Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 5 из 20)

накапливать упругую силу, и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке

особое внимание уделяется нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция

делает его наиболее опасным. Стилю "Змеи" присущи низкие перетекающие движения,

смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного

расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг

противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое

место. Стиль "Журавля" характеризуется особой выносливостью, равновесием,

великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в

различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.

Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими,

они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее

соответствовал их психофизическим особенностям.

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и

тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в

своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или

саблей...

На базе шаолиньского Ушу оформились и развились самые различные стили. Например,

школа "Обезьяны" синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие

акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и

головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из

искуснейших в Ушу. Сложной акробатикой наполнены стили "Пьяницы", "Катающегося

по земле", "Мицзун". Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед,

прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах,

падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене

психофизических состояний.

В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими

властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом

оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи

участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была

объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство

монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в

города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта

Ушу.

Пять больших южных школ Ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из

Шаолиня.

Эмейское направление Ушу

Третье направление в народном Ушу - эмейское. Оно получило свое название от

Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских,

так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай,

включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском

психотренинге и шаолиньском кулачном бое.

Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые

объединили в себе как северные, так и южные школы Ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С

каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают

вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах Ушу.

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу "Волшебная

нога". Основатель одного из трех знаменитых стилей "Красного кулака" взял к

себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот

поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году

открыли школу "Красного кулака". После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет

жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в "Красный кулак" технику

ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и

передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу

Ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать

Ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об

известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию

этого стиля никакого отношения.

Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х

годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании

"естественности для нахождения равновесия и баланса". Для этого использовались

десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в

которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания

конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в

определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали

специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В

нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями,

сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей. Используя силу

скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку,

затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип

используется в Айкидо. Для ухода от бросков была разработана система

освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».

Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких

параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку -

требовал совершенного психофизического аппарата.

Две другие большие и четыре малые эмейские школы либо не сохранились, или

трансформировались в другие стили.

Традиционное Ушу и Спортивное Ушу

Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в

прошлое понимание Ушу как «Пути». Сегодня оно представляет собой огромный

конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и

методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского

искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.

В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: «...является

традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы

рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы

упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными

правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты,

падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».

Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому

многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за

пределами КНР) полностью отвергают современное «официальное» Ушу и

противопоставляют ему «народное».

Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в

монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет.

* Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные

удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. [База, ОФП]

* Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций,

овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия,

единоборствам с вооруженным противником. [Для «черных поясов»: Ката, оружие]

* Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и

изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных

навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. [Внутренние техники

(энергетика)]

Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов,

рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и

физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями

внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика

все колебания окружающего мира.

Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:

* осмысленным движением и позами;

* правильным дыханием;

* особым состоянием ума.

Причем в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь

15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники

(стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в

прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных

комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений

животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием,

обороне от нападения вооруженного противника.

Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе

особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата

менее известны.

Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями

(первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался

видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян,

но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода,

бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.

По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия:

оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего,

обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и

стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное

противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь. Об