Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 4 из 20)

«звериных» стилей, характерных для всех направлений Ушу.

Первый из дошедших до нас трактатов Ушу уданского направления был написан в III

в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при

жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал:

«У меня есть своя система упражнений... В ней используются движения тигра,

оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет

ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах,

раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».

Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В

крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло

формирование уданского направления как методики достижения здоровья и

долголетия путем психомедитативного проведения энергии ци по 12 каналам внутри

тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики;

сексуальной практики; диетологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в

III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде

китайской истории.

Почему же уданский стиль Ушу называют мягким? Все его школы (Тай-цзи цюань,

Багуа цюань, Синь-И цюань и др.) стремились привести человека в состояние

естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или

провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный

элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти

лишена элементов агрессии. [Первые принципы Айкидо]

Основные принципы всех мягких стилей уданского направления сводятся к

следующему.

* Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга дижений.

* Плавность и округлость движений.

* Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться, будучи в покое и будучи в

покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу,

наполненному энергией.

* Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это

внешнее движение, а контроль над дыханием, разумом и волей - внутреннее.

* Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают

предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины

произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском Ушу.

Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути

движений.

Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их

сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые

тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед

тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного

совершенствования. [Хараппа ?]

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жесткости, расслабления и

концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и

времени, правильное дыхание и распределение энергии. Обязательным требованием

является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как

правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало

воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их

разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями

единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом,

к пробуждению и концентрации жизненной энергии.

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы:

квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим»

числам. Все тао различных школ уданского Ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм

и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл

и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать

могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их

находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он

воспроизводит.

В уданском Ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое

и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу.

Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для

его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В

Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь

к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям

называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают...

Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему

впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность... хочешь быть твердым,

сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с

помощью слабости».

Шаолиньское направление в Ушу

Другим крупным направлением в Ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай),

включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло

предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам

Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был

двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной

на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха,

принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его

высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды,

буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении

человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма,

Бодхидхарма вступил в секту йога-чара, а затем основал свою собственную.

Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться

в эту страну.

Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае

переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских

храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по

прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем

они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма

отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в

небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции

Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном

гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань

("чань" по-китайски то же самое, что "дхьяна" на санскрите - "медитация"). Это

учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела

и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал

проповедовать Чань с преподавания Ушу, упорной физической тренировки тела как

"вместилища духа".

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские

военно-прикладные дисциплины, составившие, в конце концов, 72 воинских

искусства. В древнем трактате говорится:

"В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусств. Восемнадцать из них -

трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения

оружием. Остальные посвящены владению Ци, упражнениям на твердость и мягкость,

приемам захватов..." Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы,

способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить

удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое место занимает среди

них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и

разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные

привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить

себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой

шаолиньского Ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации

видов обороны – «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они

вошли в арсенал почти всех школ Ушу, но под разными названиями. Вот лишь

некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков»,

«72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или

дьявольская рука».

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и

ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера Ушу открыли, что из

нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при

давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36

точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно

убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру Ушу

нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока,

удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и

трансформировалось в боевом единоборстве Айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей

«Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».

Стиль "Тигра" как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию

разрывания. В стиле "Дракона" сила не играет главной роли, в нем доминирует

протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно

действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека

безукоризненного вестибулярного аппарата. Стиль "Леопарда" основан на умении,