Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 21 из 24)

Артур Бергер, директор Международного института изучения смерти, писал в журнале CSICOP, под весьма символичным названием «Вопрошающий скептик», следующее: «Как мы можем узнать, что тот или иной исследо­ватель честен, объективен, достаточно компетентен и пребывает в здравом уме? Может быть, он шарлатан, или сам является жертвой обмана?» 5

Конечно, это следует учитывать, если речь идет об исследователях, чьи научные методы и/или открытия вызывают сомнения или не могут быть проверены. Однако эти оговорки нельзя отнести к Стивенсону, — его никто и никогда не обвинял в шарлатанстве. Скорее заявление доктора Бергера следует рассматривать, как яркий пример отмежевания от недоступных разуму, а поэтому пуга­ющих явлений.

Бергер забыл упомянуть о том, что с течением време­ни исследования Стивенсона получили множество досто­верных (и неопровержимых!) подтверждений. Его кол­лег, занимавшихся той же проблемой, тоже пришлось бы обвинить в профессиональной некорректности, но, к сча­стью, для этого нет оснований. Более того, результаты, j полученные Стивенсоном, были тщательно проверены заслуживающими доверия американскими специалиста­ми в области психологии и психиатрии; в ходе проверки обнаружились дополнительные свидетельства, которые нельзя оставить без внимания.

Напомню, что случаи воспоминаний о прошлой жиз­ни исследовались и другими учеными, независимо от Сти­венсона. Несколько недавних прецедентов привлекли внимание доктора Эрлундена Харальдсона из отделения психологии Исландского университета Рейкьявика. Он исследовал двадцать случаев на Шри Ланке; девять из них удалось разрешить. Четырьмя занимался сам Харальдсон, прибегнув к помощи четырех разных переводчиков. Он отметил сходство этих случаев с прецедентами, описан­ными Стивенсоном.

Еще одна известная исследовательница этой пробле­мы — доктор Антония Миллз, профессор отделения бихе-виоральной медицины и психиатрии Вирджинского уни­верситета в Шарлоттсвилле. Изучив воспоминания десятерых детей, уроженцев Северной Индии, она сумела доказать, что ни один из этих случаев не был результатом обмана или плодом фантазии. В дальнейшем доктор Миллз исследовала двадцать шесть случаев, происшед­ших с мусульманами из Северной Индии. Ей удалось раз­решить семнадцать случаев. В четырех из них дети, вы­росшие в мусульманских семьях, в предыдущей жизни были индуистами, шестеро детей, родившихся в семьях индуистов, в прошлой жизни были мусульманами, и в се­ми случаях дети и в прошлой, и в нынешней жизни оказы­вались мусульманами.

Еще один заслуживающий доверия исследователь, доктор Юрген Кейл из отделения психологии университе­та Тасмании, Австралия, описал двадцать три случая, про­изошедших в Бирме, Таиланде и Турции, пользуясь при разговорах с пациентами услугами переводчика. Двенад­цать из них можно считать «разрешенными». Однако Кейл считает, что жизнь конечна, и потому предпочитает гово­рить скорее об аномалии, чем о возможном доказательстве существования реинкарнации. Он пришел к выводу, что не­которые дети и их семьи владеют информацией, «которая связывает детей с уже умершими людьми, и что часть этой информации может быть получена только при помощи ка­налов, которые нельзя назвать иначе, как паранормальны­ми». Кейл также заключает, что «теперь ясно, что позитив­ные результаты, полученные Я.С. [Яном Стивенсоном], нельзя отвергнуть, предположив, что Я.С. преднамеренно или непреднамеренно дал ложную интерпретацию некото­рым аспектам своих исследований» 6.

Таким образом, попытка Бергера приписать данные, полученные Стивенсоном, одному человеку, компетент­ность которого может быть оспорена, явно утопична и, возможно, продиктована определенными предубежде­ниями самого Бергера. Он прошел мимо исследований, которые подкрепили выводы, сделанные Стивенсоном, и которые впечатляют не меньше, чем работы самого Стивенсона. Эта информация изложена в книге Джеймса У. Дирдорфа «Иисус Христос в Индии. Новый взгляд на азиатские корни учения Иисуса в свете данных, под­тверждающих существование реинкарнации», изданной в Сан-Франциско в 1994 году.

Записи Блоксхэма

Доказательства существования реинкарнации, сход­ные с теми, которые нашел Ян Стивенсон, можно найти в знаменитых записях Блоксхэма — кассетах с сеансами гипноза, записанными Эмеллом Блоксхэмом, уважаемым гипнотерапевтом из Кардиффа в Уэльсе. Блоксхэм убеж­ден в том, что многие его пациенты в состоянии гипноза вспоминали и заново переживали события своих про­шлых жизней. В отличие от Стивенсона, Блоксхэм всегда верил в реинкарнацию, но, тем не менее, результаты его работ вполне объективны и заслуживают пристального внимания. Телепродюсер Джеффри Айверсон написал книгу, посвященную экспериментам Блоксхэма; по мате­риалам записей был снят документальный фильм. В течение некоторого времени записи Блоксхэма всерьез изуча­лись группой авторитетных ученых; но когда вокруг этих материалов разгорелся ажиотаж, спровоцированный широкой печатью, исследователи отказались от них, посчитав их самой грубой из всех существующих подде­лок. Их подлинное содержание, о котором можно напи­сать целые тома, было предано забвению. Исследования Блоксхэма были описаны Бенджамином Уокером в книге «Маски души», и нижеследующие факты почерпнуты из этой работы.

За тридцать лет Блоксхэм записал на кассеты около четырехсот случаев воспоминаний о прошлой жизни. Ре­зультатом его работы стали тысячи метров пленки; значительная ее часть занята неинтересным, заурядным материалом, однако встречаются случаи, которые, по мнению экспертов, доказывают если не существование реинкарнации, то, по крайней мере, что-то очень на нее похожее. Возможно, определенное значение имеет исто­рия жизни самого Блоксхэма: он служил правительству во время обеих мировых войн, во время Второй мировой войны носил звание лейтенанта морского флота. В моло­дости он мечтал стать врачом и получил медицинское об­разование в Индии, но, заболев тифом, был вынужден прервать свою профессиональную деятельность. После этого он занялся гипнотерапией, которая издавна при­влекала его.

Он интересовался восточной и оккультной филосо­фией, в частности, законом кармы. С самого детства он был уверен в том, что уже жил раньше, и однажды заявил: «Я всегда чувствовал, что это — не первая моя жизнь». Он остался верен своим убеждениям, еще более укрепившим­ся после изучения теории реинкарнации, а также проде­ланной им самим работы.

В 1956 году доктор Блоксхэм решил использовать гипноз для пробуждения памяти о предыдущих воплоще­ниях. Первый эксперимент был проведен с молодой школьной учительницей по имени Энн Окенден, которая легко вошла в гипнотический транс и поочередно верну­лась в семь своих прошлых жизней. Жена Блоксхэма, Далей, желая сделать работу мужа достоянием широкой публики, описала эксперимент в книге «Кем была Энн Окенден?».

Другая примечательная пациентка Блоксхэма — Джейн Эванс, 1939 года рождения. Она вспомнила шесть предыдущих воплощений. В первом из них она была женщиной, жившей в Англии около 286 г. н. э., в городе Эборакум (римское название Йорка). Самое интересное из воплощений — жизнь Ребекки, еврейки из Йорка, по­гибшей в 1190 г. во время еврейского погрома. Джейн Эванс — образованная и интеллигентная женщина еврей­ского происхождения; в университете она изучала исто­рию, французский и латынь, но не на уровне, достаточ­ном для каких-либо фантазий на историческую тему. Она читала о Греции и Тибете, и, хотя она ни разу не упомяну­ла об этих странах в состоянии транса, ее явно интересо­вали древние времена и религии Востока.

Незадолго до этого профессор Барри Добсон, препо­дающий историю в университете Йорка, опубликовал ра­боту о еврейском погроме 1190 года, и многие скептики ссылались на то, что Джейн вполне могла читать его кни­гу. Однако сам профессор Добсон заявил, что хотя язык, на котором говорила «Ребекка», ближе к современному, нежели к средневековому английскому, ее рассказ «совпа­дал с тем, что мы знаем о тех временах и тех событиях».

Еще один примечательный случай из коллекции Блоксхэма — Грэхем Хакстебл, житель Суонси, вернув­шийся на два века назад, когда он служил помощником ка­нонира на английском военном фрегате «Агги», которым командовал некий капитан Пирс. Этот фрегат был в со­ставе эскадры, блокировавшей берега наполеоновской Франции. Находясь под гипнозом, Хакстебл весьма дра­матически изобразил битву с французским кораблем воз­ле Кале, используя архаичный морской жаргон и упоми­ная о ранее неизвестных эпизодах войны. Помощнику канонира ядром раздробило ногу, — Хакстебл вновь пере­жил муки с силой, убедительно подтверждающей правди­вость его рассказа. Кроме того, он сообщил столько нео­бычных подробностей, касающихся военного флота тех времен, что Эрл Маунтбаттен (умерший в 1979 г.) взял за­пись его сеанса и отдал ее для прослушивания специалис­там по истории флота. Следует заметить, что в то время не было никаких упоминаний о фрегате под названием «Агги» или о капитане Пирсе, командовавшем британским фрегатом в этот период времени. Однако несколько лет спустя, в ходе поисков, организованных Блоксхэмом, были обнаружены исторические записи о корабле «Аг­ги», и все детали, сообщенные Хакстеблом, нашли убеди­тельное подтверждение.