Смекни!
smekni.com

Исследования науки и технологии sts (стр. 36 из 40)

[5] Галисон, П. Зона обмена: координация убеждений идействий. – Вопросы истории естествознания и техники. 2004. № 1. С. 24.

[6] Hacking I. The social construction of what? Harvard University Press, 1999. P. 40-49.

[7] Pickering A. From science as knowledge to science as practice//Science as practice and culture. - Chicago, 1992. - P. 1-29.

[8] Социальный конструктивизм представлен программами Эдинбургской и Батской школ, анализом научных коммуникаций (модель «актор - сеть»), этнографическими исследованиями и пр.

[9] К значимым работам по социологии науки этого периода, оказавшим большое влияние на дальнешее развитие исследований науки и современную «технонаучную» проблематику, можно отнести Collins H. Changing order: Replication and induction in scientific practice. - L., 1985. – VIII, 187 p.; Collins H., Pinch T. Frames of meaning: The social construction of extraordinary science. – L., 1981. – X, 210 p.; Fuller S. Philosophy of science and its discontents. – N.Y., 1989. – X, 188 p.; Latour B. Science in action: How to follow scientists and engineers through society. - Cambridge, 1987. – 274 p.; Latour B., Woolgar S. Laboratory life: The social construction of scientific facts. – L., 1979. – 272 p.; Pickering A. Constructing quarks: A sociological history of particle physics. - Chicago, 1984. – XI, 468 p.; Pinch T. Confronting nature: The sociology of solar-neutrino detection. - Dordrecht, 1986. – XI, 268 p.; Shapin S., Schaffer S. Leviathan and the air-pump: Hobbes, Boyle, and the experimental life : including a translation of Thomas Hobbes, Dialogus physicus de natura aeris by Simon Schaffer. - Princeton, 1985. – XIV, 440 p.; Woolgar S. Science: The very idea. - L., 1988. – 119 p. Хорошее представление о нише, которую в 80-е годы занял в философии науки социальный конструктивизм, дает сборник McMullin E., ed. The social dimensions of science.– Notre Dame, 1992. – XVII, 299p.

[10] Здесь должны быть упомянуты работы Fox Keller E. Reflections on gender and science. - New Haven, 1985. – VIII, 193 p.; Haraway D. Primate visions: Gender, race and nature in the world of modern science. - N.Y., 1989. – IX, 486 p.; Harding S. The science question in feminism. - Ithaca, 1987. – 271 p.; Knorr-Cetina K. Manufacture of knowledge: An essay on the constructive and contextual nature of science. - Oxford, 1981. – XIV, 189 p.; Longino H. E. Science as social knowledge: Values and objectivity in scientific inquiry. - Princeton, 1990. – XI, 262 p.

[11] Приблизительно с конца 90-х годов прекращение более, чем векового противостояния «наук о природе» и «наук о духе» обсуждается в философии как едва ли не свершившийся факт

[12] К имевшим наибольший резонанс работам 80-х годов, которые отражают поворот философии науки к анализу экспериментальной практики, относятся Ackermann R. Data, instruments and theory. - Princeton, 1985. – XII, 216 p.; Franklin A. The neglet of experiment. - Cambridge, 1986. – XII, 290 p.; Galison P. How experiments end. - Chicago, 1987. – XII, 330 p.; Hacking I. Representing and intervening: introductory topics in the philosophy of natural science. - Cambridge, 1983. – XV, 287 p. - (Рус. перевод: Хакинг Я. Представление и вмешательство: Введение в философию естественных наук. - М., 1998)

[13] К работам 80-х годов, демонстрирующим вторжение герменевтики в сферу исследований науки, относятся, в частности, Heelan P. Space-perception and the philosophy of science. - Berkeley, 1983. – XIV, 383 p.; Rouse J. Knowledge and power: Toward a political philosophy of science. - Ithaca, 1987. – XVI, 283 p.

[14] Ihde D. Expanding hermeneutics: visualism in science. - Evanston (Ill.), 1999. - 216 p., p.151

[15] Работы 70-80-х годов, принадлежащие «новому поколению» философов технологии: Borgman A. Technology and the character of contemporary life: A philosophical inquiry. - Chicago, 1984. – 302 p.; Dreyfus H. Mind over machine: The power of human intuition and expertise in the era of the computer. – N.Y., 1986. – XVIII, 231 p.; Dreyfus H. What computers can’t do: A critique of artificial reason. – N.Y., 1972. – XXXV, 259 p.; Ihde D. Existential texnics. – Albany (N.Y.), 1983. – IX, 190 p.; Ihde D. Technics and praxis. – Dordrecht etc., 1979. – XXVIII, 151 p.; Ihde D. Technology and the lifeworld. - Bloomington, 1990. – XIV, 226 p. Winner L. Autonomous technology: Technics-out-of-control as a theme in political thought. – Cambridge, 1977. – X, 386 p.

[16] Цитируется по тексту доклада Д.Айди «У нас нет двух возможностей: либо ситуативность либо симметрия» – Столярова О.Е. Идентичность киборгов: Обзор материалов конференции “Cyborg identities”//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3, Философия. – М., 2000. - N 2. – С.45-63., с. 54.

[17] Примеры академического признания терминов «технонаука» и «исследования технонауки» можно найти в работах Hirakawa H. Social epistemology as risk management of technoscience: The rationale and the model of democratization of science//Social epistemology. - L., 1999. - Vol.13, N 3/4. - P.257-261; Ihde D. Technoscience and other continental philosophy//Continental philosophy rev. - Dordrecht, 2000. - Vol.33, N 1. - P.59-74; Reinel B. Reflections on cultural studies of technoscience//Europ. j. of cultural studies. - L., 1999. - Vol.2, N 2. - P.163-189. и других.

«Technoscience» – название страницы официального сайта Общества социологических исследований науки http://www.cis.vt.edu/technoscience/technohome.html.

В сентябре 2000 г. в Венском университете (Австрия) прошла конференция, организованная указанным обществом и Европейской ассоциацией исследований науки и технологии (EASST) под названием «Worlds in transition: Technoscience, citizenship and culture in the 21st century» («Миры на переломе: Технонаука, гражданство и культура в XXI в.»).

В унивеситете штата Нью Йорк (Стони Брук) с 1997 г. под руководством Д.Айди действует «Исследовательский семинар по технонауке». Результаты работы семинара будут представлены в книге Ihde D., Selinger, E., eds. Chasing technoscience: A. Matrix. – Albany: SUNY University press, 2002 (в печати).

[18] В настоящее время значительная часть авторов, разрабатывающих тематику технонауки, работает и публикуется в университетах Северной Америки, Англии, Франции (Э.Пикеринг, Д.Айди, Д.Харавэй, Я.Хакинг, Г.Колинз, Б.Латур, П.Галисон. Р.Криз, Дж.Роуз, С.Шэйпин, С.Шаффер, С.Хардинг, Т.Пинч и др.).

Получить представление о проблематике «исследований технонауки» можно по работам: Collins H., Pinch T. Golem at large: What you should know about technology? - N. Y., 1998. – XI, 163 p.; Collins H., Pinch T. Golem: What everyone should know about science? - N.Y., 1993. – XII, 164 p. Crease R. The play of Nature: Experimentation as performance. - Bloomington, 1993. – IX, 206 p.; Galison P. Image and logic: A material culture of microphysics. - Chicago, 1997. – XXV, 955 p. Hacking I. The social construction of what? - Cambridge, 1998. – X, 261 p.; Haraway D. Modest witness@Second_millenium. FemaleMan©OnkoMause™: Feminism and technoscience. - N.Y., 1997. – XI, 361 p.; Haraway D. Simians, cyborgs, and women. - N.Y., 1991. – X, 287 p.; Harding S. Is science multicultural?: Postcolonialisms, feminisms, and epistemologies.- Bloomington, 1998. – X, 242 p.; Ihde D., Bodies in technology. – University of Minnesota Press, 2001; Ihde D. Expanding hermeneutics: visualism in science. - Evanston (Ill.), 1999. - 216 p.; Ihde D. Instrumental realism: The interface between philosophy of technology and philosophy of science. - Minneapolis, 1991. – XIV, 159 p.; Knorr-Cetina K. Epistemic cultures: How the sciences make knowledge? - Harvard (Mass), 1999. – XIII, 329 p.; Latour B. Pandora’s hope: Essays on the reality of science studies. – Cambrigde, 1999. – X, 324 p.; Latour B. We have never been modern. - Cambridge, 1993. – IX, 157 p.; Law J. Organizing modernity. – Cambridge (Mass), 1994. - VIII, 219 p.; Pickering A. Lancastrians to Tudors: England, 1450-1509 (Cambridge perspectives in history). – Cambridge (Mass), 2000. – 234 p.; Pickering A. The mangle of practice: Time, agency and science. - Chicago, 1995. – 281 p.; Rouse J. Engaging science: How to understand its practices philosophically. – Ithaca, 1996. – IX, 282 p.; Shapin S. The scientific revolution. - Chicago, 1996. – XIV, 218 p.; Stengers I. Power and invention: Situating science. - Minneapolis, 1998. – XIX, 249 p.

Некоторые англоязычные периодические издания, заинтересованные в технонаучной проблематике: Bulletin of science, technology and society; Perspectives on science; Journal of interdisciplinary history; Osiris; Technology and culture; Social studies of science; Hypatia; Science, technology and human values; Social epistemology; Science as culture; Science in context.

[19] Latour B. We have never been modern. - Harvard University Press, 1993. P.2.

[20] Там же.

[21] Latour B. From the world of science to that of research?//Science magazine. - Wash., 1998. - Vol. 280, N 5361. - P. 209.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Latour B. Ein ding ist ein thing: A philosophical platform for a left European party//Concepts and transformation. – Benjamin, 1998. - Vol. 3, N 1/2. - P.97-112., p.102.

[25] Здесь содержится отсылка к популярной среди «постсовременных» науковедов и социологов концепции «общества риска», принадлежащей немецкому социологу У. Беку (Beck U. Risk society: Toward a new modernity. - L., 1992. – 260 p.; Рус. перевод: Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000). Бек говорит о том, что в нашу эпоху модернизация достигла такой рефлексивной стадии, на которой она пытается модернизировать уже самое себя, откликаясь тем самым на собственные драматические результаты.

[26] Latour B. From the world of science to that of research?, p.208.

[27] Там же.

[28] Latour B. Ein ding ist ein thing, p.106.

[29] Rouse J. Engaging science, P. 23

[30] Там же. P. 14.

[31] Там же.P. 17.

[32] Там же. P. 43.

[33] Там же.P. 26.

[34] Latour B. Ein ding ist ein thing, p.99.

[35] Ihde D. Philosophy of technology: An introduction. - N.Y., 1993. – XIII, 157 p., p. 62.

[36] Ihde D. Expanding hermeneutics, p. 4.

[37] Haraway D. Modest witness, p. 34.

[38] Haraway D. Simians, cyborgs, and women, p.149-152.

[39] Haraway D. A cyborg manifesto: Science, technology and socialist feminism in the 1980s//Socialist rev. - 1985. – N 80. - P.65-107.

[40] Markussen R, Olesen F, Lykke N. Cyborgs, coyotes and dogs: A kinship of feminist figurations: Interview med Donna Haraway//Kvinder, køn & forskning. - København, 2000. - N 2. - P.6-15, p.7.

[41] Там же. P. 7.

[42] Haraway D. Modest witness, p. 3.

[43] Haraway D. Situated knowledges: The science question in feminism and the privilege of partial perspective//Technology and the politics of knowledge. - Bloomington, 1995. - P. 175-194., p. 190.

[44] Там же.

[45] Haraway D. Modest witness, p. 68.

[46] Там же. P. 45.

[47] Ihde D. Expanding hermeneutics, p. 153.

[48] Pickering A. The mangle of practice: Agency and emergence in the sociology of science//Amer. j. of sociology. - Chicago, 1993. - Vol. 93, N 3. - P.559-589, p. 563.

[49] Latour B. When things strike back: A possible contribution of “science studies” to the social sciences//Brit. j. of sociology. - L., 2000. - Vol. 51, N 1. - P.107-123, p. 119.

[50] Markussen R, Olesen F, Lykke N. Cyborgs, coyotes and dogs, p. 14.

[51] Latour B. Pandora’s hope, p. 3.

[52] Haraway D. Situated knowledges, pp 188-189.

[53] Pickering A. The mangle of practice: Time, agency and science, p.6.

[54] Rouse J. Engaging science, p.134-135.

[55] Широко распространившийся сейчас термин «nonhumans» в специфическом значении равноправных субъектов действия был предложен Б.Латуром.

1. [56] Цитируется по тексту доклада Д.Айди «У нас нет двух возможностей: либо ситуативность либо симметрия», см. Столярова О.Е. Идентичность киборгов: Обзор материалов конференции “Cyborg identities”//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.3, Философия. – М., 2000. - N 2. – С.53-60.