Смекни!
smekni.com

Нашего разговора "кухня" журналиста, то есть технология его (стр. 29 из 35)

материала по предварительно составленному плану.

Я понимаю, так трудно творческому человеку смириться с так называемой

холодной обработкой материала, предусматривающей составление плана будущего

очерка. Тем более что иные из нас, еще учась в средней школе, привыкли к

другому порядку: сначала писали сочинение, а потом по готовому тексту

кое-как "лепили" план. Однако подобное отношение к журналистской работе, мне

кажется, ошибочно, потому что облегчает возможность не думать, не

размышлять, не подчинять себя, а вместе с собой и читателя логике.

План - это веревочка, протянутая от замысла к воплощению. Держась за

нее, мы никуда не сбиваемся, шагаем уверенно к цели и ведем за собой

читателя самой короткой дорогой к тому, во имя чего пишем материал. А. М.

Горький говорил, имея в виду именно очерк: "...надо поставить себе

определенные рамки, нужно иметь какой-то чертеж, ясно представлять себе

форму того, что хочешь сделать"44. Как же иначе можно сдавать материал "с

первого предъявления"?

Но я прервусь, потому что чувствую: еще чуть-чуть - и в моем голосе

появятся угрожающие нотки, мол, без составления плана не видать журналисту

того, сего, пятого и десятого, - и это было бы несправедливо. Многие

газетчики прекрасно работают без "холодной обработки", работают легко и

просто, а достигают даже большего, чем "плановики". Вот бы, кстати, хорошо и

им поделиться своим опытом, чтобы молодые журналисты, примерив оба костюма,

взяли вноску тот, что по плечу и по характеру! Я нашел у Горького такое

признание: "Плана никогда не делаю, план создается сам собою в процессе

работы, его вырабатывают сами герои. Нахожу, что действующим лицам нельзя

подсказывать, как они должны вести себя"45. Однако Горькому принадлежат и

такие слова: "В общих чертах план, конечно, есть, я только не пишу его на

бумаге"46. Так или иначе, но окончательный вывод просится сам собой:

журналист может работать и по плану, и без него, но только не насилуя

собственную индивидуальность. Однако надо попробовать! Право же, не зря

Гораций утверждал: "Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами

собой"47.

На том и покончим с обработкой материала.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА

Проблема первого абзаца. Представим себе: руки у журналиста уже

чешутся, чернила кипят, бумага "стонет" от нетерпения, материал в истоме -

можно писать! Однако начну с откровенного признания: ненавижу письменный

стол! Для меня истинная мука сесть за него и взять в руки перо. От мысли,

что рано или поздно придется это сделать, содрогаюсь, как от удара током.

Какое счастье, что существует этап обработки материала: до письма еще вроде

бы далеко, и можно заставить себя разобраться в блокнотах. Всего лишь

почитать. Кое-что перепечатать. Чуть-чуть подумать. Самую малость...

Именно на этот период и приходится "раскачка". Постепенно втягиваясь,

через час, через сутки или двое погружаешься в работу. и уже ничто не может

оторвать тебя от некогда ненавистного письменного стола. Материал - как на

ладони. План - крепкая веревочка к цели. Можно "строчить"!

И вот тут-то возникает пресловутая проблема первого абзаца. Танталовы

муки! Уж очень редки случаи, когда первый абзац дается без боя, без трепки

нервов, без сомнений и поисков, легко и естественно. Сколько

иронически-грустных советов приходится выслушивать журналистам по этому

поводу: "Что может быть проще: начинай сразу со второго абзаца!" "Пиши

первый, потом второй, а первый спокойно вычеркивай!" и т. д. Помню, когда я

был на военных сборах в авиационной школе и в один прекрасный день, как и

мои товарищи, "вручил" свою жизнь кусочку мануфактуры, то есть парашюту, сам

инструктор серьезно сказал нам, уже готовым к прыжку и стоящим у самолета:

"Главное, без волнений. Если не откроется основной парашют, открывайте

запасной. Не откроется запасной, тоже не беда: придете на склад, и вам

обменяют оба".

Первый абзац довольно часто не "открывается".

Тому. полагаю, несколько причин, и прежде всего психологическая. Дело в

том, что у иных молодых журналистов (как, впрочем, и у некоторых, уже

вкусивших успех на газетном поприще) нередко возникает страх: а вдруг

читатель, пробежав глазами первые строки очерка, отложит газету в сторону?

Видите ли, скучно ему покажется! Это значит - провал?! Не-е-ет, надо как-то

заставить его читать дальше! Взять за "живое"! Чем-нибудь ошарашить!

И начинаются мучительные поиски интригующего начала - мучительные,

потому что они, как правило, совершенно не органичны теме очерка. Например:

"Над городом уже спускались сумерки, когда вдруг странная тень мелькнула в

свете уличного фонаря. Чей-то голос позвал: "Тонька, это ты?" И сердце

Антонины сжалось от дурного предчувствия..." Написав такое, молодой

журналист обычно ставит жгучее многоточие (за которым подчас скрывается не

мысль, а безмыслие) и впадает в уныние: ах, плохо, ах, глупо, и все равно

редактор сократит, и что-то надо взамен придумывать! А все потому, что

героиня очерка "Тонька" - заводской рационализатор, передовая женщина, и

торопится она домой после заседания БРИЗа, где принималось ее очередное

рацпредложение, а дурное предчувствие у нее оттого, что муж опять будет

ревновать к изобретателю Клейменову.

Еще пример: "Что вы наделали! - воскликнул Мохов, схватившись двумя

руками за голову. - Теперь меня задавят!" И он, нетвердо ступая, пошел

прочь..." Расшифровываю: Мохов - прораб, а "наделала" на его участке

передовая бригада, выполнив норму на 140%, и теперь Мохова "задавят",

увеличив производственный план очередного квартала.

И еще пример, последний: "Нет, просто не укладывается в голове, не могу

поверить, что такое возможно, да еще в наше время, мне кажется, это сон,

какое-то кошмарное наваждение, но это так, это случилось, от этого не

уйти..." Что случилось?! Что не укладывается в голове журналиста? Что

кажется ему кошмарным наваждением, да еще "в наше время"?! Муж оставил жену

с ребенком и подал в суд на раздел жилплощади. Ни больше ни меньше.

Я мог бы бесконечно долго цитировать "жутко" интригующие начала

банальнейших по своей сути очерков, но довольно - тенденция обнажена.

Однако опытные и в некотором роде маститые журналисты, тоже

переболевшие в молодости "потрясными началами", спокойно отказываются от них

и при этом пользуются неизменным успехом у читателя. Они давно уже поняли,

что, во-первых, современный читатель если и "клюет" на интригу. то очень

скоро ее раскусывает, и тогда нет предела его раздражению. Они знают, кроме

того, что многие читают газетные материалы не с первого абзаца, а с подписи

и, если видят знакомую, уже зарекомендовавшую себя фамилию журналиста,

прочитывают все.

Наконец, в-третьих, опытные литераторы убедились, что все же есть нечто

способное мгновенно возбудить читательский интерес, - это свежая,

оригинальная или острая мысль, органически соответствующая теме

повествования, и информация, дающая повод для размышлений. Вот первые строки

нескольких произведений:

"Человечество не хочет жить без великих людей: в ту неделю, когда умер

Микеланджело, родился Галилео Галилей (Я. Голованов. Этюды об ученых. М.,

1970, с. 41);

"Наверное, не все мы представляем себе, что значит сейчас быть хорошим

инженером. Чтобы договориться о таком, на первый взгляд элементарном

определении, нужно кое-что еще выяснить. Прежде всего, какова роль инженера

в нашем обществе?" (А. Смирнов-Черкезов. Связь вещей. М., 1970);

"Настоящий летчик-испытатель должен свободно летать на всем, что только

может летать, и с некоторым трудом на том, что, вообще-то говоря, летать не

может". Это изречение, давно ставшее в авиации классическим, принадлежит

летчику-испытателю Сергею Александровичу Корзинщикову" (М. Галлай. Третье

измерение. М., 1973, с. 9);

"...Древняя матросская поговорка: "Плавать по морю необходимо..."

Некогда море для человека было бесконечным, безбрежным, неясным и потому

постоянно манящим: а что там дальше, за горизонтом? В далекие времена, когда

никто еще не знал, что Земля - это шар, была отлита строка человеческой

мудрости. полностью поговорка пишется так: "Плавать по морю необходимо, жить

не так уж необходимо". Глубина мысли состоит в том, что люди всегда дороже

жизни ценили познание окружающего мира" (В. Песков. - "Комсомольская

правда", 7 марта 1974 г.);

"Людей какой профессии больше всего на свете? Молва гласит: врачей. А

вот статистика всех времен буквально вопиет против этого утверждения" (И.

Зюзюкин. - "Комсомольская правда", 3 марта 1968 г.).

Обратите внимание, слова-то какие "скучные": "человечество", "роль

инженера", "познание окружающего мира", "статистика", "утверждение"... Но не

боятся авторы, не прибегают к мнимо спасительным "вдруг" и "однажды ночью" -

спокойно и неторопливо развивают свои мысли, уверенные в том, что читателю

не будет скучно и он дойдет до конца.

Хватит примеров. "У кого тощее тело, - писал Монтень, - тот напяливает

на себя много одежек; у кого скудная мысль, тот раздувает ее словами"48.

Даже известные литераторы, уже имеющие в качестве визитной карточки имя, и

то, думаю, сомневаются в том, что читатель навсегда ими завоеван. Имя не

индульгенция на вечную и прочную читательскую любовь. Один безмысленный

очерк, да еще с нелепым интригующим началом, потом второй, третий - и

рассерженный читатель сделает переоценку ценностей. Пожизненно присваивается