Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 2 из 20)

пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока

(«ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай»

(аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных

комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все

движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с

оружием.

Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек

тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. Но в

зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время

из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости от способа

поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть

отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только

через два месяца (это напоминает китайскую технику «дим мак»). Иными словами, в

основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии.

Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и

часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий

выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых

склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание). Практика

варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также

знакомства с «баратханатти-ям», классическим танцевальным искусством тамилов.

Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого

танцевального стиля.

В Европе школу «варма-калаи» с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик

мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар.

Ушу

Истоки и направления (обзор 1)

Истоки

Истоки шаолиньского циньна теряются в веках;

во времена до монаха Сэнчоу тренировались плохо.

Открыв шаолиньские секретные трактаты по кулачному искусству,

[узнаем, что] наработка боевого искусства начинается с «18 рук [архатов]».

«32 соединения», «10 схватываний и ударов»,

«12 [дорожек] таньтуй» идут тигром и леопардом.

Взлетает дракон и танцует феникс - формы взвиваются в воздух,

сотня искусных приемов для захвата злодея.

С помощью взвивающихся методов взлетаешь на самый гребень стены,

18 видов оружия сотрясают Вселенную.

Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском

монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в

Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по

имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью - постичь тайны

искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников

он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о

котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на

поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о

цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица

Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские

традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и

Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали

имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на

основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в

Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был

дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему «кулака 5

составляющих», которую впоследствии стали соотносить с 5 животными - тигром,

леопардом [кошкой в уэти-рю ?], драконом, змеей [карпом в уэти-рю ?] и журавлем

[вариант – феникс ?].

Происхождение названий

Термин «Ушу» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника

(искусство)». Этот термин существует с начала XX века. Раньше использовались

термины:

* цзи-цзи – «техника ударов» [изучал Хигаона];

* цзи-цяо – «техническое искусство»;

* цзи-юн – «герой техники»;

* цюань-шу – «кулачная техника»;

* цюань-юн – «кулачный герой».

Последнее из этих названий (цюань-юн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге

песен» - (Шицзин), датируемой XI-XII веками до нашей эры.

Деление на внутренние (нэй-цзя цюань) и внешние (вай-цзя цюань) стили

Этот стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского

монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня -

нападением - и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник,

воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки.

Поэтому, был выдвинут новый принцип: «...посредством покоя управляй движением и

на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу». Для

того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя

нэй-цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых

особенностей тай-цзи цюань, син-и цюань и ба-гуа чжан были объединены под

одним названием нэй-цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай-цзя

цюань (школа внешнего направления).

Школы внутреннего направления

Тай-цзи цюань

Стили ян, чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим названием – тай-цзи

цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и

легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения

осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое.

Вместе с тем каждый стиль тай-цзи цюань имеет свои особенности:

* стиль ян - спокойный и распрямленный;

* стиль у (первый) - изящен и динамичен;

* стиль у (второй) - открыт и четок;

* стиль чэнь - это гармония мягкого и твердого;

* стиль сунь - подвижен и гибок.

Син-и цюань

«Направленная воля и воплощенный разум», «форма-мысль». Это обобщенное название

5 форм и 12 образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость,

форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы,

тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины...

Ба-гуа чжан (Па-куа)

По-китайски означает «кулак» (цю-ань) «восьми»(ба) «триграмм» (гуа). Один из

трех наиболее известных стилей «внутреннего» направления ушу (нэй-цзя).

Согласно традиции считается, что «отцом-основателем» является некий Ван Хэн,

живший во второй половине XVIII века.

Особенность этого стиля в движении по кругу шагами двух типов (сворачивающимися

и разворачивающимися) с одновременным вращением вокруг оси. Основное оружие —

открытая рука, точнее, ее ладонь и пальцы. Базовые формы стиля подразделяются

на 8 составных элементов, имеющих названия «Лев», «Единорог», «Дракон»,

«Феникс», «Змея», «Ястреб», «Медведь», «Обезьяна». Во время практики форм

особенно ценится непрерывность и скорость вращении в сочетании с перемещением

ногами по кругу.

Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого

стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо,

ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных

изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как

скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед - назад, влево -

вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется

на едином дыхании...

Школы внешнего направления

В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства можно с уверенностью

отнести следующие: да хун цюань (большой кулак Хуна}, сяо хун цюань (малый

кулак Хуна), пао цюань (пушечный кулак), лохань цюань (кулак архатов), чжао-ян

цюань (кулак обращённый к солнцу), мэйхуа цюань (кулак сливы мэйхуа), тун-би

цюань (кулак рук [Хань] Туна), чан-чуй цюань (кулак длинных ударов), цзинь-ган

цюань (алмазный кулак), ци-син цюань (кулак семи звёзд), синь-и ба (захват

сердца и мысли), кулачные методы пяти животных (дракона, тигра, леопарда, змеи

и журавля), синь-и цюань (кулак сердца и мысли) и жоу цюань (мягкий кулак). В

парные таолу входят: кулак шести соединений хватания за руки, кулак шести

соединений раскрывания рук, кулак шести соединений хватания ушей и кулак шести

соединений идущих лошадей.

Чан цюань (Длинный кулак)

Обобщающее название ча цюань, 2 стилей хуа цюань, пао цюань, хун цюань

[хунгар?], шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и др.

После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все

виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные

движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в

верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан

цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один из хуа цюань отличаются

спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы

- пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.

Дуань цюань (Короткий кулак)

[Китайский бокс. От него пошло окинавское Сюри-тэ]

Имеет еще названия: дуань-да цюань (дуань-да), мянь-чжан цюань (мянь-чжан).

Комплексов тао лу в дуань цюань всего 16 - 8 начальных и 8 мастерских. В этом

смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и

атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног

на нижнем, груди и боков - на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем,

ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой [как в

муай-тай].

Китайское слово «дуаньда» состоит из двух иероглифов, «Дуань» — короткий, «да»

— бить, удар. Таким образом, это слово обозначает технику ближнего боя,

основанную на коротких, энергичных приемах, преимущественно на ударах и толчках.