное вертикальное панорамирование может соединить два центра интереса, расположенные один над другим. Обычно камера делает движение вверх или вниз медленно, с тем, чтобы зритель имел возможность привыкнуть к новому визуальному подходу Вот пример. Ночь. В темном небе залпы салюта. Когда они затухают, камера опускается и показывает группу музыкантов, которые сидят на крыше дома и играют. Затем камера опускается еще ниже и мы видим нарядно одетых людей, собравшихся вокруг длинных столов на банкет по случаю годовщины. Камера еще опускается, и мы видим на столе (на переднем плане) огромный очень сложный торт с надписью "Тишу".

Случай 19

Вертикальное панорамирование с перерывом служит тому, чтобы связать между собой различные центры интереса, расположенные вертикально, но актеры и предметы в сцене не обязательно должны перемещаться вертикально, как мы видим это в примере, взятом из фильма Джона Хьюстона "Непрощенный".


Две пары ног входят в комнату через дверь и останавливают­ся возле шкуры.


Дверь открывается, образуя на полу темной комнаты прямо­угольник света. На переднем плане мы видим шкуру животного, растянутую на полу.

Актер слева направляется вглубь кадра. Камера поднимается

и делает движение вверх, прослеживая его. Он открывает окно и в комнату попадает еще немного света. Актер справа поворачивается к нам. Мы видим его тело от талии до ног и ружье в правой руке.

409

408


Первый актер возвращается на передний план. Камера вновь делает вертикальное вращение вверх и кадрирует лица обоих актеров. Они смотрят на шкуру животного, которая теперь за кадром.

Актер справа наклоняется, чтобы поднять шкуру, уходит из кадра снизу, возвращается, держа в руке шкуру.


описывается полукруг, то сцена оказывается как бы вывернута наизнанку. Иногда такая техника используется в эпизодах с преследованием. Например, танк преследует человека и они движутся на нас. Камера расположена на высокой точке, снимаем их сначала сверху, затем делаем движение вниз, снимая их как бы ниже уровня нашего взгляда. Сцена теперь перевернута: и человек, и танк как бы не обладают больше силой тяжести и оказываются перевернутыми. Этот пример взят из известного русского фильма "Баллада о солдате" (рис. 21.12).

ВЕРТИКАЛЬНОЕ ПАНОРАМИРОВАНИЕ В НАЧАЛЕ ЭПИЗОДА

Случай 21.

Иногда такое панорамирование перевернутого изображения в конце вертикального панорамирования используется с целью объяснения того, что у центрального персонажа помутнение рассудка или тяжелое душевное состояние. Но иногда этот прием используется следующим образом: камера несколько наклоняется в сторону, затем остается при вертикальном панорамировании в следующих планах до тех пор, пока душевное состояние персонажа не станет вновь нормальным. Планы при вертикальном панорамировании оказы­ваются в противоположных направлениях (рис. 21.13).

Оба актера теперь разворачиваются и направляются к столу в

глубине кадра, на который они кладут шкуру. Камера делает панорамирование вниз, кадрируя их средним планом.

Как мы видим из примера, план - это непрерывный план, где

камера перемещается от одного центра интереса к другому и оста­навливается на каждом из них, прежде чем продолжить панорамиро­вание вверх или вниз.

Случай 20

Планы с вертикальным панорамированием, восходящим или нисходящим, перемещаются под прямым углом по отношению к горизонту. Если используется панорамирование от горизонта и

Вертикальное панорамирование в самом начале эпизода используется лишь для очень сильной драматической мотивации, так как оно ставит горизонт в вертикальное положение. Панорамирование по вертикали из стороны в сторону используется с целью показать, например, взрыв на корабле. Камера устанавливается внутри корабля или, подводной лодки, возникает ощущение взрыва. Актеры тоже должны двигаться, чтобы усилить впечатление.

СОГЛАСОВАНИЕ ФИКСИРОВАННОГО ПЛАНА С ПАНОРАМНЫМ ПЛАНОМ

Случай 22

Фиксированный план и план в движении могут быть согласованы, если они дают горизонтальное или вертикальное движение и вторая съемка - это вертикальное или горизонтальное панорамирование. Этот прием достаточно прост. В первом плане А

410

411





D П П П П

а а п п п

П

выходит из кадра; пересекает кадр, идет на нас и выходит из кадра близко от камеры. Во втором

Рис. 21.12 План, использованный в известном русском фильме "Баллада о солдате", где камера делает вертикальное вращение сверху вниз по дуге в 180°, что на экране дает в конце плана перевернутое изображение.

Рис. 21.13 Вертикальное панорамирование иногда используется для того, чтобы подчеркнуть что-то необычное, неестественное в происходящей ситуации или в описываемом персонаже когда меняются направления, то получается визуальный контраст от плана к плану.

плане он входит в кадр с обратной стороны и камера панорамирует его. Когда он достигает того места, куда он направляется, камера останавливается (рис. 21.14).

Случай 23

Если в плане два актера (один в движении, другой неподвижен), может быть применен тот же прием (рис. 21.15).

412

413


Рис. 21.16 Еще один вариант согласования панорамного и статичного планов.

МОНТАЖ ДВУХ ПАНОРАМНЫХ ПЛАНОВ, СЛЕДУЮЩИХ ОДИН ЗА ДРУГИМ

Случай 25

В нашем исследовании использования вращений камеры следует отметить еще одну возможность, которая состоит в том, чтобы позволить актеру в движении выйти в одном плане и войти в сле­дующем (рис. 21.17).

Рис. 21.17 Два последовательных панорамных тана, одного и того же персонажа в движении согласуются между собой, если силуэт актера в движении покидает кадр в первом тане и возвращается во втором