Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 6 из 24)

О ученая и терпимая душа, после странст­вий в водах и растениях личность попада­ет в утробу матери и рождается вновь и вновь. О душа, ты рождаешься в теле рас­тений, деревьев, во всем, что сотворено и одушевлено, и в воде. О душа, сверкаю­щая подобно солнцу, после кремации, сме­шавшись с огнем и землей для нового рож­дения и найдя прибежище в материнском чреве, ты рождаешься вновь. О душа, дости­гая чрева вновь и вновь, ты безмятежно покоишься в материнском теле как ребе­нок, спящий на руках у матери («Яджур Веда», 12.36-37).

«Шветашватара Упанишада» (5.11) предоставляет возможность заглянуть в глубь природы перевоплощении:

Как тело растет за счет пищи и воды, так индивидуальное «я», питаясь своими стрем­лениями и желаниями, чувственными связя­ми, зрительными впечатлениями и заблуждениями, обретает в соответствии со свои­ми действиями желаемые формы.

«Брихадараньяка Упанишада» (4.4.1—4) дает дальней­шие объяснения того, как совершается реинкарнация:

[В момент смерти] область ее [души] сердца начинает светиться, и этот свет помогает ду­ше выйти наружу через глаз, через голову или через другие отверстия в теле. И пока она отходит, праны [различные потоки жиз­ненного воздуха] сопровождают ее до следу­ющего места пребывания... Ее знания и дея­ния следуют за ней, так же как и мудрость, хотя отдельные подробности ее прошедшей жизни и не сохраняются.

Точно так же, как гусеница, доползая до кон­чика одной травинки, собравшись, перетас­кивает себя на другую, так и душа, сбросив с себя, вместе с его невежеством, одно тело, переносится в другое, новое тело. Как юве­лир придает слитку золота новую, более при­влекательную форму, так и душа, сбросив старое и бесполезное тело, облачается в но­вые и, возможно, лучшие, чем прежде, тела, которые получает в соответствии со своими прошлыми поступками, возможностями и желаниями.

В приведенных выше выдержках затрагивается дейст­вие закона кармы, который в данном контексте указывает на то, что особенности следующей жизни находятся в со­ответствии с качеством прожитой. Слово карма происхо­дит от глагольного корня кри — «делать» или «действо­вать» — слова, выражающего причинную связь. Другими словами, оно указывает не только на действие, но и на неизбежную ответную реакцию на него. Карма имеет не­гативный аспект, известный как викарма, что примерно переводится как «плохая карма». «Плохая» в том смысле, что она связана с порочной или низменной деятельнос­тью, которая приводит к последующему рождению в более низких видах жизни и, как отрицательный результат, при­вязывает душу к миру рождения и смерти. Положитель­ная же карма подразумевает благотворительную, мило­сердную деятельность, результатом которой является желаемая реакция — награда в виде материального благо­получия, что также привязывает душу к материальному миру. Наконец, существует категория действий, получив­шая название акарма; она подразумевает духовную дея­тельность, не вызывающую материальных реакций. Толь­ко акарма высвобождает нас из круговорота рождений и смертей, избавляет от любых реакций — положитель­ных и отрицательных, привязывающих нас к этому миру двойственности; она дает душе возможность вернуться к ее первоначальной природе. Духовная деятельность имеет благочестивое происхождение. Священные писа­ния мировых религий в целом разделяют мнение о духов­ной деятельности, считая, что она возвышает человека как над «хорошей», так и над «плохой» кармой. В ведиче­ских текстах содержатся положения, четко и со всей оп­ределенностью разграничивающие три вида деятельнос­ти: хорошую, плохую и трансцендентную2.

В странах Запада слово карма часто и не совсем пра­вильно используют в значении «судьба», «рок». Эти поня­тия восходят к греческой мойре— философии действия/противодействия, ограничивающей возможности даже богов. По определению греков, не существует ника­кой возможности уйти от власти судьбы. Греческая тра­гедия, одна из ранних и наиболее популярных форм западной литературы, уходит корнями в мойру и характе­ризуется чувствами безнадежности и неизбежности. Од­нако кармы можно избежать. И действительно индий­ской литературе несвойственны трагические сюжеты, поскольку считается, что карму, в отличие от мойры, мож­но нейтрализовать и даже стереть, занимаясь духовной практикой3. Так полагает и Венди Д. О'Флаерти, профес­сор теологии Чикагского университета:

...карма может быть преодолена преданнос­тью Богу. Эта простая вера нашла тщательно продуманное, классическое обоснование в философии Рамануджи [XI век], который утверждал, что Бог, для того чтобы обратить к себе кающихся грешников, может взять верх над силой кармы. Учение кармы детер­минировано и другими ведущими направле­ниями индийской религии, согласно кото­рым для индивидуума не исключается возможность плыть против течения време­ни и судьбы4.

Как учит индуизм, людей побуждает к действию в ос­новном их представление о том, что принесет им наибо­лее скорую выгоду. Отсюда вытекают предпосылки к раз­личному социальному или антисоциальному поведению, которое приводит, с одной стороны, к удовольствию, свя­занному с жизнью «высокоразвитых» человеческих су­ществ, с другой — к страданию от повторных смертей и рождений в разнообразных телах низших видов. Правила, регулирующие высокое или низкое рождение, занима­ют сотни томов ведических и постведических текстов, но ученые усматривают в традициях индуизма три взгляда, определяющих отношение к смерти:

1. Раннее ведическое мировоззрение

Эта традиция утверждает, что глава семьи, занятый материалистической [то есть гре­ховной] деятельностью, сразу после смерти попадает в царство Ямараджи — в низшие (адские) области, откуда спасти его могут только жертвоприношения пищи и воды, которые на протяжении нескольких поколе­ний осуществляются его детьми и внуками5. Проведя в таком состоянии определенное время, он «снова умирает» (возможно, речь идет о непрерывном движении души через промежуточные состояния к следующей инкарнации), проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воз­дух, огонь, эфир и другие, более тонкие эле­менты) и, наконец, «подвергается рецикли-зации» по цепи питания 6, чтобы заново родиться в одном из 8 400 000 типов тел, за­полняющих вселенную.

2. Пураническое мировоззрение

К более раннему мировоззрению «Пураны» («древние истории») добавили представле­ние о бесчисленных райских и адских плане­тах, где умерших вознаграждают или наказы­вают в зависимости от совершенных ими благих или греховных поступков. В «Пуранах» говорится, что душа скитается в этих тонких сферах бытия перед тем, как родить­ся в другом теле, в котором ей будет предоставлена возможность достичь самоосо­знания.

3. Мировоззрение Самсары

Это — наиболее совершенное объяснение смерти в индуизме, являющееся кульмина­ционным пунктом ведической и пуранической концепций. Самсара учит, что душа сра­зу после смерти рождается в материальном мире заново и продолжает вращаться в кру­говороте рождений и смертей до тех пор, пока полностью не очистит свое сознание от материалистических желаний. После этого очистившаяся душа возвращается в духовное царство — туда, откуда вышла и где изначально пребывали все души. Там душа обретает свою естественную, изна­чально присущую ей жизнь рядом с Богом. Современный индуизм, так же, как и вайшнавизм, шиваизм и множество других широ­ко распространенных в Восточной Индии традиций, придерживаются именно этой точки зрения, усматривая в ней истину, составляющую сущность всех предыдущих учений.

Сложность темы и необъятное количество подробно­стей, содержащихся в ведических текстах и комментари­ях к ним, ошеломляет. Сопутствующие представления, та­кие как утробная жизнь, описаны в них настолько исчерпывающе, что, судя по заключенному объему зна­ния, Веды по праву считаются самым авторитетным и полным источником сведений относительно природы реинкарнации. Приведем только один небольшой при­мер: «Бхагавата-пурана»7, считающаяся «сливками» свя­щенной индийской литературы, приводит тщательно проработанное описание того, как развивается сознание живого существа, начиная с момента его нахождения в утробе и вплоть до самой смерти:

После того как живое существо отстрадает в аду и пройдет через все низшие формы жизни, которые предшествуют человечес­кой, оно, искупив таким образом свои грехи, вновь рождается на Земле, получая тело че­ловека (3.30.34).

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: «Под надзором Верховного Господа и в соот­ветствии с результатами своей деятельности живое существо, душа, входит в мужское семя и вместе с ним попадает во чрево женщины, чтобы воплотиться в теле определенного типа (3.31.1).

В первую ночь сперматозоид сливается с яй­цеклеткой, и по прошествии пяти ночей в результате дробления из яйцеклетки фор­мируется пузырек. Через десять дней заро­дыш принимает форму сливы, после чего он постепенно превращается либо в комочек плоти, либо в яйцо (3.31.2).

В течение первого месяца у зародыша фор­мируется голова, а к концу второго месяца — руки, ноги и другие части тела. К концу тре­тьего месяца у него появляются ногти, паль­цы на руках и ногах, волосяной покров, кос­ти и кожа, а также половые органы и другие отверстия в теле: глаза, ноздри, уши, рот и анус (3.31.3).