Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 14 из 24)

Согласно господствующему среди раввинов мнению, физическое воскресение мертвых случится «в конце вре­мен», или «когда придет Мессия». Раввины полагают, что как душа, так и тело будут возвращены к жизни и сообща предстанут на окончательный суд Бога. Вот как пишет раввин Р. Ишмаэль:

Это можно сравнить с историей одного ца­ря, у которого был фруктовый сад с восхити­тельными ранними плодами инжира. Он по­ставил двух сторожей — калеку и слепого — и сказал им: «Берегите эти прекрасные ран­ние плоды». Через несколько дней калека го­ворит слепому: «Я вижу в саду чудесные пло­ды раннего инжира». Слепой отвечает: «Давай пойдем и съедим их». — «А разве я мо­гу ходить?» — спрашивает калека. «А разве я могу видеть?» — парирует слепой. Тогда ка­лека сел верхом на слепого, так они смогли наесться инжира и затем вернуться каждый на свое место. Через несколько дней царь приходит в сад и спрашивает: «А где же мои прекрасные плоды?» Слепой отвечает: «Мой дорогой царь, разве я могу их видеть?» Кале­ка отвечает: «Мой дорогой царь, разве я мо­гу подойти к ним?» Что заставил их сделать мудрый и проницательный царь? Он поса­дил калеку верхом на слепого, они пошли. Убедившись, царь сказал: «Вот как вы пошли и съели мой инжир». Точно так же, когда придет время и Священный, да будет Он бла­гословен, скажет вам: «Почему ты грешил передо Мной?», душа ответит: «О Владыка вселенной, это грешила не я, это грешило мое тело. С тех пор, как я покинула его, я уподобилась чистой птице, летящей по не­бу. Что же до меня, то как могла я нагре­шить?» А тело ответит: «О Владыка вселен­ной, это не я нагрешило, а душа. Когда она покидает меня, я падаю на землю, как бро­шенный камень. Как же я могло нагрешить перед Тобой?» Что же сделает с ними Свя­щенный, да будет Он благословен? Он возь­мет душу, засунет ее в тело и будет судить их вместе как одно целое 18.

Подобные истории способствовали тому, чтобы сре­ди многих современных иудейских мыслителей воскресе­ние воспринималось как неизбежная судьба души. Чем причудливее рассказ, тем искаженнее передает он про­стой смысл взаимоотношений души с телесным сосудом, в который она помещена. На протяжении веков каббалисты неизменно указывали, что тело само по себе бессозна­тельно и душа использует его так же, как тело использует одежду. Следовательно, если душа — истинное живое существо — предстанет перед Богом, ей не придется всту­пать в соперничество с каким-либо другим созданным из материи существом, чтобы завоевать расположение Господа. Ранний иудейский философ Фило Александрий­ский, упоминавшийся ранее, особенно откровенно высказался о бессмертии души и недолговечности тела. Если следовать Фило, большинство душ вообще никогда не попадают в материальный мир, для тех же, кто прихо­дит сюда, связь с телом является временной, душа и тело в материальном мире подобны двум прохожим, справля­ющим вместе одну нужду 19. Для каббалистов и иудейских мистиков различных направлений это очевидно. Хасидим (или Чассидим), например, искренне верит в реин­карнацию и основывает свою веру на таких трудах, как «Сефер Ха-Гилгулим», упомянутый ранее, и «Сефер Ха-Бахир», — каббалистических манускриптах, посвященных в основном реинкарнации и ее связи с иудейским мышле­нием. В свое время провозглашенные эзотерическими, эти труды вошли в общую библиотеку иудейских учений, принеся с собой ответы на вековые библейские загадки о природе жизни и смерти. Тем не менее, широко распро­странилось негласное мнение, будто более консерватив­ные мыслители пытались сохранить учение о трансмиг­рации подальше от простых людей как некую оккультную причуду. Как пишет Гершом Шолем:

Загадка становится вдвое сложнее, когда мы вспоминаем, что ранние каббалисты нашли в учении о трансмиграции разреше­ние вопроса о страдании праведников, ко­торый затронут в Книге Иова. Нахманид [видный раввин и ученый XIII века] напи­сал полный комментарий к Книге Иова, найдя ключ к пониманию в самом этом уче­нии, о котором, согласно Нахманиду, упо­минается в речах Илии к Иову. Однако в его комментариях ни разу не приводятся ни представления самого учения, ни даже его название! Не употребляется даже тер­мин сад хаиббур («тайна перехода»), кото­рый обычно применялся в его окружении при рассмотрении теории трансмиграции (по крайней мере в связи с другими сокро­венными учениями). Он говорит лишь о «великой тайне», или заключенном в ней «уровне» (миддах) — довольно туманное за­явление, которым он лишь слегка намекает на тему дискуссии. На все вопросы Божест­венного толкования, и особенно на вопросы относительно страданий праведников и счастливой судьбы нечестивцев, дает от­веты учение о трансмиграции 20.

Иудейская традиция рассматривает реинкарнацию и абсолютно все темы, имеющие отношение к «следующе­му миру», как тайну, даже как абстракцию, к которой че­ловек в этой жизни не допускается. Однако существует мистическая сторона традиции, известная как Каббала, которая позволяет своим приверженцам осторожно про­никнуть в эти тайны и которая может многое рассказать о реалиях перевоплощения. Читателям-иудеям полезно будет прочитать каббалистическую литературу и, если по­требуется, изучить иврит, если они желают узнать, прини­мает или нет иудейская традиция реинкарнацию как не­отъемлемую часть жизни.

Глава 4

ХРИСТИАНСТВО

Если можно доказать, что бесплотное мыс­лящее существо обладает собственной жиз­нью, не зависящей от тела, и что внутри тела оно чувствует себя намного хуже, неже­ли вне его, тогда, несомненно, физические те­ла имеют второстепенное значение;

они со­вершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслящие существа.

Существа, нуждающиеся в телесной оболочке, облека­ются в нее,

а тела воспаривших к высшим материям распадаются.

Так, тела беспрес­танно гибнут и беспрестанно рождают­ся вновь1.

Ориген, один из

отцов христианской

церкви (185-254 гг. до н. э.)

Современные христиане отвергают доктрину реин­карнации потому, что не находят в Библии ее под­тверждения. Они утверждают, что учение о переселении душ является поздним дополнением к библейской тради­ции, а откровение Иоанна запрещает добавлять что-либо к священным текстам или удалять что-либо из них. Одна­ко следует заметить, что именно этот запрет на вольное обращение со священными писаниями породил множест­во критических замечаний, поскольку современные ис­следователи установили, что некоторые библейские кни­ги были составлены после «Апокалипсиса»2.

Откровение Иоанна не всегда считалось последним текстом канонических христианских писаний. И если это действительно так, верующие христиане должны смириться с существованием реинкарнации, несмотря на то, что учение о ней пришло в христианскую традицию до­статочно поздно.

Начиная исследовать роль реинкарнации в христи­анстве, я исхожу из другой предпосылки. Предположим, идея реинкарнации появилась раньше, чем Книга откро­вения. Многие исследователи Библии настаивают на этом — они утверждают, что учение о переселении душ древнее, чем «Апокалипсис», и что оно входило в так называемую «доцензурную» Библию. Выдающиеся цер­ковники и ученые, принадлежащие к различным направ­лениям христианства, признают возможность того, что ранние христиане склонялись скорее к теории перерож­дения, нежели к идее воскрешения и водворения в рай или ад. Лесли Уайтхед, священник методистской церкви и писатель, считает, что в христианских писаниях трудно найти прямые доказательства учения о переселении душ, но, несмотря на это, идея о перевоплощении души впол­не совместима с учением Христа 3.

Упоминая о современных авторах, признающих ре­инкарнацию в христианской традиции, можно назвать имена таких деятелей, как Джон Дж. Хирни, профессор теологии Фордхемского университета, Уильям Л. Де Артега, христианский священник, Джон X. Хик, профессор философии и истории религии в Данфорте; Геддес Мак-Грегор, англиканский священник и почетный профес­сор философии в Университете Южной Каролины, а так­же Квинси Хоу-младший, доцент античной филологии в Скриппс-колледже и выпускник Гарвардского, Колум­бийского и Принстонского университетов 4.

Следует отдельно упомянуть Эдгара Кейса, известно­го христианского писателя, бывшего учителя воскресной школы, подверженного мистическим трансам. Об особых психических способностях Кейса было написано множе­ство книг, и большинство исследователей считает, что его рассказы о пережитом весьма правдоподобны. Согласно Кейсу, Христос не только верил в реинкарнацию, но и перевоплощался около тридцати раз, прежде чем явить­ся в мир в облике Иисуса из Назарета5.

Общество Исследования и Просвещения, созданное Кейсом в 1931 году, опубликовало несколько успешных отчетов и толкований мистических видений Кейса.

Кейс изложил свое понимание реинкарнации в кни­гах. Следует отметить, что и другие авторы, строго при­держивающиеся традиционных религиозных воззрений, неоднократно излагали свои сокровенные прозрения и открытия. Ганс Кунг, выдающийся современный като­лический ученый, утверждает, что «христианские тео­логи редко воспринимают вопрос о реинкарнации все­рьез»6, но при этом заверяет, что' переселение душ следует рассматривать как центральную проблему хрис­тианской теологии7.

В то время как современная христианская церковь никак не может составить единое мнение по поводу этой проблемы, мы постараемся ответить на другой вопрос — существуют ли в раннехристианских текстах прямые или косвенные ссылки на доктрину перевоплощения души.