Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 10 из 20)

Из трактата по Окинава-тэ, 18 век.

Магистральные направления окинавского каратэ

К концу 19-го века окончательно сформировались два магистральных направления

каратэ на Окинаве.

Одно направление культивировало физическую мощь, резкость, четкость, закалку

рук и ног, устойчивость и пробивную силу. Школа называлась Сёрэй-рю

(«Просветленная душа»). Несколько ката, вошедших в арсенал современного каратэ,

относятся непосредственно к этой школе. Это прежде всего:

* Текки [Тэкки] («Железный рыцарь»);

* Джиттэ [Дзиттэ] («Десять рук»);

* Хангэцу («Полумесяц»);

* Джион [Дзён] («»).

Во втором направлении, школа Сёрин-рю («Шаолинь»), преобладал тонкий маневр,

обманные движения с попеременным использованием рук и ног по принципу: «Хочешь

ударить рукой - сначала взмахни ногой, хочешь ударить ногой - сначала взмахни

рукой». Этот легкий и подвижный стиль был доступен любому – даже, очень

низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали без особого напряжения

даже женщины и дети. К школе Сёрин относятся многие ката:

* Хейан [Хэйан] («Покой и спокойствие» в пяти вариантах);

* Бассай [Пассай?] («Проникновение в крепость»);

* Канку («Созерцание небес»);

* Эмпи («Полет ласточки»);

* Ганкаку («Журавль на утесе»).

В народе любили и практиковали обе школы каратэ со всеми их ответвлениями, но в

19-ом веке, когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и

тренировать руки и ноги для пробивания стальных доспехов, большинство стали

отдавать предпочтение облегченному стилю школы Сёрин-рю, где, кстати,

повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.

Окинавские первичные стили

Наха-тэ (Хигаонна) < Чан цюань (Длинный кулак)

Происходит от китайского Длинного кулака, т.е. заточено для дальней дистанции.

Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые

удары), жесткие блоки.

Сюри-тэ (Итосу) < Дуань цюань (Короткий кулак)

Происходит от китайского Короткого кулака [дуаньда, по технике - бокс], т.е.

заточено для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки,

подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории.

Томари-тэ

Совмещает оба стиля.

Окинавские вторичные стили

*Сёрэй-Рю < Наха-тэ + Томари-тэ

В английской транскрипции – Shorei (Шорэй).

Сёрэй-Рю – «Школа прсветленного духа». Крупнейший стиль окинавского каратэ,

происходящий от Наха-тэ, с включением многих аспектов техники Томари-тэ. В

значительной степени стиль Сёрэй сохранил систематизацию техники свойственную

Шаолинь цюань. Весь арсенал приемов изучается в виде одиночных форм,

предназначенных для развития специфических качеств:

* тигр - укрепление костей, мощь, резкость;

* леопард- скорость, гибкость, прыгучесть;

* журавль- духовная концентрация, менталитет;

* дракон - устремленность, фокусировка силы, кимэ;

* змея - дыхание, внутренняя энергия.

Очевидна связь между психофизическими качествами и животным - покровителем

существующая с древних времен в Шаолинь цюань. В целом вся техника Серэй-Рю

подразделяется на несколько разделов:

* Иппон Кумитэ Ката - формальные парные упражнения, состоящие из двух десятков

упражнений против партнера. Предназначены для развития силы.

* Таэдзу Нару-Вадза - связки технических приемов. Это комплекс из 10 комбинаций

действий против партнера, для развития скорости и координации.

* Кихон-Кумитэ Ката - базовая парная форма.

* Дзию Ундо - свободные формы выполнения индивидуальных упражнений.

* Кимэ-Дати Кумитэ - парная работа в напряженной стойке, Предназначается для

развития контроля технических действий и рефлекторных ответных действий. [Наши

контратаки]

* Ката-Кумитэ. Формальный поединок. Предназначается для развития способности

вести бой, точно соблюдая форму и технику приемов. [Наши ката]

Ката - ведущий аспект в системе тренинга Серэй-Рю (20):

* Подготовительные формы: Тайкеку 1-3 (3).

* Ката для развития скорости, мощи, формы, баланса: Вансу, Ананку Найханти 1-2,

Цюэ-Се (5).

* Ката для развития менталитета, физической координации: Эмпи-Се, Пассай-Дай,

Горэй-Се, Дан Эн-Се, Сантин (5).

* Ката для развития духовных качеств: Нан Дан-Се, Найханти 1-3, Тэгатана,

Канку-Се и Тэнсе (7).

Дзюдзи-Кумитэ - свободный спарринг - завершающий этап обучения. При изучении

базовых принципов боя сначала осваиваются 8 типов атак, 7 атакующих методов

(когэки-хохо), а также 47 основных правил боя.

Большое значение в стиле Серэй-Рю придается развитию и мобилизации внутренней

энергии ки через постановку особых форм дыхания.

Обязательным является освоение 6 видов холодного оружия: Бо - шест, Сай -

трезубец, Тонфа - рычаг, Нунтяку, Кама - серп, Тэко - когти.

[Довольно основательный подход, полный Шаолинь, но пожалуй, относится к

«внутреннему» направлению, в отличие от Сёриндзи – более жесткого]

Сёрин-рю (Мацумура Сокон) < Сюри-тэ + Томари-тэ

В английской транскрипции – Shorin (Шорин).

Сёрин-Рю – «Школа Шаолиня» - группа стилей традиционного окинавского каратэ,

оказавшая огромное влияние на развитие многих стилей современного каратэ-до.

Направление сформировалось в результате обобщения техники Сюри-тэ и Томари-тэ к

исходу XIX в. У истоков ортодоксального стиля Сёрин-Рю стоял известнейший

мастер того времени Мацумура Сокон, оказавший огромное влияние на все стили

направления Серин-Рю.

Серин-Рю дал начало четырем родственным окинавским школам:

* Собаяси Серин-Рю - школа «малого леса»;

* Кобаяси Серин-Рю - школа «молодого леса» (идентична Собаяси ?);

* Мацубаяси Серин-Рю - школа «соснового леса»;

* Мацумура каратэ, основанная Сокэном Хоханом.

Первые три в своем названии упоминают лес на склоне горы Суншань провинции

Хэнань в Китае, где находится храм Шаолинь-сы, подчеркивая свою родословную,

имеющую корни в китайском цюань-шу, и являющуюся генетически связанной с

монастырским боевым искусством. При этом все три школы считают себя преемниками

шаолиньской традиции. У истоков Собаяси-Рю стоял Тетоку Киян, ученик мастера

Итосу. Среди учеников Т.Кияна был Сосин Нагаминэ, основавший в 1947 г. школу

Мацубаяси-Рю. Другой ученик Т.Кияна - Эйдзо Симабуку (ро) стал его преемником,

а Кори Хисатака создал стиль Сёриндзи-Рю Кэнкокан, опираясь на древнюю школу С.

Мацумуры. Родственная система - Кобаяси-Рю, преподавалась Тосином Тибана. Среди

специалистов-историков бытует мнение, что система Кобаяси-Рю идентична системе

Собаяси-Рю, а Тибана просто допустил орфографическую ошибку в написании

названия своей школы, в результате Собаяси превратилась в Кобаяси. Обе школы

имеют в арсенале одни те же ката: Сэйсан, Найханти 1-3, Ананку, Вансу, Пассай,

Кусянку, Годзюсихо и др.

Сёрин-рю - окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно

японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой

школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и

риска получить удар в пах [согласен]. Обязательное изучение боя с применением

холодного оружия: сай, тонфа, нунчаки и т.д.

Стиль Серин-Рю базируется на несколько более высоких стойках, нежели в

позднейших японских стилях, обеспечивая большую подвижность в бою. Приверженцы

стиля в равной степени используют как линейные перемещения и фронтальное

давление на противника, так и круговые перемещения. Удары ногами применяются на

нижнем и среднем уровнях и имеют линейный характер приложения силы.

Сёриндзи-кэнпо (Кулачный бой монастыря Молодого Леса)

Общая численность лиц, практикующих Сёриндзи-кэнпо в Японии составляет сейчас 1

миллион 200 тысяч человек, объединенных в полторы тысячи клубов. В 1984 году

была создана Всемирная федерация Сёриндзи-кэнпо (Сэкай сёриндзи-кэнпо рэнго), в

которую ныне входят более 20 национальных федераций, в том числе из Австралии,

Германии, Индонезии, Испании, Италии, Канады, Сингапура, США, Франции, Чили и

других стран.

Эту систему можно сравнить со светильником, стоящем на трех ногах,

символизирующих разум, тело и энергию. Разум — это изучение законов природы и

общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и

тактики поединка... Энергия — это развитие биоэнергетических возможностей

организма, выработка умения сознательно управлять циркуляцией «ки», направлять

ее в любую точку тела и в окружающее пространство. Совершенствование тела

осуществляется тремя способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом

саморегуляции (сэйхо):

* Раздел «гохо» включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы,

уклоны, нырки, кувырки, прыжки, блоки и контрудары, выполняемые в ответ на

атаки противника. Этот раздел во многом похож на бокс и на каратэ, однако

отличий еще больше. Главное из них — гораздо более естественное поведение бойца.

Техника «тамэсивари» (разламывания твердых предметов) сюда не входит. С точки

зрения Со Досина, эта техника не соответствует реальности боя, где противник не

так тверд, как кирпич или доска, и в то же время движется и старается

уклоняться от ударов. Тем не менее, результаты применения приемов «гохо» могут

быть весьма разрушительными.

* «Дзюхо» — метод мягкости, под которым имеется в виду проведение различных

бросков и болевых удержаний, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения

и т.д. Эти приемы могут выполняться почти безболезненно для противника, а могут

сопровождаться повреждением суставов и связок, болевым шоком. Степень болевого

и травмирующего воздействия на противника определяется степенью его собственной

агрессивности.

* Метод саморегуляции «сэйхо» объединяет практику сидячей и динамической