Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 13 из 20)

маваси-укэ, сасаэ-укэ.

Одинаковое внимание в процессе тренировок уделяется как изучению базовой

техники, так и формальным упражнениям. Разучиваются следующие ката: Пинан 1-5,

Бассай, Косокун-дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу,

Сайфа, Сэйэнтин, Сэйпай, Сэйсан, Супаримпэй, Сантин, Тэнсе и другие. А всего в

стиле насчитывается более 50 ката, больше чем в любом другом. Мабуни, обобщая

унаследованные им традиции писал: «Самое важное в каратэ-до - ката. В них

собраны все приемы нападения и защиты. Поэтому надо хорошо понимать смысл

движений ката и исполнять их правильно».

Программа обучения сито-рю, зарегистрированная бутокукай:

1. Индивидуальные ката (всего 31 комплекс): 1) Пинъан сёдан, 2) Пинъан нидан,

3) Пинъан сандан, 4) Пинъан ёндан, 5) Пинъан годан, 6) Рохай сёдан, 7) Рохай

нидан, 8) Рохай сандан, 9) Найханти сёдан, 10) Найханти нидан, 11) Найханти

сандан, 12) Тинто, 13) Косокун, 14) Сэйсян, 15) Вансю, 16) Пассай, 17) Нисэйси

(Нидзюсихо), 18) Дзиттэ, 19) Супаримпэй, 20) Дзион, 21) Курурунфа, 22) Сэйпай,

23) Сэйэнтин, 24) Сисотин, 25) Сансэйру, 26) Сайфа, 27) Сэйсан, 28) Усэйси.

2. Женские ката (дзёси-ката, 3 комплекса): 1) Синсэй; 2) Аояги; 3) Мэйсэй.

3. Кихон-кумитэ-ката (ката базовых учебных схваток; 35 схваток): 1) 10 приемов

после защиты на уровне дзёдан (по 5 приемов «омотэ» и «ура»); 2) 10 приемов

после защиты на уровне тюдан (по 5 приемов «омотэ» и «ура»); 3) 5 приемов после

защиты на уровне гэдан (используемые защиты: хараи-укэ, сукуи-укэ, коса-укэ,

рётэ-укэ, хасами-укэ); 4) 10 приемов против двойных атак (нидан хэнка; этот

раздел называется также оё-ката – «ката практического применения»).

4. Броски (нагэ-вадза; 10 приемов): 1) 4 броска с использованием ног

(аси-вадза); 2); 2 броска через бедро (коси-вадза); 3) 2 броска с падением

(сутэми-вадза); 4) 2 броска выкручиванием рук (тэ-гаэси).

5. Ката обезоруживания противника, вооруженного длинным шестом (бо-дори, 5

приемов): 1) моротэ-дори; 2) нэдзи-дори; 3) осикоми-дори; 4) хики-отоси-дори;

5) сабаки-дори.

6. Техника обезоруживания противника, вооруженного ножом (танто-дори; 5

приемов): 1) защита лица (атама-укэ); 2) защита горла (нодо-укэ); 3) защита шеи

(куби-укэ); 4) защита груди (мунэ-укэ); 5) защита живота (хара-укэ).

7. Техника обезоруживания противника, вооруженного мечом (тати-дори; 5

приемов): 1) защита от удара сверху по голове (дзёдан-укэ); 2) защита от укола

(цуки-укэ); 3) защита от диагонального удара (кэса-укэ); 4) защита от

горизонтального рассекающего удара (до-укэ); 5) защита от секущего удара по

ногам (наги-укэ).

8. Искусство боя сай (сай-дзюцу; 10 приемов): 1) защита на уровне дзёдан

(дзёдан); 2) защита на уровне тюдан (тюдан); 3) защита на уровне гэдан (гэдан);

4) защита двумя руками (моротэ); 5) крест (дзюдзи); 6) скрещивание (коса); 7)

защита сопровождением (соэ-укэ); 8) тычок основанием (мото-дзуки); 9) секущий

удар сверху вниз на уровне дзёдан (ути-отоси); 10) горизонтальный удар на

уровне дзёдан (ёко-ути).

9. Техника обезоруживания противника, вооруженного длинным шестом (бо-дори; 5

приемов): 1) защита от удара на уровне дзёдан (дзёдан-дори); 2) защита от

бокового удара (ёко-дори); 3) защита от удара на уровне тюдан (тюдан-дори); 4)

защита от удара на уровне гэдан (гэдан-дори); 5) защита от секущего удара по

ногам (наги-дори).

10.Техника женской самообороны (дзёси госин-дзюцу; 13 приемов): 1) маэ-дори

(защита от захвата спереди; 5 приемов); 2) ёко-дори (защита от захвата сбоку; 2

приема); 3) усиро-дори (защита от захвата сзади; 3 приема); 4) нинин-дори

(защита от захвата двух человек; 3 приема).

После смерти Мабуни школа распалась на независимые группы и ассоциации.

Стиль Сито-Рю входит во Всемирный Союз Организаций Каратэ-до (WUKO). В марте

1993 г. в Токио был проведен 1-й чемпионат мира по каратэ-до Сито-Рю. Как в

ката, так и в кумитэ, первые места во всех категориях были завоеваны

спортсменами Японии.

Виднейшие мастера: Тэруо Хаяси, Нино Сатору, Рюсо Сакагами, Дэмура Фумио,

Ясунари Исими, Тедзиро Тани.

Современные стили

Иссин-рю (Isshin, Исшин) - 1954

«Школа одинокого сердца».

Основатель Тадзуо Симабуку (1905 - 1975) начал изучать каратэ в 1914 году. Свой

стиль создал в 1954 году. Этот стиль создан на базе Серин-рю и Годзю-рю. Сперва

он не нашел поклонников: но со временем американские солдаты и моряки,

служившие на базе в Окинаве, из-за близости школы стали активно посещать

тренировки. Последствием стало широкое распространение этого стиля в США.

Иссин-рю использует типичные окинавские стойки, но в качестве основного удара

кулаком использует «уракен», блокирует мускульной стороной предплечья.

Поклонники этой школы утверждают, что это более эффективный способ атаки и

защиты. Удары вообще-то наносятся ниже пояса, но тe школы в США, которые

участвуют в соревнованиях, используют часто и удары ногами в голову.

Стиль окинавского каратэ, созданный Симабуку Тацуо (1906—1975). Этот человек

изучал каратэ у таких прославленных мастеров, как Мотобу Чоки и Мияги Чодзюн, а

также окинавское кобудо у Тайра Синкэн и Ябику Модэн.

Название «иссин-рю» придумал Канэси Эйко, один из учеников Симабуку. Техника

этого стиля представлена в 8-и ката без оружия (Вансу, Ку-санку, Найханчи,

Санчин, Сэйсан, Сэйенчин, Унсу, Чинто) и 7 ката с оружием.

Среди известных учеников Симабуку следует назвать Нагаминэ Сёсина (основателя

Мацубая-си-рю), Дона Нейгла (который активно пропагандирует этот стиль в США с

1957 года), Стива Армстронга (автора нескольких книг об Иссин-рю), Арсенио

Эдвинкула (бравшего уроки с 1958 по 1972 г. и придумавшего всю символику стиля).

Брат основателя, Симабуку Эйдзо, был одним из тренеров легендарного Джо Льюиса,

12-кратного чемпиона мира по каратэ

Кёкусинкай (Kyokushinkai, Киокушинкай) - 1956

Оснoватель М.Ояма, кореец по происхождению, родился в 1923 году. Этот стиль

наиболее известен в мире. Он изучал китайские и корейские стили боевых

единоборств перед тем, как уехал и Японию. Здесь он непродолжительное время

занимался у Гичина Фунакоши [Сётокан] и Годзю-рю у корейского инструктора Пейчи

Со.

Ояма был недоволен эффективностью боевых систем, которыми он занимался. Он

удалился в горы, где сам интенсивно тренировался на протяжении полутора лет.

Позже он совершил турне по США, где он проводил спарринг с боксерами,

профессиональными борцами и просто уличными бойцами, не удовлетворяясь этим, он

выступал в качестве своеобразного тореадора в бое с быками, убив троих и

поломав рога остальным. Начал обучать каратэ в 1946 году, свою собственную

систему создал в 1956 году.

Киокушинкай означает «предельно правдивый стиль». Упор делается больше на

боевую эффективность, чем на оздоровительный аспект или развитие моральных

качеств. Сперва Ойама включал ката из сетокана и годзю-рю. Но в 60-х - 70-х

годах роль ката упала и техника, а также методы тренировок стали напоминать

тайский бокс. Соревнуются по правилам, которые ввел Ойама: Удары кулаком в лицо

не наносятся, в пах не наносятся, суставы не атакуются.

Не все инструкторы согласились с Ойамой, с их точки зрения, стиль стал

превращаться в тип «кикбоксинга». Сам же Ойама говорил о вырождении японских и

окинавских стилей каратэ, называя их «каратэ-дансинг». В 50-х годах М.Ояма не

раз бросал вызов на поединок ведущим инструкторам каратэ, правда, на вызов

никто не осмеливался ответить.

Тренировка по Кёкусинкаю суровая и требует высокого уровня физической

подготовки. Развитие боевого духа поощряется и часто экзаменуется. Один из

наиболее суровых экзаменов называется «100 кумитэ», это означает, что надо

провести 100 боев против большого круга соперников.

Для Кёкусинкая характерно структурное единство, редко когда группы инструкторов

выходят из Федерации, образуя независимые клубы или ассоциации.

Значение названий ката Кекусинкай

* Тайкеку - "пеpвопpичина", "Великий Пpедел" (аналогично китайскому Тайцзи).

Ката созданы Гитином Фунакоси. Изучение ката Мас. Ояма сpавнивает с овладением

ползанием, пpежде чем pебенок научиться ходьбе по Пути каpатэ. Hазвание Тайкеку

связывается также с умением видеть целое, не сосpедоточиваясь на деталях.

* Пинан - "миpное сознание", "миp и гаpмония". Эти ката были созданы Анко Итосу

(инстpуктоpом Фунакоси) в 1905 году, как упpощенная веpсия более сложных

китайских фоpм - Тао, для обучения детей. Помимо освоения боевой техники, целью

ката является обpетение миpного настpоения, гаpмонии тела и духа.

* Сантин - "тpи точки", "тpи фазы". Является дpевнейшей ката каpатэ, завезенной

из Китая на Окинаву Канpе Хигаонной и ставшей в последствии основой обучения в

стиле Hаха-тэ. Пpедположительно, Сантин восходит к Бодхидхаpме и монастыpю

Шаолинь. Во множестве истолкований названия этой ката подчеpкивается единство

тpиады pазличных свойств, pазвиваемых благодаpя Сантин. Это могут быть сознание,

дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скоpость, сила

и дыхание; внутpенние оpганы, циpкуляция кpови и неpвная система; и наконец,

тpи вида энеpгии - ки, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафpагме

(хаpа) и в нижней части живота (тандэн). Сантин - это изометpическая ката, в

котоpой каждое движение выполняется с полной концентpацией и с мощным дыханием

(ибуки). Целью ката является укpепление мышц тела, pазвитию сильной стойки и

пpавильного дыхания. Одновpеменно pазвивается внутpенняя энеpгия (ки) и

пpоисходит единение духа и тела.

* Тэнсе - "вpащающаяся pука", "текучая pука". Ката создана Тедзюном Мияги в

дополнение к Сантин, после углубленного изучения им китайской фоpмы Роккиою.

Тэнсе можно соотнести со всеми тpиадами Сантин. Мас. Ояма считает ее ценнейшей

из высших ката.

* Сайха (Сайфа) - "пpедельное pазpушение", "большая волна". Эта ката также