Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 20 из 24)

Когда ученые обращаются к исследованию цикличес­кой реальности, их выводы часто вторят словам священ­ных текстов Востока и представителей мистических школ, утверждающих, что душа переселяется из одного тела в другое. В книге «Мастера танца By Ли» Гэри Зукав пишет следующее:

Взаимодействие внутриатомных элемен­тов заключается в уничтожении исходных частиц и создании новых. Мир мельчай­ших частиц — это бесконечный танец сози­дания и разрушения, превращения массы в энергию и энергии в массу. Преходящие формы образуются и распадаются, рождая бесконечную, постоянно созидаемую вселенную 2.

Ученый-обозреватель Джо Фишер толкует эти слова следующим образом:

В современной науке на первый план вышла гипотеза о том, что микроскопические фор­мы перерождения лежат в основе всего ма­териального мира. В книге «Дао физики» Фритьоф Капра называет мельчайшие час­тицы «разрушающимися и в то же время неразрушимыми». Именно этот принцип лежит в основе теории реинкарнации: в самый миг смерти мы получаем возможность пере­нести жизнь в другое тело. Мы разрушаемся, но мы неразрушимы. Мы мертвы, но в то же время наша жизнь продолжается3.

Исследования гипнотической памяти и другие рабо­ты в области психологии, проводимые в последние годы, пролили некоторый свет на феномен реинкарнации. Сле­дует упомянуть о том, что имели место случаи явного шар­латанства со стороны исследуемых, но, вместе с тем, были получены убедительные доказательства существова­ния реинкарнации. Невозможно дать иного разумного объяснения отдельным примерам возвращения в про­шлую жизнь. Материал, предоставленный этими исследо­ваниями, огромен. Предметом исследования были ма­ленькие дети, вспоминающие чужие страны и языки, а также людей, которых они не встречали в своей нынеш­ней жизни. Опытные эксперты проверяли их рассказы и, к своему изумлению, не смогли опровергнуть их слова.

Доктор Ян Стивенсон

Многие исследователи, психиатры и специалисты по гипнотерапии в начале подобных опытов относились к теории реинкарнации с нескрываемым скептицизмом, но результаты проделанной работы указывали именно в этом направлении, и потому эти ученые поневоле втяги­вались в дальнейшие поиски. Весьма показателен в этом отношении опыт доктора Яна Стивенсона. Стивенсон был главой отделения неврологии и психиатрии в медицинском колледже Университета Вирджинии, затем стал профессором психиатрии при отделении бихевиораль-ной медицины и психиатрии Карлсоновского универ­ситета. Впоследствии он был переведен на должность директора программы по изучению личности, проводи­мой вышеупомянутым университетом. Стивенсон специ­ализировался на случаях детских воспоминаний о про­шлой жизни, поскольку в сознании детей, как правило, еще нет прочного «психологического барьера», и они лучше, чем взрослые, поддаются приемам, открывающим перед человеком его прошлую жизнь. Проведенное им исследование охватывает случаи, происшедшие в тече­ние тридцати лет на нескольких континентах. Хотя боль­шинство его маленьких пациентов родились в Индии и Шри Ланке, он наблюдал также детей из Средней Азии, Европы, Африки и обеих Америк. К 1987 году в ар­хивах Стивенсона собралось около трех тысяч случаев такого типа, и чуть больше половины этих случаев счита­ются «доказанными» (т. е. воспоминания ребенка о про­шлой жизни получили вполне весомое подтверждение). В шестидесяти четырех случаях, происшедших с детьми из Индии, Шри Ланки, Ливана, Турции, Таиланда и Бир­мы — о чем Стивенсон неоднократно писал, — родители или родственники детей смогли припомнить около шес­тидесяти заявлений ребенка, которые удалось проверить и которые помогли установить, кем он или она был(а) в прошлой жизни.

Несмотря на изначальный скептицизм, Стивенсону пришлось столкнуться с сотнями похожих случаев, объяс­нить которые могла только теория реинкарнации. Поэто­му он, со рвением, достойным религиозного фанатика, продолжает исследования в этой области, рискуя прослыть еретиком и быть изгнанным из сообщества более традиционно мыслящих коллег. Действительно, собра­тья-врачи неоднократно поднимали Стивенсона на смех (заметим: это действительно очень похоже на то с чем сталкивались нетрадиционно мыслящие теологи Запада). Однако Стивенсона никак не назовешь чудаком, религи­озным фанатиком или зеленым юнцом угодившим в сети тоталитарной секты! Он уважаемый ученый, лишенный религиозных предрассудков, и ему уже за семьдесят. Его исследования вполне объективны, и всем кто желает ознакомиться с его мнением относительно реинкарнации, следует прочесть опубликованные им отчеты и кни­ги на эту тему.

Впервые его исследования привлекли внимание широкой публики в 1960 году, когда он выпустил статью под названием «Свидетельства о выживания сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплоще­ниях». Статья получила престижную премию Американ­ского общества поддержки психологических исследова­ний. На протяжении следующих девятилетий Стивенсон продолжал активно работать, и его плодотворная деятельность снискала уважение коллег как скептиков так и более лояльно настроенных ученых. Благодаря исследо­ваниям Стивенсона тысячи случае «предполагающих реинкарнацию», попали на страниц прессы, а его рабо­ты были опубликованы в таких солидных ИЗданиях, как «Журнал нервных и умственных заболеваний», «Журнал Американской ассоциации медиков») а также «Междуна­родный журнал сравнительной социологии»

Сегодня Стивенсон присоединяется к сотням специ­алистов и тысячам любителей, кот0рЫе вполне обосно­ванно считают, что «реинкарнация может объяснить не­которые психологические явления необъяснимые генетическими факторами или ранним влиянием окружа­ющей среды» 4.

Доктор Гарольд Лиф, один из 1Чмлег Стивенсона, от­зывается о нем как о скрупулезном добросовестном и объективном исследователе. Доктор Лиф считает, что если кто-то и способен открыть правду о реинкарнации, избегая какой-либо предвзятости, то это Стивенсон. Не­смотря на попытки некоторых известных ученых — таких, как Джон Хик и Пол Эдварде — поставить под сомнение часть выводов Стивенсона, особенно тех, что касаются работы с детьми, результаты его исследований все же производят огромное впечатление. Дело в том, что часть работы, вызвавшая нарекания критиков, сосредо­точена вокруг совсем юных пациентов, детей в возрасте около шести лет, которые под гипнозом, а иногда и в обычном состоянии, ведут себя так, будто каждый из них — совсем другой человек, умерший несколько лет на­зад. Критики указывали на то, что детское воображение чрезвычайно развито и что дети любят «притворяться» кем-то другим. Противники экспериментов Стивенсона также утверждают, что они могут быть вредны для паци­ентов столь нежного возраста. К тому же, замечают они, маленькие дети легко поддаются внушению и могут пове­рить во все, что угодно.

Но даже оппоненты Стивенсона не могут логично объяснить, каким образом эти дети, лишь недавно осво­ившие свой родной язык, в некоторых случаях могут сво­бодно говорить на иностранном языке, которому их никто не учил. Более того, подобные «случаи предполага­емой реинкарнации» не столь уж редки, во всяком случае, Стивенсон изучал их с шестидесятых до девяностых го­дов, то есть на протяжении тридцати лет. Доктор Стивен­сон и его коллеги обнаружили, что приблизительно в по­ловине из трех тысяч зарегистрированных и изученных ими случаев «другие люди», которыми «притворялись» дети, оказывались реально существовавшими личностя­ми, умершими до рождения этих детей.

Следует заметить, что не только доктор Стивенсон проводил подобные исследования. В то время, когда он вел свою работу, гипнотическая терапия снискала боль­шую популярность среди психологов и психиатров, которые использовали ее как средство излечения таких нару­шений деятельности организма, как фобии, судороги, из­быточный вес, истерия и необъяснимые приступы боли. Иногда на сеансах гипноза выяснялось, что причина рас­стройства уходит корнями в более отдаленные времена, нежели детские годы пациента. По всей вероятности, ис­точник симптомов исходил из прошлых жизней больно­го. Для того, чтобы излечить болезнь, нужно было с помо­щью гипноза вернуть пациента в его предыдущее воплощение, поскольку привычные методы лечения не давали осязаемых результатов. По мере того, как пси­хологи, занятые этими исследованиями, накапливали опыт общения с сотнями пациентов и информацию о ты­сячах прошлых жизней, они стали осознавать огромную важность явления, с которым столкнулись. В начале девя­ностых годов широкой публике были предложены десят­ки авторитетных книг на эту тему.

Приблизительно в то же время появилась информа­ция о феномене околосмертного состояния (ОСС). Речь идет о субъективных переживаниях людей, переживших клиническую смерть и открывших в себе существование некоей отдельной личности, или души — сознания, кото­рое может жить, находясь вне тела, и сохранять все воспо­минания о жизни этого тела. Впечатления тех, кто побы­вал в «пограничном состоянии», нередко совпадают с открытиями гипнотерапевтов, возвращавших своих па­циентов в момент их смерти в прошлой жизни, а затем к промежутку между смертью и новым рождением. Несмо­тря на значительное количество фальсификаций, многие люди, пережившие ОСС, рассказывают очень похожие ис­тории и почти одинаково описывают промежуточное состояние. Этих людей разделяют время, расстояние, язык, социальный статус, — факторы, опровергающие возмож­ность существования некоего сговора, имеющего своей целью ввести в заблуждение скептиков и маловеров.

Что касается современной науки, то любое непонятное явление, даже если оно зафиксировано некомпетентными свидетелями, сразу же попадает в поле зрения Комитета научного исследования паранормальных явлений (CSI-СОР). Реинкарнация относится к числу таких феноменов, поскольку подразумевает существование определенной ду­ховной материи, ранее не подлежавшей физическому из­мерению и не изученной. Само собой разумеется, доктор Стивенсон и другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, привлекли к себе пристальное внима­ние этой организации. Работы Стивенсона «пострадали» от этого внимания сильнее всего, поскольку он настойчи­вей, чем кто бы то ни было, старался привлечь общест­венное внимание к случаям детских воспоминаний о про­шлой жизни.