Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 35 из 35)

анахронизм.

Пишите только то, что не противоречит вашим убеждениям и принципам, и

никогда не забывайте, что вы писали прежде. Смена позиции без убедительного

объяснения причин самоубийственна и для журналиста, и для газеты, которую он

представляет.

Читатель феноменально зорок. Он непременно заметит и фактическую

ошибку. и орфографическую, и прочитает между строк, и домыслит за вас то,

что не имелось в виду. Читатель доброжелателен, зол, спокоен, вспыльчив,

вдумчив, рассеян, благороден, злопамятен, щедр, мелочен и прочее, и прочее,

- а журналист один! Но оставайтесь самим собой! Не раздваивайтесь, не

растраивайтесь - уважение к самому себе и есть уважение к читателю.

Внимательно просматривайте почту, если хотите быть в курсе событий.

Какую бы должность в газете вы ни занимали, считайте себя работником отдела

писем в первую очередь.

По первым откликам вы можете смело судить о характере всей почты,

которая придет на вашу публикацию: в массе своей читатель однороден. Однако

в переписке с ним решительно избегайте стереотипа. Хоть несколько слов, но

напишите от себя. Это важно не столько для читателя, который не всегда

разберется, где "трафаретка", а где личное письмо журналиста, сколько для

вас: непосредственный контакт рождает ощущение реальной поддержки, в которой

вы часто нуждаетесь.

Смело и решительно корчуйте из нашей действительности все, что еще

мешает нам жить, не миритесь с бюрократизмом, подлостью, предательством,

равнодушием во всех их проявлениях.

Учитесь всю свою жизнь и учитесь всему! В этой тотальной учебе вам

принесут пользу товарищи по газете, коллеги по другим изданиям - их

замечания, устные выступления, заметки и книги. Но, овладев с их помощью

секретами мастерства, приемами и методами работы, вы не закрепите все это

навечно за собой, если останетесь "теоретиком".

Профессия журналиста такова, что каждое новое редакционное задание,

каким бы опытом вы ни обладали, начинается с нуля. Ну и что? С нуля, так с

нуля! Важно начать, и реальная жизнь подскажет вам много больше и ценнее

того, что вы услышите от других.

***

...Осмысливая в этой книге свой собственный журналистский опыт, я,

кажется, понял, как должен был сам работать и каким должен был быть.

СНОСКИ НА ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

ДЕЛО, КОТОРЫМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ

Стендаль. Собр. соч. в 15-ти томах, т. 7. М., 1959, с. 286.

"Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 21.

Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. 13. М., 1949, с. 55.

В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953, с. 12.

"Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 29.

См. "Комсомольская правда", 17 ноября 1968 г.

Цит. по: "Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 5.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25. М., 1953, с. 86.

См. М. Горький. Литературно-критические статьи. М., 1937, с. 587 - 589.

Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. II. М, 1949, с. 277.

Аристотель. Поэтика. М., 1957, с. 67.

А. Д. Аграновский. Очерки разных лет. М., 1960, с. 107 - 108.

"Журналист", 1967, No 4, с. 15, 16.

Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. 54, М., 1952, с. 74.

Е. Богат. Чувства и вещи. М., 1975, с. 73.

Там же, с. 70.

Там же.

Ю. Олеша. Повести и рассказы. М., 1965, с. 502.

Цит. по: "Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 47.

ЗАМЫСЕЛ, ФАКТ, ТЕМА

Энциклопедический словарь в 2-х томах, т. 2. М., 1964, с. 491.

М. Горький. Литературно-критические статьи, с. 588.

См. "Известия", 17 ноября 1928 г.

М. Монтень. Опыты, кн. I. М.-Л., 1958, с. 189.

См. А. И. Верховская. Письма в редакцию и читатель. М., 1972, с. 30 -

40.

СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

См. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I. М.,

1955, с. XXIV.

В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. II. М.,

1955, с. 282.

ПЕРЕД ДОРОГОЙ

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, с. 351.

"Комсомольская правда", 3 марта 1967г.

В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. в 10-ти томах., т. V. М., 1955, с. 59

- 60.

А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. V. М., 1964, с. 191.

Б. П. Пастернак. Стихи. М., 1966, с. 253.

СБОР МАТЕРИАЛА

См. "Комсомольская правда", 23 - 29 июня 1974 г.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 30. М., 1956, с. 308.

См. В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков, с. 8.

ИСКУССТВО БЕСЕДЫ

См. "Юность", 1967, No 12.

В. Аграновский. Остановите Малахова! М., 1976, с. 63.

В. Аграновский. Взятие сто четвертого. М., 1967, с. 15.

ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА

М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 218.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26. М., 1953, с. 65.

См. В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков, с. 13.

См. "Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 22.

Цит. по: В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков, с. 11.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27. М., 1953, с. 226.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 59.

Там же, с. 224.

Там же, с. 88.

Цит. по: М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 523.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА

М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 200.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 225.

Там же, с. 87.

Там же, с. 59 - 60.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 258.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 68.

Цит. по: М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 524.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 148.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 67.

Там же, с. 68.

Там же, с. 89.

Там же, с. 62.

А. П. Чехов. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1944, с. 60, 61.

"Л. Н. Толстой о литературе". М., 1955, с. 8.

А. Серафимович. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 7. М., 1960, с. 392.

А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII. М., 1964, с. 15.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 117.

ПОД ЗАНАВЕС

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 126.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 61.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27, с. 156, 160.

В.А. Аграновский "Ради единого слова"