Смекни!
smekni.com

Требований 19 6 соответствий 19 Три звена 20 Метафизичность Ушу 20 (стр. 7 из 20)

В 50-х годах нашего столетия в Китае была введена единая терминология и базовая

техника. Так появилось спортивное направление Ушу «Длинный кулак» (Чань цюань).

Это же название часто можно встретить в древнем китайском Ушу, однако не

следует его путать с современным спортивным стилем.

Созданный в XX в. «Длинный кулак» составлен из движений родственных стилей по

принципу зрелищности и пользы для основных групп мышц и связок. Он включает в

себя элементы 12 стилей: Чжа цюань, Хуа цюань, Шаолинь цюань, Хао цюань, Хуа

цюань (существует несколько стилей Хуа), Тантуй, Дитан, Фанцзи, Чоцзя, Ми-цзун,

Бацзи, Пигуа.

Таким же путем шло создание современного направления «Южный кулак» (Нан цюань),

куда вошли стили южного направления Ушу.

Третью группу Тайцзи составили стили этого направления.

Общая терминология и методика преподавания позволили занимающимся одновременно

изучать несколько стилей за сравнительно сжатые сроки. Однако если в

традиционном искусстве Ушу ставка делалась на индивидуальные особенности

занимающегося, то в спортивном требуется точное выполнение нормативов, что

приводит к росту физического совершенства в ущерб комплексной системе. В

настоящее время все движения сгруппированы по степени сложности. Поэтому

занимающийся, не способный по какой-либо причине выполнить один трудный элемент,

не может двигаться дальше в спортивном Ушу.

Спортивные направления Ушу предусматривают выполнение индивидуальных комплексов,

групповых упражнений (в парах, втроем), многоборье и вольный стиль Саньда или

Сань-шоу.

В свою очередь, индивидуальные комплексы подразделяются на упражнения без

предметов (в стиле различных «кулаков»), с короткими предметами (меч, сабля) и

с длинными предметами (палка, копье). Трехзвенная и многозвенная палки, цепь,

парная сабля, алебарда и другие виды китайского оружия (всего их 18) также

используются при выполнении упражнений. К индивидуальным комплексам относится

также один вид упражнений в парах: сталкивание с места, требующее умения свести

на нет усилия партнера, и своими действиями столкнуть его с места.

Комплексы (тао) упражнений без предметов содержат ряд трудных элементов:

например, различные виды прыжков с ударом рукой по стопе без поворота и с

поворотом на 180° и на 360°; приземление после прыжков в шпагат или падение на

бок; прыжок с махом ноги и с поворотом плеча назад на 360°; «бедуинское»

колесо; маховое сальто вперед; подъем разгибом и чисто акробатические движения

(рондат, фляк, сальто). Чтобы получить младший спортивный разряд, надо

выполнить тао за 1 минуту 20 секунд, а для высшего - за 1 минуту.

Комплексы упражнений с предметом выполняются за 40 секунд. Помимо перечисленных

выше элементов, в тао с предметами включаются уколы, вращения, крутки,

обмахивания, обводки, рубки, переброски, подкидывания, выпады, удары о землю,

то есть упражнения, характерные для действий с оружием.

В групповых упражнениях, которые называются «обусловленный спарринг»,

применяются как атакующие, так и защитные приемы.

В многоборье входят шесть видов упражнений: два в стиле одной из популярных

школ, три с разными предметами (с короткими, длинными) и упражнения с

соперником (вдвоем, втроем, при разном сочетании видов предметов).

Участвующие в соревнованиях в вольном силе Саньда (Сань-шоу) распределяются по

девяти весовым категориям (от 48 кг до 80 кг и свыше) [48, 56, 64, 72, 80, 88,

96, 104, 112, 120]. Против соперника разрешается применять удары руками и

ногами, захваты, броски, подсечки, удары по туловищу, голове. Запрещается бить

соперника коленом, локтем, применять болевые приемы на суставах, ударять в

опасные для жизни места и наносить удары при наклоне партнера. Поединок в

вольном стиле ведется без обуви. В экипировку спортсменов входят шлемы,

боксерские перчатки, твердые жилеты, раковина, щитки на голень.

На соревнованиях во всех видах комплексов ценятся точность движений, их

выразительность, чистота следования стилю, характерному для данного тао. Серия

быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы

или стойки. В соревнованиях участвуют и мужчины, и женщины, но смешанные

поединки запрещены.

Наиболее известные стили Ушу

* Багуа цюань - гимнастика «восемь триграмм». Одна из наиболее распространенных

гимнастик внутреннего направления (нэйцзя). Обычно сначала изучают гимнастику

архата Шиба лохань шоу («18 рук архата»), созданную Бодхидхармой для укрепления

организма, и пушечные удары Паочуй, идущие от монаха Пу Чжао из Шаолиня. Потом

осваивают работу открытыми ладонями (Чжанфа). При хождении по кругу используют

два вида шагов: разворачивающийся шаг Байбу и сворачивающийся Коубу.

* Байхэ цюань - гимнастика «белый журавль». Распространена в провинции Гуандун,

в Гонконге, Сингапуре, среди этнических китайцев в Юго-Восточной Азии, на

Тайване. Движения простые, но быстрые. По одной версии, ее создал Ся Кэли в

горах Эмэйшань и оттуда принес в Гуандун. По другой - источник там же, но

принес Ли Чжуцзы.

* Бацзи цюань - гимнастика «восемь сторон света». Содержит 8 способов атак на

обороняющегося – «вскрытие ворот с восьми сторон» - Каймэнь. Поэтому ее

называют также Каймэнь Бацзи цюань. По одной версии, эту гимнастику создал Чжу

Юаньчжан. По другой версии - она разработана в Юэшаньском монастыре, поэтому

есть и такое название: Юэшаньские 8 пределов - Юэшань Ба-цзи.

* Баймэй цюань - гимнастика «белые брови». Относится к южному кулаку Нань-цюань.

Создателем считается даос Белые Брови (Бай Мэй) с горы Эмэйшань. Жесткая,

резкая, интенсивная. Распространена в Гуанчжоу.

* Бай-Юань Тунбэй цюань - гимнастика «прохождение спины Белой Обезьяны» (Бай

Юаня). Включает 24 позиции. Распространена в Пекине. Уделяют внимание

«забиванию свай» (дучжуан).

* Вайцзя цюань – «гимнастика внешнего направления». Все те стили Ушу, где

главное - движение и мышечные усилия. «Внешняя техника» означает: наступать и

отступать, изгибать и выпрямлять, поднимать и опускать, наклонять и отклонять.

* Дитан цюань - гимнастика «лежа на земле». Специально тренируют падения,

перекаты, чтобы, притворившись побежденным, из поражения извлекать победу.

[Джиу-джитсу в партере]

* Дуаньда цюань - гимнастика короткого удара (кулака). Распространена в

провинции Хэбэй. Включает комплексы с оружием. Древний вид, один из немногих,

до сих пор сохранивший выраженную прикладную направленность.

* Думэнь цюань - гимнастика «школы заваливания». Слово «ду» означает «завалить,

пресечь, убить». Много захватов и падений. В XVIII веке пришла из Цзянси в

Сычуань.

* Жоу цюань - гимнастика «мягкий кулак». Известна также под названием «кулак

великой скорби» (Дабэй цюань) и «кулак совершенного в великой скорби» (Дабэй

Толони цюань). Это способ динамической медитации тайной буддийской секты Мицзун

(другое название – «секта истинного слова» - Чжэньяньцзун).

* И цюань - гимнастика «мысли» (другое название – «Руководство сердцем и мыслью

в гимнастике больших свершений»). Не имеет установленных комплексов: сознание

должно произвольно управлять движениями, откуда название. Создал Ван Сяньчжай

на рубеже XIX- XX веков. Большое значение придают «стоянию столбом»

(чжаньчжуан).

* Инмэнь Нан цюань – «южный кулак жесткие ворота» (ворота - в смысле учение,

школа). Жесткая силовая система, имеет несколько вариантов: семьи Ма (Мацзя),

семьи Хоу (Хоуцзя) и др. Распространена в провинции Цзянси.

* Кунмэнь цюань - гимнастика «школы Куна» (другое название «Хубэй

Кунмэнь-цюань»), т.е. из провинции Хубэй, где она распространена. Основана на

подражании животным и птицам, содержит много падений и перекатов.

* Куньлунь цюань - гимнастика из Куяьдуна (горного района на юге Китая).

Быстрый и энергичный стиль, сочетающий атаки и защиты. Ему более 200 лет.

Распространен в провинциях Гуан-дун и Хэнань. Создателем считается Дадао Ван-у.

* Кэцзя цюань - гимнастика семьи Кэ. Это общее название для стилей кланов Дяо,

Лю, Ню, Чжу, Юэ. Относится к Нань цюань, распространена в Гуандуне. Движения

изменчивые, много переворотов и поворотов, главный принцип - оборона.

* Лицзя цюань - гимнастика семьи Ли. Основателем считается Ли Шикай из Шаолиня,

распространена в Гуандуне. Часто использует ладони, считая, что «одна ладонь

победит три кулака».

* Лунчжуан цюань - гимнастика «драконов столб». Создатель Фэй Бачань из Шаолиня,

XVII век. Изобилует поворотами, наклонами, изгибаньями. Другие названия:

«истинный метод гимнастики дракона» (дун-цюань-чжэнфа) и «наследник престола

гуляет в воротах дворца» (тайцзы ю гунмэнь).

* Люхэ цюань - гимнастика «шесть единений». Создана мастером работы с пикой Цзи

Лунфэном в XVII веке. Имеет внутреннюю и внешнюю школы, южное и северное

направление. Сочетает жесткое и мягкое, координацию рук и ног.

* Мицзун цюань - гимнастика «тайное следование». Особое внимание уделяют работе

с энергиями Ци, Цзин, Шэнь.

* Мэйхуа цюань - гимнастика «слива». Полное название: «пять форм стволов и

ветвей, сливовые столбы» (ган чжи у ши мэйхуа-чжуан). Распространена в

провинции Хэбэй с времен династии Мин. Тренируются стоя на столбах.

* Мэнху цюань - гимнастика «свирепый тигр». Кисти принимают форму тигровой лапы,

в движениях и звуках подражают тигру. Из семьи сян-син-цюань.

* Мянь цюань - гимнастика «ватный кулак». На движение противника рукой отвечают

протягиванием кисти, отсюда название «продленная кисть» - «яныпоу». Еще

называют «непрерывный ватный кулак» (ляньхуань мянь-цюань). Мягкий стиль,

основная работа «13 великих сохранений» разделяется на позы стоя, в приседе,

лежа.

* Нань цюань – «южный кулак», или нань-пай – «южная школа». Обычно так называют