Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 14 из 35)

реальная действительность все же ломает предварительное представление, то

грош ему цена, такому предвидению, туда ему и дорога. Как говорил Шерлок

Холмс: "Побочные обстоятельства бывают иногда так же красноречивы, как муха

в молоке". В нашем журналистском деле очень важно определить: где "молоко",

а где "красноречивая муха", и ни при каких случаях, жертвуя молоком, не

выбрасывать вместе с ним "красноречивых мух".

Нет, нельзя обманывать читателя, нельзя вводить его в заблуждение. Чем

быть предвзятыми, лучше быть послевзятыми. В. Г. Белинский в свое время

писал: "Часто путешественники вредят себе и своим книгам дурною замашкою

видеть в той или другой стране не то, что в ней есть, но то, что они

заранее, еще у себя дома, решились в ней видеть, вследствие односторонних

убеждений, закоренелых предрассудков или каких-нибудь внешних целей и

корыстных расчетов. Нет ничего хуже кривых и косых взглядов; нет ничего

несноснее искаженных фактов. А факты можно искажать и не выдумывая лжи...

стоит только обратить внимание преимущественно на те факты, которые

подтверждают заранее составленное мнение, закрывая глаза на те, которые

противоречат этому мнению"30.

Итак, квинтэссенция: в тему, полагаю, нельзя врываться, в нее надо

входить медленно и размышляя, в итоге должна создаваться концепция -

мыслительная модель будущего произведения, свободная от предвзятости;

предвзятость - плен для журналиста, концепция - его свобода; если концепция

верна, для нее не существует "мешающих деталей", если ошибочна - все детали

для нее "мешающие". Право же, не скажешь лучше А. С. Пушкина:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне -

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.31

Переведем на наш профессиональный язык: тема, впервые явившаяся

журналисту, не мешает и не должна мешать его свободному роману, даль

которого газетчик хоть и различает, но пока еще не ясно. Однако да

здравствует главное - концепция - тот самый магический кристалл, с помощью

которого и через который можно разглядеть любые дали документального

повествования!

Прошу заметить: разговор о концепциях, предвзятости и "мешающих

деталях" ведется отнюдь не ради красного словца. Он обнажает метод работы

современного советского газетчика и суть выраженную в партийной

объективности, освобожденной от предвзятости, этой родной сестры

конъюнктурщины, но не освобожденной от трезвого, реалистичного и

принципиального подхода к явлениям действительности.

Угол зрения. Мы много говорили о том, как выходить на тему, откуда ее

брать, но пока еще не касались наиважнейшего вопроса, без ответа на который

нечего и думать о сборе материала: какая имеется в виду тема? Любая ли? Ну

понятно - актуальная, ведь мы газетчики. Понятно - значительная по

проблематике, на то мы и публицисты, а публицистика по мелководью не

плавает. Понятно - острая и как минимум имеющая свежий поворот.

А вот достаточно ли всем понятно, что тема, избираемая журналистом,

должна быть максимально приближена к его личности, соответствовать его

знаниям, находиться в кругу его интересов и симпатий? Впрочем, что означает

"должна"? Быть может, это вовсе не обязательно? Тем более что опытные

журналисты, хорошо владеющие техникой, умеют "прикрывать" и свою антипатию к

теме, и даже отсутствие собственных знаний по конкретной проблеме.

Иными словами: я "за" или "против" многотемья; "за" или "против" узкой

специализации? Что дает, с моей точки зрения, большую эффективность: широта

тематического охвата, но при выраженном дилетантизме журналиста, или узость

тематики, но сопряженная с истинной глубиной?

Спор этот старый, хотя, казалось бы, чего тут ломать копья? Идеально

было бы при широте охвата да обеспечивать рекордную глубину. Однако как

достичь такого идеала? Вот тут-то и проходит водораздел между спорщиками:

одни считают, что ближайший путь к идеалу лежит через узкую специализацию,

другие отдают предпочтение широкой дороге многотемья.

Моя позиция сложнее, постараюсь со временем ее изложить, но одно для

меня бесспорно: в основе любого творчества должны лежать фундаментальные

знания. Мгновенной озаренности, как и гениального наития, хватает ненадолго,

а чтобы целую жизнь прожить, да еще журналистскую, из сплошной суеты

состоящую, из бесконечных заданий сотканную, из миллиарда строк сложенную, -

какая уж тут озаренность! Работать надо из года в год, изо дня в день, из

часа в час! Теперь-то могу, наконец. заявить в полный голос, что, ратуя за

создание концепции, я ратовал прежде всего за фундаментальность знаний

журналиста, как раз и выраженных в этих концепциях, за информированность, за

основательность жизненного и социального опыта. В конце концов поставим

вопрос и так: что первично в нашем деле - личностные качества, которые

позволяют заниматься журналистикой, или занятия журналистикой, которые дают

возможность накопить необходимые качества? У меня нет сомнений: только

личность, непременно личность, она первична! Нельзя построить второй этаж,

пропустив первый.

Прерву на этом повествование, отложив на время тезис о необходимости

фундаментальных знаний, и обращусь к опыту известных журналистов

"Комсомольской правды", ныне работающих, попробую разобраться, "кто" из них

"кто".

Василий Песков. Наверное, я посчитал бы его узким специалистом "по

природе", если бы публикации на эту тему не имели такого нравственного

воздействия на читателя. Кроме того, я не знал бы тогда, "к чему" отнести

знаменитую серию публицистических материалов Пескова (написанных совместно с

Б. Стрельниковым) "По Америке" и его яркие репортажи о полетах в космос, и

острейшую статью, посвященную хозяйственной проблеме - развитию рыбного

промысла в стране, и автобиографический очерк "Я помню...", повествующий о

военных годах. Можно долго перечислять темы, которых коснулся в своем

творчестве "узкий специалист" В, Песков, демонстрируя разнообразие.

В таком случае, быть может, избрать критерием качество публикаций? Но

кто возьмет на себя роль оценщика? Читатель" Хорошо. И вот, представим себе,

"Окна в природу", наиболее популярные у читателя, выходят на первое место,

что вроде бы позволяет нам отнести автора к числу "узких специалистов". Но,

во-первых, никто читательского опроса по сему поводу не проводил, это всего

лишь наше "допущение". Во-вторых, известно, что популярность журналиста

иногда объясняют не столько качеством, сколько количеством его выступлений в

газете. Если так, то "Окна в природу", публикуемые со строгой

периодичностью, "забьют" прочие материалы Пескова, оттеснят качество, как

критерий на второй план и надежность нашего вывода об "узости" журналиста

будет ничтожной. Так, спрашивается, "узкий" или "широкий" специалист В.

Песков? Ответ уже на кончике языка, но не будем торопить себя с выводами.

Ярослав Голованов. Я бы сделал науку его "узкой профессией", тем более

что и по должности он - научный обозреватель "Комсомольской правды". Но куда

девать в таком случае знаменитую публицистическую статью Голованова

"Халтура"? И громкое, филигранно отточенное выступление, связанное с именем

фигуриста Горшкова? И публицистический очерк о председателе колхоза? И

"открытое письмо" министру путей сообщения, в котором поднимаются вопросы

сервиса на железной дороге? Однако не могу отрицать и того, что наука -

"конек" Я. Голованова, что в ней он как рыба в воде.

Иван Зюзюкин. Я бы считал его "узким специалистом" по школьному

воспитанию, по школам вообще и педагогам в частности - тому многочисленные

подтверждения в виде очерков, опубликованных, например, под рубрикой: "Люди,

я расту!". Но что делать с материалом "Стратонавты", который, кстати

сказать, логичнее "отдать" Голованову? И с прекрасной документальной

повестью "На минном поле", опубликованной несколько лет назад в

"Комсомольской правде"?

Инна Руденко. "Жена", "Женщины", "Просто правда", "Он и она" - тут уж,

казалось бы, нет никаких сомнений: "специалист" по так называемой

морально-нравственной теме. И вдруг - но вдруг ли? - философский материал о

преподавании литературы в школе, "экономический очерк" о строителе Злобине и

его методах, очерк об актере, исполнявшем роль Павки Корчагина в

телевизионном фильме, - как говорится, не счесть алмазов!

Я нарочно начал с тех журналистов, кто даже в редакции имеет амплуа

"узких специалистов", но если мы так просто их "развенчали", что говорить о

Геннадии Бочарове, о Капитолине Кожевниковой, о Николае Боднаруке, о Татьяне

Агафоновой, о Лидии Графовой, о Викторе Липатове, которые в "узких" никогда

не ходили и "всеядность" которых просто поразительна" Да и я, грешным делом,

ухитрился выступать в газете на темы моральные, нравственные, хозяйственные,

связанные с воспитанием, научные, исторические, экономические, социальные,

имеющие отношение к преступности - какой страшный разброс! Плохо ли это?

Хорошо? И о чем свидетельствует?

Не отрицаю: есть в журналистике и "однотемники". В "Известиях",

например, Юрий Фофанов, который специализировался по юридической тематике, в

"Советском спорте" - Станислав Токарев, в "Комсомольской правде" - Анатолий