Смекни!
smekni.com

Горчакова А. Г., психолог, преподаватель Белмапо, директор обо «Белорусский детский хоспис» (стр. 21 из 27)

Проблемы у людей возникают вследствие взаимодействий разнообразных факторов – биологических, психологических, экономических и социокультурных. Чаще всего это биопсихосоциальные рамки, которые позволяют лучше понимать людей в их социальной среде. [16]

Здоровье семьи является сферой практических действий, которые требуют полного отказа от традиционного подхода к болезни, который долгое время являлся доминирующим в медицине. Несмотря на то, что сфера здоровья семьи является новой в практике социальной работы, но основы теории системы семьи опираются на традиции социальной работы. Социальная работа, связанная со здоровьем семьи, является источником психосоциальной работы в медицинской среде.

Ориентированному на здоровье подходу социальной работы характерна так же экологическая, приспосабливающаяся перспектива усовершенствования, которая акцентирует внутренние и внешние источники лечения.

Фрома Волш (Froma Walsh) (1996) пишет, что для того, чтобы «понять и способствовать механизмам психосоциального приспосабливания и защиты, мы должны следить за взаимоотношениями между членами семьи, и тем, что происходит в сфере политических, экономических, социальных и расовых взаимоотношений, где индивид может расцвести или погибнуть”. Перспектива развития требует, чтобы семье были бы доступны «разнообразные стратегии решения проблем при их возникновении»[17].

Социальная работа - по своему определению профессия, требующая решительности, является технологией и услугой социальных отношений, а также значительным ресурсом для решения сложных жизненных проблем, вызванных заболеванием, для обеспечения благополучия и приемлемого качества жизни.

Глава 6.

Духовная помощь в детской паллиативной службе.

Инга Юрьевича, Айна Бриеде

Капеллан (координатор духовной помощи) является тем лицом, в обязанности которого входит предоставление духовной и религиозной помощи всем пациентам, посетителям, сотрудникам и добровольцам вне зависимости от их веры или неверия в Бога в рамках лечебного учреждения. Капеллан может быть или не быть ординировнаным работником духовной службы (если он ординирован, то это должен быть обще признанный статус в одной из центральных религий). Капеллан может иметь и статус координатора духовной помощи (или тому подобное) в зависимости от своих функций. Представитель духовной помощи – капеллан в сфере здравоохранения использует метод клинической духовной поддержки.

Серьезное заболевание или событие биологического характера является угрожающим для пациента, изолируют его от соответствующих общественных групп, и именно в этот момент поддержка нужнее всего. Духовная помощь очень важна тогда, когда выздоровление не является возможным, человек сомневается в смысле своей жизни. Сострадание и сочувствие становятся важной составляющей цели помощи и заботы, когда человек страдает хроническим или неизлечимым заболеванием. Работники здравоохранения, которые несут ответственность за заботу о ребёнке и его семьи должны понимать, принимать и уважать культурные и религиозные потребности семьи. Важно, чтобы не были приняты предположения, основанные на этнические или религиозные предубеждения, так как в рамках одной группы могут сосуществовать широкий спектр верующих. Наилучший способ выяснения желаний человека – спросить его самого.

Капеллан отвечает на веру и уважает ценности пациентов, при этом способствуя предоставлению услуг здравоохранения, основанного на принципах восприятия человека как единого целого. Приближение смерти может вызвать серьезные духовные вопросы, которые повергают в беспокойство, провоцируют депрессию, безнадежность и отчаянье. Клиническая духовная поддержка обеспечивает соответствующую духовную помощь капеллана, который вслушивается и проявляет понимание озабоченным людям.

Обычные действия капеллана/представителя духовной помощи включают в себя:

  • Оценка риска – установление личности, которой конфликты религиозного или духовного характера могут затруднить выздоровление или положительное приспосабливание к сложившейся ситуации.
  • Предотвращение кризисов, уменьшение стресса в критических ситуациях.
  • Заботу во время печали и случае утраты.
  • Духовные советы.
  • Коммуникацию с разными профессионалами.
  • Дальнейшая передача информации предоставленная медиками членам семьи.
  • Разрешение конфликтов между работниками, пациентами и членами семьи.
  • Указание на внутренние и внешние ресурсы.
  • Помощь при принятии решений и коммуникации по вопросам организации похорон.
  • Помощь персоналу в случаях личных кризисов и стрессе на рабочем месте.

Забота о здоровье открывает немощность человека в борьбе со смертью, поэтому важным становиться вопрос о том, как контролировать и руководить процесс страданий, как рефлектировать смысл жизни, феномен страданий и смерти.

. Страдания приносят в душу множество вопросов, на которые часто трудно или невозможно получить ответы. Переживание горя потери близкого приближает человека к своей собственной смерти, показывая, что все мы смертны: каждый из нас лимитирован, каждый должен умереть. Страдания приносят человеку целый блок вопросов: почему это происходит со мной или с моим ребёнком? Имеет ли это какой то более глубокий смысл? Имеет ли какой либо смысл вообще существование человека? Какова суть бытия? Существует ли воля после смерти? В столкновении со смертью извечный вопрос ребёнка – почему?

Процесс смерти ребёнка создает сильное эмоциональное напряжение в душе взрослого:

- Существует ли создание вечно?

- Что такое вечность?

- Кем является Бог?

- Чем является сила утешения в любви?

Ответы на данные вопросы должны быть адекватным, четкими дающими силу и смысл и утешение в страданиях. Ограниченные ответы вызвали бы дальнейшие поиски смысла. Ответ страдающему человеку не может быть отмечен ограниченным пониманием смысла. Для того, чтобы дать ответ человеку, ребёнок которого уходит в мир иной, беседа должна быть личностной, идущей от человека к человеку. Понимание человека о безличностной сути реальности всегда чрезмерно невелико, чтобы человек осознал свое место в мире. Поэтому найти глубину сути в страданиях, понять значение страданий – неоценимо важная задача, которая дает силу жить дальше.

6.1 Главные задачи духовной помощи

  1. Помощь в понимании.

Помочь человеку понять себя – это первый шаг к исцелению боли человека. Например, человеку кажется «все для меня пропало». Цель в разговоре – объективно найти полную систему представлений о том, что «все» еще не потеряно в этой жизни и в этом мире, который находится вокруг человека.

  1. Коммуникация.

Доказано, что смерть ребёнка, длительная болезнь ребёнка могут разрушить отношения между мужем и женой. Многие, находясь в состоянии такой печали, не способны общаться. Капеллан должен уметь увидеть истинную общую картину чувств, мыслей, отношений. В таком состоянии необходимо говорить откровенно со стороны обоих супругов.

  1. Изменения в поведении.

Капеллан должен уметь анализировать истинные мотивы поведения мужа и жены. Пояснить почему, например, мать может чувствовать себя парализованной, узнав о возможной смерти ребёнка. Такое состояние может продлиться долго. Необходимо выяснить истинное состояние «внутреннего человека».

  1. Предоставление поддержки.

Человек, в случае болезни ребёнка, переживает необычный стресс, непрерывное состояние кризиса. Капеллан должен уметь мобилизировать личностный и духовный источник страдающего человека.

5. Состояние духовной опустошенности.

Г. Клиннебелл пишет, что такое состояние помогает преодолеть осознание духовной целостности и помогает возвращению человека.

Необходимо видеть причину, по которой произошел разрыв отношений с Создателем, почему человек не смог разрешить своими силами труднейшие вопросы в своей жизни. Вместо того, чтобы решить диалог: «Капеллан – страдающий человек» необходимо довести беседу до триалога, в которой открывается присутствие Бога.

Помощь в страданиях малоэффективна – если человек, который предоставляет помощь человеку, навязывает свое мнение другому.[18]

6.2 Создание и поддержание отношений

Главное, что должен уметь капеллан – создать внутренний терапевтический климат, где человек, который переживает боль, чувствует себя комфортно, открыто. Не всегда беседа должна проводиться в больнице. Но важнее окружающей среды все же остается взаимоотношения между капелланом и человеком. Каким образом данные терапевтические отношения можно создать? В теории доказано, что в паллиативной среде необходим высокий уровень честности, эмпатии, ощущения действительности и сердечности.

  1. Тёплые отношения.

Понятие включает в себя серьезную заботу, уважение к страданиям, непрерывную заботу, не взирая на действия со стороны другого человека.

2. Настоящие отношения.

Настоящие отношения между тем, кто заботится и страдающим означают то, что беседа является откровенной. Это включает в себя импульсивность и исключает правильные цитаты из Священнописаний, но подразумевает беседу, которая ведется в духе Священнописаний.

3. Эмпатия отношений.

Она означает глубокое понимание того, что думает страдающий человек, что происходит внутри его? Каковы ценности, внутренние конфликты и раны данного человека? Способность сочувствия подразумевает аккуратную эмпатию, которая предусматривает так же возможность помощи человеку даже в том случае, если мы его полностью не можем понять. Хороший представитель паллиативной помощи иммобилизирует конфликты, отодвигает в сторону личные обиды. Главная сила, с помощью которой можно помочь человеку, у которого умирает ребёнок, это любовь. Эффективная помощь всегда основывается на любви, что не исключает знания, владение техникой консультаций.