Смекни!
smekni.com

по "Грамматике киноязыка" (стр. 38 из 75)

323

Рис. 17.5 Два актера, идущие навстречу друг другу, показаны из двух позиций камеры по одной визуальной оси.

Рис. 17.6 Два актерам встречаются под прямым углом друг к другу, и камера тоже расположена под прямым углом.

Случай 7.

Встреча двух актеров, движения которых сходятся в одной центральной точке, снимается также, как и встреча двух групп. При монтаже можно чередовать их движения иди представлять их в одном плане. Например, вождь индейцев и командир кавалерии договорились встретиться на нейтральной территории и обговорить их требования. Оба в сопровождении вооруженных эскортов, которые находятся в отдалении на холмах в тот момент, когда их предводители спускаются в долину к месту встречи сторон. Вот как развивается этот эпизод на экране (рис. 17.7).

325

324



План 1. Контрплан с высокой точки. Полный кадр. Кавалерийский эскорт поднимается на вершину холма. Движется справа налево. Останавливается.

План 2. Контрплан трех человек из кавалерии приближенным планом. Офицер, предводитель и индейский разведчик смотрят и вдут.

План 3. Контрплан полным кадром. Позади группы всадников мы видим другой холм. Там слышится глухой шум от башмаков.


Рис, 17.7 Движение двух групп, сходящихся в одной точке, снимается так же, как и движение двух отдельных персонажей.

327

326


План 4. Контрплан с высокой точки. Полный кадр. Индейцы постепенно появляются на своем холме (они распределяются слева направо).

План 2. Приближенный контрплан с высокой точки трех воинов из кавалерии. Они выжидают.




План 2. Приближенный план трех воинов. Предводитель делает знак рукой.

План 5. Приближенный контрплан с высокой точки трех индейцев. Вождь поднимает руку, затем опускает ее.




План 5. Приближенный план трех индейцев. Индеец в центре вождь племени.

План 2. Приближенный план с высокой точки (контрплан) трех человек из кавалерии. Индейский разведчик и командующий направляются влево и выходят из кадра. Они начинают спуск в долину.




329

328


План 6. Полный кадр. Два человека из кавалерии (индейский разведчик и командующий) спускаются в долину слева и выходят из кадра. Другие солдаты ждут на холме на заднем плане сверху.

План 5. Приближенный контрплан с высокой точки трех индейцев. Вождь и его сын направляются вправо и начинают спускаться в долину. Они выходят из кадра с этой стороны (справа).

План 8. Полный кадр. Несколько солдат на лошадях на переднем плане. Вдали, в долине, два воина из кавалерии и два индейца спускаются по направлению друг к другу. Еще дальше, на заднем плане, наверху, на холме за ними наблюдают индейцы, распределившиеся цепью на вершине холма.

План 9. Полный кадр. Та же визуальная ось, что и в предыдущем плане, индейцы видны таким же образом. Вождь индейцев и его сын медленно направляются на нас, выходя из кадра.

План 7. Полный кадр. Два индейца (вождь и сын) спускаются в долину слева направо, выходят из кадра справа. Они медленно передвигаются. Остальные индейцы распределены равномерно на вершине холма на заднем плане в верхней части кадра.

План 10. Средний план. Индейский разведчик и предводитель кавалерии входят в кадр справа, пересекают его по диагонали и выходят ив кадра слева.




330

331


План И. Контрплан полным кадром. Две пары всадников медленно движутся навстречу друг другу.

План 14. Приближенный план командующего кавалерией. Он начинает разговор первым.




План 13. Приближенный план вождя индейцев.

План 12. Полный кадр. Два индейца входят в кадр слева, а два воина кавалерии - справа. Они сходятся в центре кадра.


План 14. Опять приближенный план командующего. Он вновь говорит.

План 13. Приближенный план вождя индейцев. Лицо благородное невозмутимое. Он задет в тишине.

332

Весь эпизод проходит в медленном ритме, что усиливает напряжение восприятия всего события. Чувствуется недоверие групп друг к другу, они приближаются с большой осторожностью. Конструкция эпизода с точки зрения сюжета очень проста и легко понимается. Солдаты кавалерии и индейцы приходят и обмениваются условным сигналом. Затем их предводители спускаются в долину для переговоров. Кинематографический язык этой сцены так же прост и

333

понятен. Показана первая группа (солдаты кавалерии). Дан общий план местности. Затем появляется вторая группа (индейцы). Дается условный ритуальный сигнал. Это снимается отдельным планом идя каждой группы.

Время тянется в сцене в момент, когда индейцы медлят с ответом на ультиматум солдат кавалерии.

Когда оба предводителя спускаются в долину, они показаны сначала по отдельности в двух планах для каждой из групп заинтересованных сторон. Поле зрения расширяется по второму плану, где показано место их будущей встречи. Затем вновь план ситуации, где мы видим вместе обе группы.

После этого внимание концентрируется на двух предводителях и их компаньонах, которые медленно продвигаются по долине. С этой минуты их эскорты исключены из эпизода. Два плана полным кадром показывают, как они останавливаются лицом друг к другу, лица двух предводителей .видны теперь приближенным планом. Эти два персонажа доминируют в эпизоде от начала до конца.

Когда предводители обеих заинтересованных сторон возвращаются к своим вооруженным экскортам, их движения показываются уже в более быстром темпе. Возвращение в слишком медленном тем не могло бы нарушать атмосферу фильма. Случай 8.

Рассмотрим третью возможность: два актера отдаляются один от другого. В этом случае достаточно поменять местами планы, использованные в том порядке, как описано для примера приближения актеров друг к другу. Не используется лишь визуальное акцентирование, как это показано на рис. 17.8.

Дуэлянты в первом плане стоят спиной друг к другу, приближенным планом. Голос за кадром дает им приказ разойтись в разные стороны. Как только дуэлянты покидает пределы кадра, мы даем новый план, где видим их идущими в разные стороны. В конце концов, они останавливаются. Случай 9.

Группа актеров, отдаляющихся друг от друга, может иногда сыграть роль указателя направления, спрятанного их присутствием. Это - эффект движения, похожий на то, когда поднимается театральный занавес и открывает сцену. Возьмем следующий пример.

Рис. 17.8 Актеры расходятся в противоположные стороны. Пополнение камеры под прямым углом охватывает движение.

В затемненной зале роскошного дворца проходит шумный бал. Внезапно появляется лакей и торжественно произносит: "Его Высочество Принц Чарльз!" Музыка затихает и танцующие пары останавливаются и расходятся, создавая проход для Его Высочества и его свиты в глубину залы. Принц направляется по этому проходу в сторону хозяина дворца. Это движение толпы в разные стороны делает сцену более экспрессивной.