Смекни!
smekni.com

Все пройдет, пройдет и это (стр. 4 из 16)

По морю, морю синему,
По синему, по Хвалынскому,
Ходил-гулял Сокол-корабль
Немного-немало двенадцать лет.
На якорях Сокол-корабль не стаивал,
Ко крутым берегам не приваливал,
Желтых песков не хватывал.
Хорошо Сокол-корабль изукрашен был:
Нос, корма – по-звериному,
А бока зведены по-змеиному.
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо очей было вставлено
Два камня, два яхонта;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо бровей было повешено
Два соболя, два борзые;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо очей было повешено
Две куницы мамурские;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три церкви соборные;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три монастыря, три почесные;
Да еще было на Соколе на корабле:
Три торговиша немецкие;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три кабака государевы;
Да еще было на Соколе на корабле:
Три люди незнаемые,
Незнаемые, незнакомые,
Промежду собою языка не ведали.
Хозяин-от был Илья Муромец,
Илья Муромец, сын Иванов,

Его верный слуга – Добрынюшка,
Добрынюшка Никитин сын,
Пятьсот гребцов, удалых молодцов.

Нет сомнения, что здесь приведено аллегорическое описание корабля «Орел», довольно хорошо согласующееся с немногими дошедшими до нас его описаниями. Но что особенно важно, так это утверждение былины, что корабль проплавал 12 лет по Каспию, что в какой-то мере перекликается с архивной информацией (13). По докладу астраханского воеводы в 1678 г.: “На Кутум-реке — корабль — ветхой, дно и бока сгнили, в ход не годится, а на нем припасов 3 дерева щегольных (мачты) с кругами деревянными ветхими. В корабле двои полати (палубы) верхние да нижние…”

Для последующей ясности отметим, что в Библии под именем Хирам (а это один из главных персонажей истории масонов) представлен шведский король Карл Х. Мы не однократно по ходу нашего повествования будем убеждаться в этом.

5.1. ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ОФИР

И вот самым интересным фактом, является утверждение Библии и Флавия, что корабль Соломона с кораблем Хирама ходил раз в три года в загадочную страну Офир! И это утверждения в корне меняет наш взгляд на историю русских географических открытий и морских путешествий. Эту загадочную страну Офир ищут по сей день, ищут в Африке и периодически находят. Попробуем и мы с вами, в свете новых представлений, поискать эту загадочную страну.

Прежде всего, конечно, смотрим маршрут по Волге в Каспий. Я думаю, что в этом библейском сюжете мало аллегории и если она есть, то, скорее всего, связана с типом товара вывозимого из страны: «…привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов (эфиопов – у Флавия)». Если корабль «Орел» и ходил в Персию, то все- таки он бы успевал вернуться за одну навигацию, максимум – на следующий год. А я думаю, что утверждение Библии « раз в три года» – верно.

Обозначенный исторический период в русской истории знаменуется известными завоеваниями Сибирских и дальневосточных земель, походами Московитинова, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Стадухина. Однако их нельзя назвать чисто морскими походами.

Теоретически, допустима к рассмотрению и версия северного морского пути, тем более, что родиной русского морского плавания является Белое море. Но во времена царя Алексея, интересы русских не простирались далее Новой Земли и плавание далее было проблематично.

… В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича на Новую Землю отправилась экспедиция Романа Неплюева для поиска серебряных и медных руд, драгоценных камней и жемчуга. Но большинство из 83 участников и сам Неплюев погибли во время зимовки южнее острова Долгий. В 1671 г. на поиски серебряной руды и для строительства на архипелаге деревянной крепости была направлена на Новую Землю экспедиция под руководством Ивана Неклюдова. В l672 г. все участники экспедиции погибли. (14)

Все эти три рассмотренных нами маршрута, на мой взгляд, не удовлетворяют библейскому описанию и заставляют взглянуть на этот вопрос с другой стороны.

Иосиф Флавий дает дополнительную информацию о флотилии судов Соломона.

«Царь так же велел построить в египетском заливе и в одной бухте Чермного моря по имени Гасионгавел невдалеке от города Элафы, который теперь носит название Вереники, множество судов. Вся эта местность принадлежала в те времена евреям. И при постройке этих судов Соломон получил соответственный подарок от тирского царя Хирама, который послал ему опытных и способных в морском деле кормчих и моряков. Этим людям он приказал вместе с его собственными уполномоченными отправиться в плавание в страну, которая в древности называлась Софиром, а теперь именуется Золотою страною (она находится в Индии), и привезти ему оттуда золота. Посланные действительно собрали там около четырехсот талантов [золота] и вернулись с ними к царю.»

Упоминание «египетского залива» сразу дает нам указание на Балтийское море, поскольку в Библии под Египтом подразумевается Польша.

Известно, что Ордын-Нащокин, управляя Ливонией, завел флотилию судов (!) на Западной Двине в Кокенгаузене, уничтоженную Кардисским договором 1661г (5). Если отождествить Элаф Флавия с Кокенгаузеном, то аналогия просматривается, поскольку последний находиться в небольшом удалении от Зап. Двины и в это время он принадлежал русским, захвативших его в ходе военных действий.

И вот что известно о Курляндии тех лет.

…Великие Герцоги Курляндские, по территорию которых омывали воды Северной Двины, в середине 17-го века обладали мощным морским флотом. Число кораблей достигало: 79 торговых и 44 военных. Курляндские корабли бороздили мировой океан от Европы до Африки и Америки. При Якове Катлере, герцоге Курляндском, на о.Св. Андрея в устье р. Гамбии была построена крепость и торговая фактория, которая просуществовала с 1651 до 1661. У английской торговой компании была приобретена часть о. Тобаго, где также была основана колония (1639–1693), позднее захваченная голландцами. С острова ввозили в Курляндию перец, табак, имбирь, корицу и прочие пряности. Митава (Елгава) была главным центром посреднической торговли заморскими товарами в Восточной Европе. В 1647 Якобом был заключен договор о вечном нейтралитете со шведской королевой Христиной, в 1655 – с русским царем Алексеем Михайловичем, что существенно для нас (15).

Возможно, что сюжет Флавия говорит именно о русской флотилии на Западной Двине. Тем более что сюжетно-временное повествование Библии соответствует по временному распределению аналогий из «реальной» истории. В 1654 году началась русско-польская война, изначально удачная для русской армии. Русские войска оккупировали восточную часть Курляндии. Текст договора 1655 года между Россией и Курляндией, мне найти не удалось, но если там была договоренность о создании флотилии, то до 1661года, построенные корабли могли совершить дважды трехлетнее плавание.

Здесь, по-видимому, под именем Хирам показан герцог Курляндский – Якоб Кетлер.

Была ли флотилия уничтожена по Кардийскому договору или нет, еще надо уточнить, но « в 1662 году московский посол, проезжая в Англию через Курляндию, много говорил там, нельзя ли в курляндских гаванях завести нам корабли. Курляндский канцлер отвечал, что великому государю пристойнее заводить корабли у своего города Архангельска». (5)

5.2. СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

Ну а куда же могли плавать наши моряки? Прежде всего, можно предположить, что туда же, куда и курляндские мореходы. Тем более, что фактория в устье реки Гамбии, прекратила свое существование именно в год подписания Кардийского договора. Но допустимо посмотреть и иначе.

На географической карте Земного шара можно найти одно место которое должно привлечь наше внимание в свете упомянутого библейского описания. Это место называется… СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА! Естественно нам поинтересоваться историей их открытия. И мы сразу наталкиваемся на очевидную ложь. Острова открыты якобы в 1568 году испанским мореплавателем Альваро Менданья, руководителем экспедиции, отправившейся искать по библейским текстам легендарную страну Офир, где находились копии царя Соломона! Именно Менданья назвал открытые острова Соломоновыми. Он побывал на них еще раз через двадцать с лишним лет, открыв при этом Макизовы острова. Считается, что испанцы засекретили свое открытие и вторично европейцы попали туда только 200 лет спустя в 1767 г.

*Карта Соломоновых островов.(16)

Но на некоторых картах 17-го века эти острова присутствуют, и самое для нас интересное, что они есть на карте мира Василия Киприянова 1707г. (Считается, что это первый русский атлас мира). А главное, через них показана трасса плавания некоего Якова Мерскоге (Морского?), так же как показаны другие линии регулярного судоходства из Европы в «Индию» и из «Индии» в Европу, из Европы в Манилу и из Манилы в Европу! Увы, что-либо найти про этого Якова Мерскоге мне не удалось. По-видимому, он не существует для отечественной историографии и это уже странно. Единственная персонифицированная линия некоего морского плавания, которую русский картограф посчитал нужным указать на карте мира, что-то да значило для него.

Получается, что эти острова русским картографам были хорошо известны и лежали на регулярной судоходной трассе, и названия многих островов, в отличие от современных, имеют славяно-библейский оттенок.

*Фрагмент атласа Василия Киприянова (64).


Уместно здесь вспомнить и предмет интереса знаменитого русского путешественника Миклухо-Маклая. Ведь он исследовал острова Папуа - Новая Гвинея, в архипелаг которых входят и Соломоновы Острова!

К истории возникновения русского флота, косвенно имеет отношение и такой факт: считается, что первый корабль европейского образца был построен в России в Нижнем Новгороде голштинским посольством в 1636 г, по разрешению царя Михаила Федоровича, для торговли с Персией. Корабль названный «Фредерик» дошел от Н. Новгорода до Дербента, где во время шторма был выброшен на берег. Это плавание описано в книге Адама Олеария, бывшем участником путешествия (18). Этот солидный труд, содержащий сотни страниц и десятки рисунков, является основополагающим по многим разделам историографии России 17-го века. Есть там и рисунок корабля «Фредерик». Именно его изображение, некоторые авторы, преподносят за вид корабля «Орел». Однако вполне может быть, что они правы, поскольку я подозреваю, что весь труд Олеария составлен лет на 100 позже заявляемой даты. Считать так заставляют многочисленные накладки с рисунками в этой книге. Они настолько порой нелепы и противоречивы тексту, что редакция издания 1906 г, вынуждена была давать объяснения по этому поводу, но совсем не убедительные. В текст книги включена символьная фраза. Это молитва, которую произносит митрополит перед Михаилом Романовым: "Господь Бог наш, Царь всех царей, Ты, который через пророка Твоего Самуила избрал слугу Твоего Давида и помазал его в цари народа израильского, услышь теперь нашу молитву…». Эту молитву помещают не во всех изданиях книги (например, ее нет в издании 2003 года), тем самых подчеркивая ее вторичность к основному тексту. Эта же молитва помещена в книгах Петрея и Гербенштейна.