Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 13 из 24)

Знайте же, причиной того, что мудрецов на­шего времени одолевают их жены, является то обстоятельство, что эти святые мужи есть перевоплощенные души поколения Исхода, особенно те из них, кто не пытался остановить инакомыслящих от сотворения Золотого Тельца. Женщины того времени, однако, уклонялись от соучастия в этом и отказывались отдавать свои драгоценнос­ти создателям Золотого Тельца. Поэтому те­перь эти женщины берут верх над своими мужьями 9.

Каббалисты средневекового периода различали 3 ви­да реинкарнации: гилгул, иббур и дыббук. Гилгул отражает то, что обычно и понимается под реинкарнацией: душа вселяется в утробный плод во время беременности. Иббур имеет место, когда «чужая» душа входит в чье-то тело во время жизни этого человека и остается там некоторое время для осуществления определенной цели. Когда та­кая душа вселяется в тело человека со злым умыслом, та­кая вторгшаяся душа называется дыббук10.

Что касается гилгул, то в этом иудейские мистичес­кие учения сходны с учением индуизма. Например, «Зогар», один из классических каббалистических текстов, учит, что место, куда каждый отправляется после смерти, в значительной степени зависит от пристрастий челове­ка во время жизни и последних его мыслей непосредст­венно перед смертью:

Путь, избранный человеком в этом мире, оп­ределяет дальнейший путь души после ее ухода. Так, если человека влечет к Священ­ному и он стремится к Нему в этом мире, то отходящая душа уносится вверх к высшим царствам той инерцией движения, которую обретала каждый день в этом мире 11.

Кроме того, каббалисты верили в своего рода карми­ческий закон, хотя и не называли его так. Рифат Сонсино и Даниел Б. Сайм, оба раввины и ученые, кратко излагают его суть следующим образом:

Каббалисты заметили, что не все праведни­ки этого мира получают надлежащее вознаг­раждение. Некоторые страдают вопреки то­му, что соблюдают заповеди Торы. Похоже, реинкарнация дает наиболее правдопо­добное объяснение такой «несправедливос­ти». Некоторые каббалисты настаивают, что боль, от которой страдают праведники в этом мире, совсем не обязательно являет­ся результатом личных грехов [в этой жиз­ни], скорее, это последствие поступков, со­вершенных в предыдущем воплощении. Такое же представление предлагалось для объяснения трагической смерти младенца... Каббалисты использовали реинкарнацию также для объяснения проявлений у челове­ка странных и необычных качеств. Их, на­пример, интересовало, почему некоторые индивидуумы ведут себя, как животные. От­вет состоял в том, что в таких людях заклю­чены души зверей... В то время, как некото­рые каббалисты верили, что реинкарнация касается исключительно человеческих су­ществ, другие считали, что этот процесс затрагивает также животных и даже неодушевленные предметы 12.

Эти и подобные им истины можно найти в произ­ведениях иудейской мистической литературы Средне­вековья повсюду. Но, возможно, сама мысль наиболее красноречиво высказана в «Дыббуке», популярной пье­се по мотивам еврейского фольклора, где один из персонажей восклицает: «Души грешников возвращают­ся в форме животных, птиц, рыб и даже растений и не способны очиститься своими собственными сила­ми. Им приходится ждать прихода некоего праведного мудреца, который избавил бы их от грехов и сделал бы их свободными»13.

Объединившись для защиты реинкарнации от напа­док философов более мощных течений в иудаизме, ран­ние каббалисты представляли собой эклектическую группу. Анан бен Давид, который в VIII веке основал ка-раизм, важнейшую иудейскую секту, открыто говорил о своем признании реинкарнации и, несмотря на то, что его секта была признана еретической из-за неприятия ею Талмуда, он все же был уважаемым еврейским мысли­телем своего времени. Абрахам бар Хийа Испанский, крупнейшая каббалистическая фигура, начиная с XII ве­ка, учил, что душа рождается вновь и вновь до тех пор, пока не достигнет совершенства. Многие из ранних каббалистов полагали, что реинкарнацию определенно поддерживают священные иудейские писания, где гово­рится, что тот, кто не следует строго 613 заповедям То­ры, не может обезопасить своего места в следующем ми­ре, который придет этому на смену. Это суждение и по сей день остается важной составляющей в главном направлении иудаизма:

Если человек не совершенствовался в исполнении всех 613 заповедей — в поступках, речи и мыслях, он непременно станет объектом гилгул [реинкарнации]... Кроме того, душа каждого, кто не изучал Тору в соответствии с четырьмя уровнями [понимания], выраженными словом прдс, которое состоит из первых букв четырех слов: пешат («буквальный»), ремез («аллегорический»), дераш («поучительный») и сод («тайный», или «мистический»),— душа того вернется для перевоплощения, чтобы он выполнил свое предназначение и познал каждый из этих аспектов14.

Раввин Менашах бен Израель, которого хотя и счита­ли несколько странным и эксцентричным, был высоко­ чтим в свое время (XV век). Он еще дальше развил универ­сальность веры в реинкарнацию:

Вера в учение о переселении душ — это стро­гая и неопровержимая догма, принимае­мая всей нашей Церковью единогласно, и не найти человека, который отважился бы отрицать ее... В самом деле, в Израиле есть множество мудрецов, которые настолько твердо придерживаются этого учения, что превратили его в догму, в краеугольный ка­мень нашей религии. Поэтому мы обязаны подчиниться и принять эту догму с шумным одобрением... так как эта истина неоспори­мо подтверждается Зогаром и всеми книга­ми Каббалы15.

Вопреки этой блистательной поддержке, большинст­во немистических иудейских философов Средневековья, казалось, не желали иметь дело с реинкарнацией. Двое из них — Иуда Халеви и Мозес Маймонид — фактически иг­норировали реинкарнацию и то, что она подразумевает. Но, опять-таки, в еврейском обществе того времени быто­вали совершенно противоположные точки зрения. Саадия бен Езеф ал-Файуме рассматривал душу и тело как не­делимое целое. Абрахам ибн Дауд выражал ту же мысль, добавляя к ней, что тела, которые выглядят одинаково, делят между собой одну душу. Таким образом, очевидно, что в средневековом иудаизме не было согласия во мнени­ях относительно природы души и места ее пребывания после смерти.

Заключение

В своей классической работе по раввинскому иудаиз­му Дж.Ф. Мур утверждает: «Любые попытки систематизи­ровать иудейские представления о потустороннем мире навязывают им порядок и согласованность, которые им чужды» 16. Существует только несколько вещей, которые определены: мир, в котором мы живем и которому прида­ется особое значение в иудейском мышлении, известен как хаолам хазес («этот мир»), тайны же постжизненных переживаний отнесены к весьма обширному понятию ха­олам хаба («последующего мира»), временами даже к еще более размытому понятию атид лаво («то, что должно на­ступить»). Идеи о природе души, пред существовании и новых воплощениях как о предметах, сущность кото­рых невозможно постичь, были оставлены на усмотрение простого люда как большей части иудейского общества. Философы же сосредоточивали свои мысли на морали и этике, поведении в этом мире. Иудейские философы погружались в глубины психологии и духовности, но их внимание было сосредоточено на этом мире и на том, как следует вести себя в нем. Из этого вытекает несколько подтекстов: если так важно сосредоточиться на жизни здесь-и-теперь, если так важно быть высоко моральным и этичным здесь-и-теперь, так не оттого ли, что наше по­ведение влечет за собой последствия в будущем? Куда мы отправимся, если будем хорошо себя вести? А если плохо?

Иудейская теология, как и ее христианский двой­ник, традиционно верили, что в мире, который насту­пит, праведники будут вознаграждены, а нечестивцы на­казаны. Иудейская традиция учит, что первые попадут в рай (Ган Эден), а последние в ад (гехинном). Все изра­ильтяне, за очень малым исключением, претендовали на свое место в последующем мире17. О судьбе неевреев спорили. Некоторые раввины доказывали, что неевреям нет места в следующем мире. Но превалирующая точка зрения состояла, однако, в следующем: если нееврей истинно праведный, то для него также уготовано место в будущей жизни. Этот взгляд разделяли раввин Джошуа бен Хананьях и даже Мозес Маймонид и, следовательно, его поддерживала большая часть еврейского общества. Раввины, приверженцы Талмуда, видели и такое разре­шение вопроса: наступит Судный День для всех душ, и в этот день праведников ждет одновременное воскре­сение души и тела. Другие раввины утверждали, что в Судный День будет три группы живых существ. В пер­вой группе все будут сплошь праведники (тзадиким), во второй — полные нечестивцы (ратим), а третью соста­вят те, у кого есть и хорошие, и плохие качества (бено-ним). Первая группа обретет вечную жизнь на небесах; второй суждено попасть в вечный ад; а члены третьей вновь родятся в новом теле (то есть подвергнутся реин­карнации) и получат возможность совершенствовать се­бя. Раввин Шнеур Залман (основатель шабад-хасидизма XVIII века) пишет в своем широко признанном труде «Та­ня», что эта третья группа, бенони, составляет подавляю­щее большинство душ в мире. Другими словами, большая часть людей подвергается реинкарнации.