Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 12 из 24)

Ученые-иудологи все же допускают, что некоторые выдержки трудно понять, не соотнеся их с учением о ре­инкарнации. Например, Соломон в «Екклезиасте» (41:9), по-видимому, подразумевает закон кармы и реинкарна­цию, говоря: «О горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона высшего Господа! Ибо когда вы родитесь, вы ро­дитесь, чтобы быть проклятыми». Соломон говорит так­же о своих прошлых заслугах, которые привели к тому, что он родился царским сыном: «Оттого, что я был муд­рым ребенком и обладал добрым разумом... Да, скорее бу­дучи хорошим, я вошел в неоскверненное тело» («Муд­рость» 8:19—20). Но эти стихи также можно толковать по-разному.

Те, кто постигает мистическую традицию иудаизма, или Каббалу, могут найти указания на реинкарнацию даже в самых неожиданных священных книгах. Говорится, что только хорошо подготовленные люди, наделенные интуи­тивной мудростью, которая накапливалась десятилетия­ми (если не целыми жизнями) серьезной практики, могут постичь суть иносказаний и мистических аналогий в биб­лейской литературе. Раввин Гершом Уинклер пишет, что «мистик II века раввин Шимеон бар Йокхай, как пред­полагают, обнаружил ее (реинкарнацию), скрытой в сле­дующих выдержках из начала 21 главы «Исхода» 3. Вот один из примеров: «Если купишь раба еврея, пусть он ра­ботает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю да­ром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его». Раввин Уин­клер комментирует:

Приведенной цитатой раввин Шимеон поясняет, как в этих отрывках «раскрываются тайны реинкарнации». Раб олице­творяет заново родившуюся душу, приго­воренную вернуться сюда и отработать какие-то кармические долги. Обычно вос­становление, тиккун, относится ко всем сразу и к каждому в отдельности на шести уровнях духовной градации (шесть лет), если только душа не находится уже на опти­мальном седьмом уровне (седьмой год), когда она освобождается от всех кармичес­ких долгов. И если вы жили, не зависев от положительного и отрицательного, то как вы пришли в одиночестве, так в одино­честве и уйдете. Если в ваших отношениях с партнером он или она вдохновляли, благословляли — на благо или на зло — ваш личный выбор и ваши поступки, тогда вашему партнеру будет позволено сопро­вождать вас безо всяких дополнительных условий 4.

Такой анализ не является чем-то необычным в исто­рии иудаизма, и в том случае, когда текст и традиция раз­нятся по смыслу затронутого вопроса, обращаются к ува­жаемым раввинам, чтобы воспользоваться их помощью для более глубокого понимания.

Иосиф Флавий

Несмотря на то, что иудейские историки и филосо­фы традиционно принижали роль бессмертия и реинкар­нации, упоминания об этих феноменах можно найти в иу­дейской литературе повсюду. Например, иудейский историк Иосиф Флавий писал в I веке н. э. об учении пе­ревоплощения как о широко известном факте:

Созданные из непрочного материала, тела людей действительно смертны, в то время как душа всегда бессмертна и является части­цей Божественного, которое населяет наши тела... Разве вы не знаете, что те, кто уходит из жизни в соответствии с законами приро­ды... наслаждаются вечной славой; что их до­ма и потомки в безопасности; что их души чисты и покорны и получают самое священ­ное место на небесах, откуда на переломе эпох их снова посылают... в тела; в то время как душами тех, чьи руки в безумии действо­вали против них же самих, завладевает са­мое темное место Гадеса?5

Иосиф описывает различные современные ему шко­лы иудейской мысли и их взгляд на природу души. По-ви­димому, тогда имел место такой же разброд мнений, как и сегодня, и, возможно, именно этим и объясняются заву­алированные упоминания, которые встречаются в биб­лейской литературе. Саддукеи, по его рассказам, доказывали, что душа все же существует, но умирает вместе с те­лом, в то время как фарисеи верили в вечность души, но, по их мнению, только благонравные мужчины и женщи­ны рождались в новых телах: недостойные же осуждались на вечное наказание. (Для иудеев того времени слово «вечный» обычно употреблялось не в буквальном смысле; оно употреблялось фигурально и подразумевало «в тече­ние очень долгого времени»). Ессеи, по утверждению Иосифа, признавали истинность учения предсуществова-ния и, в некотором смысле, реинкарнацию. Дж. В. Горрес сообщает в «Die Christliche Mystik» («Христианская Мис­тика»), что ессеям особенно была близка ранняя Каббала, которая совершенно ясно выражала свою привержен­ность реинкарнации 6.

Каббала

Говорится, что Каббала — это тайная, мистическая мудрость Торы и предназначена она для тех иудеев, ко­торые в совершенстве уже овладели духовными практи­ками. Самые ранние из известных каббалистов процве­тали в Иерусалиме III века до н. э. Они принадлежали к иудейской секте, известной под названием Танаиим. Подобные секты взрастили нескольких величайших иу­дейских философов. Незадолго до начала нашей эры на сцене появились три выдающихся каббалиста: Иехошуах бен Пандира, Хиллел — великий халдейский учитель и Фило Иудей — александрийский платонист. Все трое открыто проповедовали реинкарнационистские взгля­ды и по сей день почитаются сторонниками всех форм иудаизма.

Те приверженцы иудейской традиции, которые отри­цают учение реинкарнации, обычно заявляют, что, хотя некоторые иудейские мистики явно поддерживают его, сама идея была заимствована у неиудейских философов и получила признание только в поздней форме иудаизма.

Другие приписывают ей частичное заимствование: рав­вин Мозес Гастер, например, занимает ортодоксальную позицию, согласно которой учение реинкарнации дейст­вительно восходит к представителям раннегреческой или другой классической философии, но при этом он до­бавляет, что подобное учение является неотъемлемой ча­стью и иудейского мышления, возможно, берущего свое начало от самого Адама:

Не может быть никаких сомнений в том, что это чрезвычайно древние взгляды [в иу­даизме]. Симон Магде притязает на пред­шествующие существования. Его душа про­шла через множество тел, прежде чем достигла тела, известного как Симон. Уче­ние самаритян о тахебе содержит то же са­мое учение о предсуществовании души, дан­ной Адаму, которая благодаря успешным воплощениям в Сете, Ное и Аврааме до­стигла Модеса, для которого она и была из­начально создана и ради которого был со­творен мир... Это учение о переселении нигде [в иудейских священных писаниях] не развивалось систематически. Где бы оно ни встречалось, его молчаливо признавали широко известным, не требующим подроб­ного объяснения. Поэтому оно было собра­но воедино по отдельным частям и вос­становлено авторами нашего времени, основывавшимися в основном на базе зогарийской литературы. Хотя их труды и явля­ются более чем полными, их никак нельзя считать древнейшими... Это подводит нас к вопросу о времени возникновения и воз­можном источнике этого учения у иудеев. Истоки всех эзотерических учений затеря­ны где-то в глубокой древности, и к тому времени, когда они в конце концов появля­ются на свет, они, как правило, имеют поза­ди долгую историю. Поэтому ошибочно да­тировать появление метемпсихоза среди иудеев IX или X веком, когда он стал уже до­стоянием общественности. [Еврейские] учителя оккультных наук никогда не сомне­вались в иудейском и древнем характере его происхождения. [Спрашивается:] не яв­лялось ли оно частью небесного таинства, ниспосланного Адаму и передававшегося от него из поколения в поколение через всех великих мужей прошлого?7

Нет, однако, никаких сомнений в том, что Каббала и ее учение о реинкарнации получили широкое распрост­ранение в XII — XIII веках, когда во многих уголках мира возрождался иудейский мистицизм (и когда, по мнению консервативных ученых, каббалистическая литература только зарождалась). Среди множества уважаемых каббалистов, полностью поддерживавших учение реинкарна­ции и занимавших видное место в главном направлении иудаизма, были Абрахам Абулафия (1240-1290); Джозеф Каро (1488-1575); Мозес Кордоверо (1522-1570); Йитзак Лурия (1534-1572); Хайим Витал (1543-1620); Израель Баал-Шем Тов (1700-1760, основатель хасидийского дви­жения); Моше Хайим Луззатто (1707-1746) и Яхуда Аш-лаг (1886-1955).

Из всех названных выше именно Хайим Витал, офи­циально известный как раввин Хайим Виттал Калибрес, итальянский каббалист XVI века, подарил миру самые по­дробные письменные документы по реинкарнации в иу­дейской мистической традиции. В частности, его труд «Сефер (или Ша'ар) ХаГилгулим», что означает «Врата реинкарнации», несомненно, является одним из величай­ших иудейских литературных памятников, когда-либо на­писанных на эту тему. Резюмируя, Калибрес пишет, что только те души, которым требуется усвоить очень важные уроки, возвращаются вновь и вновь в разнообразные тела. Все души, по Калибресу, содержат шесть частей, или аспектов, которые он довольно подробно описывает. В воплощенный мир возвращаются только те части, кото­рым требуются наставления — так поддерживается баланс частей индивидуальной души с Создателем. Когда все час­ти души будут соответствовать возможностям, заложен­ным в них Богом, они получают освобождение, соединя­ясь в небесном царстве. Хотя это и упрощенное описание теологического взгляда Калибреса, касающегося души, следует заметить, что он приукрасил его невероятной пу­таницей, и в такой значительной степени, что еврейские ученые, даже те, кто не разделяет учения реинкарнации, до сего времени пытаются найти в иудейской традиции более подходящее объяснение для природы души и ее предназначения.

Натан Катц, знаменитый иудейский теолог, сформу­лировал концепцию Калибреса так: «Рождение возмож­но не только в человеческом теле, но и в теле камня, папайи или коровы — воплощениях, по-видимому, из­любленных у иудеев. Все гилгулимы носят образовательный, а не карательный характер, и от таких рождений может освободиться посредством праведных поступков благочестивая личность» 8. Катц относится несколько скептически к точке зрения Калибреса, иногда даже критикует его, но признает глубину и основательность его позиции в мистическом иудаизме. Гершом Уинклер, которого мы уже цитировали в этой главе, более лестно отзывается о труде Калибреса, замечая, что трактат по­следнего является настоящим справочником «Кто есть кто среди персонажей Библии». Калибрес поясняет, кем был каждый из библейских персонажей в прежних жиз­нях и, часто, кем он будет в своих последующих жизнях, а также дает блестящее объяснение своего рода феми­низму, присущему его времени. Калибрес пишет (цити­руется по Уинклеру):