Смекни!
smekni.com

Горчакова А. Г., психолог, преподаватель Белмапо, директор обо «Белорусский детский хоспис» (стр. 18 из 27)

Часто родители, потерявшие ребенка, задают вопрос, сколько нужно времени, чтобы ушла боль, когда это все закончится? На такой вопрос трудно ответить.

Процесс горевания – это не линейный процесс, в нем нет окончания. Это значит, что даже пройдя все стадии горевания и приняв смерть ребенка, найдя в себе место для этой потери, родители всегда подвергаются риску вернуться к самому началу процесса.

. На любых стадиях переживания утраты важную поддерживающую функцию выполняют обряды и ритуалы. Они помогают горюющим людям выразить свою скорбь и свои чувства, дают возможность сделать полезное дело для умершего человека (молитва за упокой души), найти для себя утешение. Недаром в религиозных календарях определены дни поминовения усопших, что несет особый духовный смысл.

В нашем хосписе в рамках психологической программы «Поддержка после утраты», предполагающей облегчение скорби, каждый год в ноябре проводится День Памяти, куда съезжаются семьи умерших детей, которые до смерти находились под опекой нашей организации. В план мероприятия входит проведение священником панихиды, а также специально подготовленная программа, включающая выступления поэтов, музыкантов, певцов, различных творческих коллективов. По мнению родителей, посещение данного мероприятия имеет огромное значение, как сказала одна мама: «Здесь мы открыто плачем, открыто можем пожалеть друг друга, здесь мы не боимся говорить о наших детях…».

4.8 Особенности переживания ребенком смерти близкого. Принципы общения и помощь горюющему ребенку.

Обычно огромное внимание по гореванию уделяется работе с родителями и очень небольшое – со вторыми детьми в семье, братьями и сестрами. На вопрос «Как там ваш второй ребенок?» обычно отвечают: «Все нормально, он (она) не переживает, все хорошо». Это на самом деле неправда. Дети тоже переживают горе, более того – они могут переживать горе наиболее остро, чем родители, только этот путь переживания отличается от взрослого и часто не бывает распознан.

Мы хотим отдельно выделить особенности переживания ребенком смерти близкого.

Детскому горю свойственны скрытость, отсроченность, неожиданность и неравномерность.

В переживании ребенком утраты играют роль такие факторы, как его возраст, уровень психического развития, наличие и характер собственного опыта столкновения со смертью.

В зависимости от возраста дети по-разному воспринимают смерть. В отличие от взрослых возрастной аспект воспринятия смерти у детей четко развит. Если ребенок потерял братика или сестру, когда ему был год, он ничего не помнит, для него это ничего не значит, потому что смерть в этом возрасте ничего не значит. Другое дело – ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте дети осознают смерть как обратимое явление, поэтому у них совсем другие переживания. Для родителей это обычный веселый ребенок, несмотря на то, что у него умер брат или сестра. Однако сиблинг в это время может считать, что ушедший брат (сестра) вернется, а если он (она) не возвращается, у ребенка возникает своя интерпретация, почему это не произошло. Отсюда у детей возникают всевозможные страхи и комплексы, которые родители часто не индексируют, потому что внешне ребенок ничем это не показывает. Диагностировать в этом возрасте процесс горевания крайне сложно.

Родители склонны идеализировать умершего ребенка, навешивая тем самым нереалистичные ожидания на других детей. Необходимо избегать сравнений с умершим, так как у сиблинга может возникнуть чувство собственной никчемности и вины. Иногда из этого получается девиантное поведение. Родители, которые постоянно ищут в оставшихся детях утерянного ребенка, создают в отношениях с ними сложную ситуацию. Со стороны взрослых при общении с горюющими детьми требуются прежде всего внимание, терпение, забота и сочувствие. Забота не должна быть гипертрофированной и навязчивой. Считается, что родителям нужно говорить о постигшем семью горе, позволять им видеть свою печаль, делиться с ними чувствами. Иногда у родителей возникает желание защитить детей от горя и страдания посредством молчания. Однако если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время, говоря о своем горе, надо учитывать, что дети не в состоянии вынести в полном объеме весь груз боли, испытываемой взрослыми. Ребенку требуется не только знать о болезненных чувствах родителей, но и ощущать на себе положительные эмоции с их стороны (совместные прогулки, игры, беседы без упоминания о умершем).

Дети могут задавать вопросы, которые их волнуют относительно жизни и смерти. Нужно попытаться на них ответить, т.к. это важно для ребенка в ситуации утраты, а также в будущем.

В процессе консультирования детей по поводу их реакций на смерть близкого могут применяться самые разные методы и методики, адекватные возрасту и уровню психического развития ребенка (методы арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, символдрамы и т.д.).

Детское горе бывает неочевидным, протекает скрыто, ребенок часто оказывается не в состоянии внятно сообщить взрослым, что он тоже очень страдает, только по-своему. Тогда эффективной психологической помощью горюющему ребенку являются способы косвенного выражения и переработки горя.

С сиблингами, утратившими близких, мы используем также групповую форму работы. Главное условие участия ребят в работе группы – это их внутренняя готовность и желание. Часто переживания, связанные с потерей, слишком глубоки и интимны. Тогда требуется достаточно длительный период индивидуальной работы, предшествующий работе в группе.

4.9 Профилактика синдрома профессионального выгорания среди сотрудников хосписа.

Работая с чужим горем, мы должны понимать, что эффективность нашей работы во ногом зависит от нашего внутреннего состояния и физического здоровья, поэтому необходимо заботится о себе, знать свои ресурсы, сильные и слабые стороны. Если человек не задумывается над этим, то ему приходится решать двойную задачу, свою и пациента. Это зачастую непосильная ноша, что приводит к профессиональному и эмоциональному выгоранию. Говорят, невыплаканные слезы заставляют плакать внутри. Для профилактики выгорания наших сотрудников необходимо, чтобы они выражали свои чувства по отношению к больным детям и их семьям, чтобы скопленная грусть, печаль, напряжение и другие негативные проявления имели выход. Для этой цели служат проведения супервизовских групп в хосписе, где обсуждаются и анализируются сложные ситуации в подопечных семьях. Все работники хосписа имеют возможность высказаться при условии психологической поддержки со стороны других сотрудников и создания благоприятной и доверительной атмосферы. Также важным психологическим инструментарием для профилактики синдрома профессионального выгорания в хосписе является наличие сенсорной комнаты, релаксационные занятия в которой способствуют восстановлению сил и работоспособности наших сотрудников.

4.10 Заключение

Мы рассказали вам об основных направлениях деятельности нашего социально-психологического отдела, уделяя внимание,

в-основном, психологическому аспекту работы в хосписе.

Можно добавить, что мы очень стремимся вывести наши подопечные семьи на позитив, помогаем найти как можно больше светлых мотивов, почувствовать, что жизнь – это не только мрачные будни, но еще и праздники, которые мы делаем вместе (Новый год, Рождество, Пасха, День защиты детей и др.).

Гости нашего хосписа удивляются удивительной атмосфере теплоты, радости и оптимизма, которая есть у нас.

Да, мы можем назвать себя счастливыми, потому что мы любим наших детей, наших родителей, нашу работу, но, главное, мы любим нашу жизнь, такую, какая она есть, с ее потерями и приобретениями (надо сказать, что духовных приобретений гораздо больше). Мы хотим изменить неверные, навеянные предубеждениями, представления людей о хосписе.

Хоспис – это не дом смерти, а ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ ДО КОНЦА, без страха, боли и одиночества, в окружении близких, заботливых и любящих людей.

Глава 5

Роль социального работника в структуре детской паллиативной помощи.

5.1 «Социальный работник – предоставитель психосоциальной помощи в детской паллиативной помощи».

Лолита Вилка.

Началом развития профессии социального труда в Латвии стал 1991 год, когда Коллегия Министерства народного образования ЛР приняла постановление «Об открытии факультета социальных работников».

Годом позже – в 1992 году – Верховный Совет Латвийской Республики принял постановление «О неотложных мерах по социальной защите населения» и поручил самоуправлениям создать службы социальной помощи.

Таким образом, в независимой Латвии одновременно было начато создание системы благосостояния нового типа и обучение нужных специалистов – социальных работников.

Идейной основой профессии социального работника служат глобальные стандарты и определения Международной Федерации социальных работников:

профессия социального работника содействует социальным переменам, разрешению проблем человеческих отношений, способствует проявлению возможностей общества и освобождению людей для увеличения благосостояния. Применяя теории о поведении человека и социальных систем в целом, социальная работа затрагивает вопросы, связанные с взаимодействием людей и их окружением.

Соблюдение прав человека и социальная справедливость являются основными принципами социальной работы. (The social work profession promotes social change, problem solving in human relationships and the empowerment and liberation of people to enhance well-being. Utilising theories of human behaviour and social systems, social work intervenes at the points where people interact with their environments. Principles of human rights and social justice are fundamental to social work.)[1]