Смекни!
smekni.com

Все пройдет, пройдет и это (стр. 10 из 16)

7.1. ЧТО БЫЛО ИЗОБРАЖЕНО НА КОЛОКОЛЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ

Вот как описывает Павел Алепский колокол, отлитый в царствование царя Алексея Михайловича.(25)

«…Туда вошел мастер и вырезал письмена и изображения, какие было нужно: на одной стороне изображения царя и царицы и Господа Христа над ними, на другой — изображение патриарха Никона».

«…При этом обнаружилось точное изображение царя и насупротив его царицы, а над ними Господь Христос, их благословляющий. Они находятся на лицевой стороне колокола, обращенной к великой церкви на восток от нее; на задней же стороне колокола изображение Патриарха Никона в облачении, в митре и с посохом, как он есть.

Под плечами колокола наверху изображены херувимы и серафимы с шестью крылами вокруг, а над ними идет кругом колокола надпись крупными буквами, а также есть надпись по нижнему краю его».

За исключением количества фигур и надписей, это почти точное описание убранства ЦК (исключая, конечно, его картуши с надписями.)

И довольно точно описывает декор колокола с гравюры. Здесь уместно вспомнить историю создания декора ЦК.(53)

«…Вскоре после указа императрицы началось изготовление чертежей. Моторин принимает в этом непосредственное участие, а затем отливает уменьшенную в тысячу раз модель будущего колокола, которую отправляют в Петербург. Выполнить декор Царь-колокола предлагают Бартоломео Карлу Растрелли, наиболее известному из работавших в тот период в России скульпторов. Растрелли запросил огромный по тем временам гонорар — 8 тысяч рублей. Правительство же сочло притязания мэтра завышенными и предложило вдвое меньше. Однако “оной Растрелли ниже осьми тысяч не брал, кроме материалов и мастеровых и работных людей”. Правительство тоже не уступило. Тогда в Конторе артиллерии вспомнили об учениках П. Баратты. Приставленый “для надсмотру” к “делу литья” капитан И. Глебов в доношении указывает на “искусных людей, обучившихся во Италии ... и окроме ж оных найти не уповает”. В январе 1732 года Федор Медведев и пьедестальные мастера Петр Кохтев, Василий Кобылев, Петр Галкин и Петр Серебряков прибыли “к делу колокола”. По резолюции Правительствующего Сената ф. Медведеву было назначено жалование 10 рублей в месяц, а его ближайшему помощнику П. Кохтеву 8 рублей. Через два года из Конторы артиллерии сообщали московскому главнокомандующему графу С. А. Салтыкову, что создание моделей декоративного убранства колокола обошлось всего в 1400 рублей, “в том числе материалы, и инструменты, и дача ... денежного жалованья”...

Странная получается ситуация. Вспомним, что ЦК переливали из обломков предшественника с добавлением нового металла. Иначе говоря, образец декора был в наличии (поскольку как мы видим убранство обоих колоколов очень похожи), а великий Растрелли, за то, чтобы скопировать декор, запросил непомерную сумму, да и кроме него на эту процедуру во всей России нашлась только одна команда. Как-то это мало убедительно.

Заслуживает внимания и такая информация из мемуаров Монферрара (25):

«В 1819 г. генерал Bethancourt поручил мне осмотреть колокол и привести рисунки с него. Спустя несколько лет инженер, генерал Fabre, имел такое же поручение, что позволяет думать о желании Императора Александра I также переставить колокол.

Прежний ли страх или другие какие-либо мотивы — но все же наибольший колокол в мире лежал в земле и изредка посещался любопытными иностранцами, знакомившимися с древностями Москвы».

По-русски фраза «рисунки с колокола» больше подходит к понятию «рисунки внешнего вида, т.е. декора», для подъема же его нужны были скорее чертежи колокола и его положения на местности. А вот для разработки плана «маскировки» колокола и его новой легенды нужны были именно рисунки его декора.

7.2. ЧЕМ СХОЖИ ДВА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Отметим теперь моменты сходства двух колоколов: старинной гравюры и Царь Колокола.

Прежде всего, это конечно отколотый кусок:

- его размер и форма примерно одинаковы на обоих колоколах,

-расположение отколотого куска в нижней части и чуть не доходя середины на обоих колоколах,

- так же их расположение точно напротив ушек колокола с правой стороны от фигуры с державой,

-примерно один размер и форма самих колоколов.

Вероятность такого совпадения на двух различных колоколах слишком мала!

Единственное, что существенно отличает эти два колокола (не считая декора), так это левая верхняя часть отколотого куска.

7.3. БЫЛА ЛИ ПОПЫТКА СПАЙКИ ЦАРЬ КОЛОКОЛА

Вспомним, приводимые Оловянишниковым, несколько примеров существовавших проектов по спайке ЦК.

«Некто архитектор Форстенберг, в 1770 году хотел впаять вышибленный край, но, не приведя в исполнение своего способа, умер от чумы.

…Вопрос о спайке Царя-Колокола поднимался несколько раз и всегда безуспешно.

…Блестящая деятельность отца Израилева в отношении к исследованию русских колоколов и усовершенствованию наших звонов невольно приводит к мысли: как хорошо было бы, если б этому же замечательному нашему ученому и деятелю поручено было, однажды, спаять снова, привести в известный определенный тон и поднять на колокольню — знаменитый Царь-Колокол.

…Восстановление же в прежнем виде колокола, полтораста лет тому назад свалившегося в яму и никогда еще не звонившего, было бы, конечно, для нашего счастья, одним из торжеств нашего времени. Ведь Царь-колокол, в 12.000 пуд. весом, первый колокол в мире. Зачем же ему молчать!

…Несколько лет тому назад появился проект инженера Н. В. Подчиненова — поднять Царь-Колокол, спаять его и водрузить на колокольню.

Надо быть признательным тем лицам, которые не допустили подобного вандализма.

Если спайка чугуна, железа и меди электричеством, кислородом и ацетиленом получила в последнее время права гражданства, но до сего времени все попытки спайки колоколов даже самого малого размера еще не достигали цели — при спайке звук колокола совершенно терялся. Припаять отколотый огромный кусок к Царю-Колоколу, при нынешних технических средствах с гарантией сохранности в нем нормального звука, нет возможности.

…Должна же спайка стоить дешевле чем переливка старого колокола на новый, но до сего времени о подобном применении знаний Н. В. Подчиненова нам не пришлось слышать.

…Действительно, я хотел спаять колокол при помощи электричества, — начал Н. В. Подчиненов, — такой способ спайки уже не новость. Честь изобретения его принадлежит инженеру Славянову. Он давно уже придумал этот способ и тогда же предлагал осуществить проект припайки отбитого куска к Царю-Колоколу и поднятия колокола.

…Самое дорогое — это устройство особого приспособления в виде станка для того, чтобы поворачивать колокол. Так как колокол весит 12.000 пуд., то, несомненно, самая затруднительная часть проекта — это поворачивание колокола.

Ввиду того, что колокол имеет много трещин, начиная от раструба и кончая почти местом для ушка, его необходимо поворачивать для спайки трещин.

…Вот, пожалуй, расходы увеличило бы приобретение особой машины для пайки. Вероятно, обошлась бы она тысяч в 15. Надо заметить, что обыкновенные машины не выдерживают этого способа работы и сгорают”.

Как видим, вопрос о спайке колокола обсуждался очень серьезно.

В результате сам колокол спаян не был, но вполне может быть, что фальсификаторы применили все-таки спайку, но только для отколотого куска. И именно с целью скрыть абсолютное доказательство идентичности «двух» колоколов. Тем более, как известно на ЦК было множество трещин. Поэтому могли отколоть, по имевшейся трещине еще кусок от колокола в верхней части имевшегося скола. И этот отколотый кусок припаять к основному осколку. Такая процедура намного легче, чем спайка всего колокола.

Она позволяла выполнить новый декор на поверхности колокола в едином массиве, что мы, и наблюдаем, так как только самый краешек на отколотом куске захвачен элементом картуша.

Таким образом, устранялось основное абсолютное доказательство, что эти два колокола суть одно и тоже!

Что же касается декора, то здесь фальсификаторы поступили примерно следующим образом.

Была полностью зашлифована одна из фигур и надписи. За счет уменьшения толщины колокола был сформирован новый узор и картуш с надписью. Это хорошо видно по нижнему краю верхнего фриза, он не ровен и многоступенчат тем самым, демонстрируя толщину убранного слоя металла.

*Колокольная надпись.

Оставшиеся две фигуры частично зашлифовали и испортили, имитируя неудачную отливку. Подогнали под новую для них легенду.

Между прочим, изображение на гравюре целиком соответствует описанию, приведенному Оловянишниковым из воспоминаний Монферана:

«...В 1819 году император Александр Павлович поручил расследовать вопрос о поднятии колокола инженеру Фабр, но и на этот раз дело ограничилось одними предположениями.

Через два года яму расчистили, застлали досками и обнесли перилами; сделали даже лестницу, по которой можно было опускаться вниз и осматривать внутренность колокола». Т.е. на гравюре видны и доски, застилающие с верху яму, и лестница.

Так как колокол подняли в 1836 году, то значит гравюра была сделана в период с 1819 по 1836гг.