Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 19 из 35)

не братаюсь, не пью, вожу с собой тюбик с валидолом, как охранную грамоту, и

если особенно наседают, демонстрирую валидол, со значением потирая сердце, -

впечатляет.

При сборе положительного материала решительным образом облегчается

возможность участвовать в событиях, а не идти по их следам; писать изнутри,

а не описывать снаружи. Сбывается извечная мечта журналиста: лично испытать,

испробовать, увидеть, убедиться. Собираешь, положим, материал о работе

водолаза, и тебе предоставляют возможность спуститься с героем на дно.

Пишешь о пожарниках и терпеливо ждешь, когда у них будет реальное дело, на

которое тебя непременно возьмут. Занимаешься со следователем, врачом,

сталеваром, поваром, летчиком-испытателем, рыболовом и видишь их "при

исполнении". Личное участие журналиста в событии в какой-то мере даже

компенсирует недостатки его воображения. Во всяком случае, это, по-моему,

куда плодотворней, нежели со сверхвоображением шагать за своим героем по уже

опустевшему полю боя.

Мне рассказывали, как однажды работникам чешского телевидения

понадобилось снять небольшой документальный фильм о диспетчере шахты. Они

приехали, наладили аппаратуру, установили свет, проверили экспозицию и

начали снимать. Чувствуют, ничего не получается, хоть сворачивай съемку.

Сидит диспетчер перед пультом в белой сорочке, в черном костюме и при

галстуке, весь из себя значительный и, к сожалению, "неживой". И вдруг на

пульте замигали аварийные лампочки, завыла сирена, заметались стрелки. Что

случилось? В шахте на путях пропала вагонетка с двумя шахтерами. Какой уж

тут фильм. если диспетчер отвечает за жизнь людей! В одно мгновение он

сбросил с себя пиджак, свернул на бок галстук, вспотел, начал кричать в

микрофоны. поднял на ноги поисковую группу. срывающимся голосом доложил

руководству о пропаже, короче говоря. стал работать, а не позировать. И

получился превосходный фильм. Все бы в этой истории было "мимо нас", если бы

не одно существенное обстоятельство: вагонетку с двумя шахтерами "украли"

работники телевидения, разумеется, не без согласия руководства.

Организовать событие, дабы увидеть героев в деле и полнее раскрыт ь их

характеры, - задача для нас вполне реальная, если мы приехали "хвалить". Со

спокойной душой мы рассказываем о своих замыслах, рассчитывая на помощь и

понимание хозяев. А если еще удается освободить их от подозрений, будто бы

за легальной целью спрятана какая-то нелегальная, то вообще никаких

проволочек в работе.

Когда ж речь идет о сборе негативного материала, дело значительно

осложняется. Мы оказываемся либо в состоянии войны, либо "вооруженного

нейтралитета", но всегда в полной боевой готовности, и то же происходит с

нашими хозяевами и "героями", которых, как видите, я вынужден на этот раз

взять в кавычки.

Рассмотрим несколько ситуаций. Каждая из них влечет за собой применение

своего метода сбора материала.

Ситуация первая. Начну с примера. Как-то в редакцию при шло письмо, в

котором рассказывалось о секретаре райкома комсомола - человеке, десять лет

проработавшем на одном месте и в одной должности. Автор письма, кстати

анонимный. при водил множество фактов, свидетельствующих о деградации

секретаря: взятки, присвоение государственных средств, зазнайство, пьянки,

разврат. Разумеется, при этом крахом шла комсомольская работа в районе,

отчетность была "липовой", а на тысячи состоящих на учете комсомольцев

триста давно выбыли, но сохранялись для вида.

Ехать "в лоб" по такому письму неосторожно, бессмысленно. Только

заикнешься о цели приезда, как разоблачительные и компрометирующие документы

могут быть спрятаны или уничтожены, свидетели "предупреждены", то есть

помехи в сборе материала окажутся решающими.

Что делать? Ответ напрашивается сам собой: найти прикрытие, какую-то

версию, с которой можно явиться в район, не вызывая особых подозрений, а

затем относительно спокойно "выйти" на факты. сообщенные в письме. Подобным

прикрытием может быть, к примеру, кампания с обменом комсомольских билетов.

Естественно ли выглядит желание корреспондента оказаться именно в том

районе, где работает опытный, с десятилетним стажем, секретарь, чтобы

написать о ходе обмена документов? Естественно. Логично ли будет,

"наткнувшись" во время работы на "мертвых душ", через них "ввинтиться" в

главную тему? Логично. А пока журналист "наткнется", он успеет

сориентироваться, наметить и закрепить на месте потенциальных обличителей

секретаря, добыть какие-то документальные подтверждения его художеств и,

возможно, даже найти автора анонимки. Затем, убедившись в справедливости

обвинений, он может "поднять забрало", а в случае если обвинения не

подтвердятся, молча уехать домой. так и не раскрыв карт, чтобы никого не

волновать и не тревожить.

Метод "с прикрытием" применим тогда, когда есть к тому серьезные

основания, когда иначе журналист рискует вернуться в редакцию без материала.

"Крышу" следует придумывать, мне кажется, заранее и с таким расчетом, чтобы

она, с одной стороны. надежно закрывала главную цель приезда, а с другой -

не препятствовала возможности ее достичь, больше того - облегчала выход на

главную тему, да так естественно, чтобы окружающие не обижались на утайку от

ни х основной задачи.

Возникает щепетильный вопрос: как быть с руководством, в нашем примере

- с обкомом комсомола? Миновать его и сразу явиться на место - в район,

перед светлые очи подозреваемого секретаря? Не исключаю этого варианта.

Потому что обманывать областных комсомольских руководителей мы не в праве,

да и какие у нас для этого основания? Но и правду говорить раньше времени,

прежде всяких проверок, тоже не хочется, дабы напрасно не смущать. Но есть

еще один выход из положения. который, думается. предпочтительней: явиться с

визитом вежливости, весьма приблизительно очертить круг тем, которые могут

интересовать журналиста в "свободной" поездке по области, и, уходя,

оговорить возможность более обстоятельного разговора на обратном пути, что,

кстати, непременно следовало бы сделать, собрав материал о злополучном

секретаре.

Ситуация вторая. В 1962 г., работая в "Экономической газете", я получил

задание, продиктованное необычным обстоятельством: директор одного

цементного завода запретил инженерам, рабочим и служащим предприятия читать

один из номеров нашей газеты, распорядился снять его со стенда,

расположенного на территории завода, изъял из заводской библиотеки и даже из

личной подписки нескольких своих подчиненных. По всей вероятности, в этом

номере "Экономической газеты" описывалось нечто, что соответствовало

обстановке на заводе и не должно было, по мнению директора, будоражить умы

людей. Обо всем этом сообщалось опять-таки в анонимном письме, в котором,

между прочим, еще говорилось, что дважды рабочие тайком вешали газету на

стенд и дважды рассерженный директор приказывал ее снять.

Случай беспрецедентный. У меня не было особой перспективы описать его

на страницах газеты из-за нетипичности, но разобраться в деле я был обязан,

поскольку редакция не хотела оставлять событие непроясненным.

Каким же образом расследовать факт? Приехать и открыто попросить у

директора объяснений, предъявив ему анонимку? А он возьмет и откажется. Мол,

все это клевета, ничего подобного не было. Чем опровергнуть? Искать

доказательства на стороне? У кого? Есть ли уверенность, что заводской

библиотекарь или сотрудник, из личной подписки которого была изъята

"Экономическая газета", подтвердят сообщение анонимщика? Если факт

действительно имел место, он - красноречивое свидетельство неблагополучной

атмосферы на заводе, отношения к критике, вернее, ее зажима, и то

обстоятельство, что вопиющий "запрет" излагался не в открытом, а в анонимном

письме в редакцию, лишний раз подтверждало бесперспективность поисков

доказательств на стороне. А придумывать "крышу" тоже вроде бы не имело

смысла, поскольку "ввинчиваться" в событие было трудно и долго, а времени

мне отпусти ли всего два дня.

Короче, я рискнул использовать метод "глупее глупого" (отнюдь не

убежден в точности его названия). Пришел к директору. дал ему прочитать

анонимку и сказал, что во всей происшедшей истории редакцию волнует прежде

всего проблема директорского авторитета. Мол, распоряжение изъять газету

исходило, вероятно, из каких-то существенных соображений - кто же посмел не

подчиниться директору, поставить под сомнение верность его приказа? Кто

вешал газету на стенд вопреки его указанию? Что за личность решила

жаловаться в редакцию? И так далее и все на тему: авторитет руководителя и

способы его поддержания.

Не исключаю, что директор подумал: ну и корреспондент - ума палата!

Однако на что я рассчитывал? На то, что, если директор действительно наложил

"запрет" на центральную газету, он не должен быть умным и тогда "клюнет" на

мой метод. Если же директор умный человек, он ни когда бы не вынес подобного

"запрета", факт, таким образом не подтвердился бы и мы оба посмеялись бы над

письмом анонимщика и над моим нелепым "ходом"?

Дальше все было, как по нотам: директор "клюнул". Я позволил себе быть

глупее его, он в это поверил. В течение получаса мною были получены все

необходимые сведения: из каких соображений был отдан приказ изъять газету,

как отнеслась к распоряжению заводская общественность, кто проявил "высокую