Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 9 из 20)

провинциях Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян. Из семьи сянсинь.

* Эмэй пай - Эмэйская школа Ушу. Включает 8 больших школ, распространенных в

основном в провинции Сычуань, где расположены горы Эмэйшань. Одна из наиболее

известных среди них – «12 эмэйских столбов» (эмэй шиэр чжуан).

* Эрлан цюань - гимнастика «двух мужчин». Появилась в XVII веке. Представляет

парные упражнения партнеров (в том числе с оружием), тренирующихся только по

каноническим образцам. Произвольная работа исключается.

* Юнчунь цюань - гимнастика «поющая весна» (по имени девушки, создавшей этот

стиль). За пределами Китая стиль известен под названием Вин-Чун [Вин-Чунь].

* Юэмэнь цюань - гимнастика «школы Юэ», распространенная в провинции Сычуань.

Основателем считается (как и в двух следующих) полководец XII века Юэ Фэй.

* Юэши Лянь цюань – «непрерывная» гимнастика Юэ Фэя. Другое название: «Восемь

переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по

прямой.

* Юэши Саньшоу цюань - гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Другое название:

«Восемь переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые,

передвижения по прямой.

* Юэши Саньшоу цюань - гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Интенсивные удары в

произвольном порядке, без комплексов. Агрессивный атакующий стиль.

Распространен на северо-западе КНР, в районе Пекина и в провинции Хэбэй.

* Я цюань - гимнастика «утка». Из семьи сян-синь; создал Лу Я во времена

династии Мин в подражание уткам: переваливающиеся движения, выброс ног в

приседе, одновременные удары рук и ног и т.д.

Выводы по Ушу

Заметки по внутренним стилям

Существуют «семейные» школы, в которых названные 3 стиля объединены.

Син-и цюань, хоть и «внутренний», но «очень боевой». Хотя все эти стили боевые,

но нужен высокий уровень мастерства, чтобы использовать ба-гуа и тай-цзи для

боя. Стиль же син-и требует напряженной работы, как, например, шаолинь, и

боевые навыки нарабатываются сразу.

Ба-гуа, думаю, очень полезен для фехтовальщика, поскольку круговые движения

наиболее эффективны в бою с несколькими противниками.

Краткая история и основные стили каратэ

Бубиси – Библия каратэ

Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания,

так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат

«Бубиси» (кит. «Убэйчжи») – «Книга о военной подготовке».

«Бубиси» написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни

имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов

и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ цюань) и Архата (Лохань цюань)

позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции

Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в

изобилии имеются на Окинаве.

«Бубиси» представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32

статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата

(которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского

кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам

тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых

точек, включая так называемый «метод отсроченной смерти» (дим мак), практике

гомеопатии в боевых и скусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого

искусства. Причем энциклопедия из разряда «секретных».

Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В

основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос

или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены

простые, но эфф ективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской

ноги и несколько б олевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях,

например, после паден ия на землю, приемам маневрирования - уклонению от атаки

в сторону, разрыву и сокращению дистанции.

"Бубиси" получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и

оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы

окинавского бое вого искусства. Именно к этому тексту обращались практически

все крупные мастера острова. Значительные фрагменты "Бубиси" были использованы,

правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси

Гитином (1868-1957) в е го книге "Каратэ-до ксхан" ("Hаставление по каратэ-до").

Это "Восемь предписаний кэмпо", "Принципы Сунь-цзы", "Захваты и освобождения

от них". Родоначальник оки навского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрс

(1853-1915) глубоко почитал этот зам ечательный текст, а его ближайший ученик,

основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тсдзю н (1888-1953) считал "Бубиси" "Библией

каратэ" и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние

оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю,

а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по

прозвищу "Кот" произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой

книге как о "самом драгоценном тексте" каратэ.

Очень высоко ценил "Бубиси" и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952),

которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним

и з очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях

окин авского каратэ - "Сюри-тэ и Hаха-тэ. В 1934 году в своей книге "Кобо

дзидзай кар атэ кэмпо" ("Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и

обороняться") он писал: "Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо,

которую мой уважаемый учитель И тосу Анко когда-то сам скопировал, я

использовал ее в моих исследованиях и храни л в тайне". В том же году Мабуни

Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат "Бубиси" доступным широкой

публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и

значимость которого еще только предстоит оценить.

Краткая история

Начало ХVII века принесло народу Окинавы суровые испытания. Три тысячи японских

самураев клана Шимадзу на ста кораблях вторглись на архипелаг Рюкю. Безоружные

жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона

Нахи был усмирен огнем японских мушкетов. С установлением централизованного

правления сегуната Токугава - участь маленького королевства была решена.

Население было обложено поборами и подверглось жестокой дискриминации.

В ответ крестьяне убивали сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои.

Тогда в 16О9 году японский наместник издал строжайший указ о запрещении носить

оружие. Крестьяне, горожане и даже монахи, утаившие холодное оружие, подлежали

смертной казни. Чтобы исключить малейшую возможность производства оружия, в

деревнях были закрыты кузницы и конфискованы все железные предметы домашнего

обихода. В период самых тяжких репрессий на село выдавался один-единственный

нож для убоя скота и разделки туш, который хранился, привязанным на центральной

площади. В портах стража вела строжайший досмотр с целью пресечь контрабанду

ножей и кинжалов.

Население Окинавы начало объединяться в тайные общества и создавать союзы

самообороны в деревнях и селах. Однако крупными центрами распространения

рукопашного боя все же были города.

Боевое искусство на островах Рюкю в ту пору называлось просто Окинава-тэ (тэ

по-японски "рука"). На самой же Окинаве стили тэ различались соответственно по

городам: Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ. Все школы тэ действовали в глубоком

подполье. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям,

предателя ждала позорная казнь. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка

оцарапав - бросали несвязанным в воду. На запах крови собирались акулы и после

недолгой игры в кошки-мышки - сжирали клятвопреступника.

Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с

опытными воинами, искушенными во всех премудростях своего ремесла, шанс на

победу был не велик, и этот шанс нужно было вырвать любой ценой.

Тогда-то и появился на свет лозунг «одним ударом – наповал». Даже спортивные

поединки между соперниками обычно приводили к летальному исходу. Годы упорных

тренировок превращали руки и ноги в оружие страшной разрушительной силы. Особый

упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть

самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука. Данные последних лет

свидетельствует, что сила удара кулака в каратэ достигает 700 килограммов, а

удара ноги свыше 1 тонны. Возможно, старые мастера, посвятившие тренировкам всю

свою жизнь, добивались и большего результата.

Для увеличения пробивной способности удара использовали бочки с песком, мелкой

галькой или фасолью, а для увеличения силы удара - применялась деревянная

макивара. Окинавская макивара - это небольшой, плотно плетённый сноп соломы,

прикрепленный к доске и вкопанной в землю. Она служила для отработки точности и

силы удара, а также для набивки рук и ног.

Для укрепления запястий и всей мускулатуры плечевого пояса служили своеобразные

каменные гантели и каменные сандалии, с той же целью использовались Чиси,

представляющие собой булаву на длинной ручке весом от 5 до 25 килограмм. Сила

хвата вырабатывалась при помощи глиняных кувшинов, наполняя их водой или песком

необходимо было выполнять всевозможные движения, держа их за горлышко.

«Время не трать даром - молод ты или стар,

Учись ударом - отвечать на удар.

Пусть крепче булатной стали - будет твоя рука,

Чтобы зря враги уповали - на мощь стального клинка!»