Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 32 из 35)

быть серой, иначе ее не заметят.

Итак, умение одеваться в "яркие пиджаки" - вот что, полагаю, нам нужно,

чтобы стать мастерами журналистики.

И еще: умение избегать штампа. Что греха таить, мы слишком часто

оказываемся в плену "газетизма" - за примером, как говорится, ходить

недалеко: сама эта фраза содержит два штампа, с поразительной готовностью

сидящих на кончике языка и срывающихся так легко и непринужденно, что нужно

усилие не для того, чтобы ими воспользоваться, а для того. чтобы их

избежать. Замечу попутно, что говорить о штампах очень рискованно, поскольку

приходится особенно тщательно следить за собственным языком.

Вот наиболее часто встречающиеся "газетизмы": "а воз и ныне там"; "Петр

кивает на Ивана..."; "доколе с этим будут мириться?"; "ответ не заставил

себя ждать"; уже упомянутые мною "что греха таить", "за примерами далеко

ходить не приходится", "труженики полей", "работники прилавка", "разведчики

недр", "люди в белых халатах", "флагман индустрии", "черное золото" и т. д.

- несть им числа, и даже "несть им числа" - тоже штамп.

Кроме лексических штампов есть еще и такие: если взгляды - то

внимательные, которые бросают; если речи - то пламенные; поцелуи - звонкие;

походки - мужественные; звуки - манящие; то, что в сознании, - проносится;

на стуле - примостился; страстью - обуреваем и т. д. до бесконечности. Чехов

однажды перечислил то. что чаще всего встречается в романах и повестях:

"Граф, графиня со следами когда-то бывшей красоты, сосед-барон,

литератор-либерал, обеднявший дворянин, музыкант-иностранец, тупоумные

лакеи, няни, гувернантки... Бесчисленное множество междометий и попыток

употребить кстати техническое словцо"60. У каждого времени, по-видимому.

свои отштампованные герои и ситуации, и вот уже на смену графу пришел

дед-колхозник с милыми чудачествами, шеф-консерватор, противостоящий

молодому инженеру-прогрессисту, рассеянный академик, говорящий "э-э-э,

батенька", и т. д.

Впрочем, кое-что и осталось от прошлого: как были сто лет назад

"бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, коралловые

губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо и т.

д"61, перечисленные Л. Н. Толстым в числе литературных штампов, так и

сегодня существуют, украшая собой наисовременнейшие произведения.

В чем дело? Каков механизм рождения штампа? А. Серафимович сказал. что

все это заезжено, "избито это и тысячу раз повторялось"62. Но как же не

повторяться: если море синее, его ведь не назовешь оранжевым, и если луна

серебряная, она была такой тысячу лет назад и будет столько же, если не

больше! Между тем получается, что все, написавшие "море синее", -

штамповщики.? Вряд ли.

Потому что повторяемость - всего лишь внешний признак штампа. А должен

быть какой-то внутренний. Штамп - не эстафетная палочка, передаваемая от

одного журналиста другому. И не дорогая реликвия, которая бережно хранится в

литературной семье. Другое дело, если бы штампы рождались сознательно, если

бы имелся каталог наиболее употребимых литературными бабушками и дедушками

понятий, эпитетов, образов и сравнений, а внуки терпеливо переписывали бы их

в свои творения. И то я сказал бы, что истинные ценности хранить не грешно,

а эстафетную палочку передавать в иных случаях даже полезно.

Беда, мне кажется, в другом.

Штамп - это прежде всего стереотип мышления, свойство, присущее людям

малоспособным, малокультурным и малознающим, спасительное средство, по

крайней мере для тех, кто не умеет или не желает думать, кто берет готовое.

"Домашняя птица? - Курица! Фрукт? - Яблоко! Великий поэт? - Пушкин! Море? -

Синее! Луна? - Серебряная!" Все правильно, но все готово. Замечено с первого

взгляда, а иногда и вычитано, отпечатано в голове с чужой матрицы. Не

переварено. Не прошло через мозг и чувства автора. То, что луна не только

серебряная, но и молодая, увидят не все, а вот что ее "без спутника и

выпускать рискованно", увидел один В. Маяковский. И Днепр, конечно, чуден

при тихой погоде - допускаю, кто-то отметит это обстоятельство, но вот то,

что "не зашелохнет, не прогремит", оказалось по силам только Н. В. Гоголю.

Стало быть, повторяемость, я думаю, не главный критерий штампа, это всего

лишь следствие, причиной которого является стереотип мышления, точнее

сказать, бездумность и бесчувственность.

Кроме того, штамп - это неспособность к воображению.

По очень точному определению К. С. Станиславского, штамп - попытка

сказать о том, чего не чувствуешь. Думается, можно добавить: или не знаешь,

или не видел, или натурально не вообразил. Обращаясь к актерам,

Станиславский часто восклицал: "Не верю!", поскольку актер штамповал образ.

А когда Горькому попался на глаза рассказ молодого автора, где была фраза:

"Звук рвущегося кровяного комка мяса", он спросил" Вы слышали такой звук?" У

того же автора "сочный тенор вибрировал, как парус", и Горький категорически

заметил: "Не натурально". "Омнибусы орут, - написал молодой П. Сажин, - как

заблудившиеся мастодонты", что, с моей точки зрения, звучит красиво,

оригинально и по крайней мере свидетельствует о воображении автора. Только,

увы, о формальном воображении, не основанном хоть на каких-то

приблизительных данных, и потому, вероятно, Горький спросил автора: "Где вы

слышали, как орут мастодонты?"

Отсюда, от этой вычурности, еще меньше, чем полшага, до штампа. Пушкин

писал: "Должно бы сказать: рано поутру - а они пишут: Едва первые лучи

восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба - ах, как это все

ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее"63.

Беда штампов еще в том, что они, даже при внешней своей красивости и

"складности", не рождают у читателя никаких ощущений, никаких ассоциаций.

никаких мыслей. Это писание невидимыми чернилами. Это песня не только без

слов, но и без музыки. Штампы никогда не воспринимаются умом, они всего лишь

внешний знак, рассчитанный на стереотипную реакцию.

Подводя итог разговору о языке, надо бы пропеть гимн жесткой

требовательности журналиста к слову, к тем "семи нотам", из которых он

слагает свое произведение.

Широко известны слова Л. Н. Толстого, что искусство писать хорошо для

человека чувствительного и умного состоит не в том, чтобы знать, что писать,

но в том, чтобы знать, чего не нужно писать.

Диалог. Кто возразит против того, что специфика газетной полосы создает

для журналистов дополнительные трудности? В самом деле: на относительно

малом пространстве им нужно добиться максимальной убедительности. Сама жизнь

заставляет их "густо писать", и не зря многие ведущие журналисты занимаются

тренажем - сочиняют стихи, отнюдь не предназначенные для публикации, а всего

лишь приучающие к экономии слов.

Но, к сожалению, достоверно и убедительно изложив ситуацию, мы очень

часто разрушаем все, что создали, каким-нибудь одним-единственным диалогом.

Очень обидно!

Неживые, к сожалению, мы пишем иногда диалоги. Сконструированные

искусственно, основанные на "лобовом" принципе. "Который час?" - спрашиваем

мы героя, и он отвечает: "Половина второго". Две строки в газете. Отдать

места больше вроде бы жалко. Но если максимально приблизить диалог к истинно

разговорному, если уйти от вынужденного лаконизма, надо бы написать так:

- Который час? - спросил я Имярек.

- Вы разве торопитесь? - сказал он.

- Да нет, - смутился я, - всего лишь проголодался.

- Половина второго.

Пять строк, но - правда. Читатель верит, что был этот разговор, что

автор смутился, а герой едва не обиделся. И это, по-моему, чрезвычайно

важно, потому что, работая над диалогом, мы не должны забывать: не только

смысл произносимых слов рождает у читателя ощущение достоверности

происходящего, но и психология говорящих, их настроение. Иногда мы позволяем

себе или героям говорить без перебивки целые предложения или абзацы,

совершенно не учитывая характер собеседника. А ну как наш герой вспыльчив и

невыдержан, и мы об этом уже сказали и тут же заставляем его выслушивать

чью-то длиннющую тираду со спокойствием каменного сфинкса, вразрез с уже

данной характеристикой.

Да, очень жаль тратить газетную площадь на "живой" диалог, но лучше, с

моей точки зрения, тогда совсем за него не браться. Вот диалог, взятый из

одного очерка, опубликованного несколько лет назад в "Комсомольской правде":

"Она жила в Минске, училась на первом курсе пединститута, а тут -

призыв на целину. "Перехожу на заочное. И - еду! Решение окончательное,

отмене не подлежит". Дом уже казался далеким прошлым. А впереди - "цветные

мечты". Катя излагала Андрею Мурашову, рослому парню из-под Воронежа,

свесившему голову с верхних нар:

- Мне представляется. что это будет за город. Точнее, агрогород, где

городские удобства сплетутся с прелестью природы. Белые дома среди зелени,

озеро в центре... А вокруг поля. Все пшеница, пшеница... Желтая. И разрезана

она на квадраты лесными полосами.

Мурашов хотел сказать: "Картина с плаката". Но не решался обидеть

соседку и соглашался:

- Будет, конечно, город.

- И будет там школа с большим окнами. Я закончу институт и начну учить

в ней детей.

- Так пацанов-то нету, - усмехнулся Мурашов.

- Сейчас нет, но со временем будут.

Она так и уснула, девчушка в брючках и пестреньких носках. Прикрыв

ресницы, Мурашов смотрел на нее и тоже думал, как оно все будет..."