Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 3 из 20)

Система дуаньда использует в качестве оружия части человеческого тела — голову,

кулаки, ладони и пальцы, локти, плечи, таз, колени, стопы. Ее главный принцип —

ловкие и яростные действия на ближней дистанции. Это способствует преобладанию

коротких, небольших по амплитуде, смелых, резких и мощных приемов. Особенно

много разнообразных действий локтями и коленями.

Атакующая рука никогда не распрямляется до конца, всегда остается возможность

ее отдернуть. Удары наносятся вверху — в лицо и в горло, .внизу — в пах и по

коленным суставам. Удары стопами применимы как на дальней, так и на ближней

дистанции и помогают действиям руками. Удары ногами должны быть расчетливыми и

ловкими, быстрыми, точными, яростными. Удары головой внезапны и обладают

сокрушающей мощью. В ближнем бою они поистине бесценны.

В своих движениях вы должны проявлять искусность руки, отточенность движения

локтя, мощь ноги, отработанность удара коленом и головой, точность шага. Удары

в дуаньда просты, но сокрушительны, правильная стойка наполняет их энергией.

Эта энергия зарождается в поясе, усиливается ногой и достигает руки. Надо

пользоваться толчком ноги, «закручиванием» талии, помощью плеча, чтобы все тело

действовало в едином порыве. Резким и мощным ударам обычно сопутствует крик,

помогающий «выбрасывать энергию». [Хоть и бокс, но «по-каратистски»]

В схватке следует выполнять следующие требования: руки всегда возле ребер,

кулаки всегда у центра туловища, они защищают голову и закрывают пах от атак

сверху, прямо и снизу. Защищаясь от мощного удара, надо уклониться, уйти с

линии атаки, затем использовать брешь, образовавшуюся в обороне противника

после проведения им приема, и контратаковать. Удар, идущий высоко в голову,

отбивается вверх, удар в среднем уровне отбивается в сторону, а низкие удары

отбиваются вниз. Удар левой руки блокируется правой с уклоном и ударом ногой,

удар правой блокируется левой.

В дуаньда приемы не делятся на чистые действия руками или ногами, правой или

левой конечностью. Все части тела помогают друг другу. Неудавшийся удар рукой

подкрепляется ударом ногой и наоборот. Удару правой конечностью сопутствуют

защитные действия левой, удар правой рукой дополняется ударом левой ногой. Для

увеличения взрывной силы ударов, возможностей своего тела противостоять ударам

противника, развития его способности наполнять те или иные части тела энергией,

необходима гармония физического и психологического состояния.

Такая гармония достигается через сочетание физических и энергетических

упражнений, но главное — через соблюдение моральных принципов.

Чтобы вступить в схватку с преступниками, защитить себя и победить врага,

недостаточно хорошей физической подготовки и бесстрашия. Надо еще хорошо

«владеть всеми составными элементами системы рукопашного боя дуаньда. Это

означает следующее:

* Уметь использовать в схватке все возможные средства;

* Направлять свои удары в уязвимые места противника;

* Постоянно сохранять оборонительную стойку;

* Избегать пассивного ведения боя, ибо лучшая оборона — нападение;

* Полностью использовать потенциал удара;

* Уметь преодолевать неблагоприятные моменты в схватке.

Уметь использовать в схватке все возможные средства, это значит, что прежде

всего, следует применить оружие, если оно у вас есть, либо употребить в

качестве оружия имеющиеся под рукой, предметы — палку, бутылку, камень, зонтик,

поясной ремень, инструменты или что-то другое. Ведь оружие, даже примитивное,

значительно расширяет возможности самозащиты.

Нань цюань (Южный кулак)

Он по праву считается одним из наиболее древних и наиболее распространенных

стилей. Его история исчисляется 4 столетиями. В «Малоизвестных записках»,

написанных более 4 веков назад, есть слова: «В эпоху Мин было 11 школ бокса и

17 школ фехтования на копьях» Среди этих школ есть такие, как чжао-цзя цюань,

нань цюань, гоу-гуа цюань, пи-гуа цюань и др.

Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие

особенности:

* Огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: «Одна

позиция - много рук» и «Один шаг - несколько приемов руками». К тому же

отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: «На юге

кулаки, на севере – ноги».

* Движения ритмичные, сила жесткая.

* Позиции устойчивы, центр тяжести находится низко.

* Переходящие друг в друга ускорения и замедления, чередования длинных и

коротких ударов, взаимодополняющие мягкость и твердость, где твердость -

ведущая.

* Энергия ци помещена в дань-тянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу ли.

Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает

действия полными и мощными.

Среди других стилей нань цюань выделяется жесткостью и волей.

[Похож на Шаолинь цюань, принципы каратэ, наверное, типа Годзю-рю]

Сян-син цюань (образные или «звериные» стили)

По-другому, мо-шень цюань («Подражающий кулак»), - это специфическое и очень

своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является

подражание некоторым видам поведения людей и различным животным - их действиям,

повадкам и поведению в схватках. Сян-син цюань стал одним из самых зрелищных

стилей ушу.

Хотя каждый вид сян-син цюань строго специфичен, тем не менее все «звериные»

стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят

впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ.

Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести

рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян-син цюань просто

поражает своей яркостью и выразительностью

Истоки и направления (обзор 2)

История Ушу

Ныне Ушу скорее военизированная гимнастика, чем Боевое Искусство в точном

смысле этого термина. Его задачами являются: укрепление здоровья, продление

жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия

(тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных

упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.

Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и

спортивные контактные поединки саньда («рассеянные удары», т.е. не объединенные

в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в Ушу не входят.

Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая,

часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля Ушу. Наиболее

известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак»

(цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский);

сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола,

журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя

школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев

образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ Ушу.

Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу цюань) был сам

царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И цюань) традиция

связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль

«Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым

поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником

Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности

у мастеров Ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали

три крупных центра Ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие

черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений

традиционного (или народного) Ушу: шаолиньского [внешнее], уданского

[внутреннее и «звериное»] и эмейского [?].

Уданское направление Ушу

Уданское направление сформировалось на базе религиозно-философского учения

даосизма, связанного с постижением человеком его дао, то есть Пути. Даосизм,

основываясь на учении о двух началах инь-ян и пяти первоэлементах, стремился

достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два

тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему

оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах,

творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения,

повелевать громом.

Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть

неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного

совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы,

сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную

гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы,

добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости

нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были

неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи

пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека.

Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые,

превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых