Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 4 из 24)

Куда энергия уходит из тела во время смерти? Приро­да располагает множеством подсказок, наводящих на вра­зумительные ответы. Возьмем, например, изменения те­ла, которые мы претерпеваем в течение жизни, начиная с детства, юности и заканчивая старостью, то есть изме­нения, которые происходят, пока человек остается в од­ном и том же теле. С точки зрения физиологии, клетки нашего тела постоянно разрушаются и умирают, и при­близительно через семь лет клеточная структура тела пол­ностью обновляется. В «Человеческом мозге» профессор Джон Пфайфер замечает, что «в нашем теле нет ни одной молекулы, которая оставалась бы неизменной в течение семи лет». Он сравнивает живое тело с водоворотом. Су­ществующая форма выглядит, как прежде, но все составляющие ее части стремительно меняются, достигая голо­вокружительного темпа.

За семидесятилетний период жизни человек физио­логически «умирает» и «возрождается» 10 раз; и хотя про­межуточные «смерти» не подразумевают реинкарнации как таковой, они предоставляют нам замечательную воз­можность взглянуть на свои прошлые «жизни»: младенче­ство, детство, юность и зрелость. Строго говоря, это не предыдущие жизни: имеющиеся факты свидетельству­ют о том, что реинкарнация крайне редко позволяет сохранять воспоминания о предыдущих жизнях в новой жизни. Эти прежние физические «я» больше уже не суще­ствуют. Разные тела, одна и та же личность — вот простое упражнение для развития способности различать духов­ное и физическое «я», видеть разницу между тем, чем мы себе кажемся, и тем, чем являемся на самом деле11.

А что касается потери памяти при переходе от од­ной жизни к другой, то в настоящее время имеется доста­точное количество все прибывающих научных данных, убедительно объясняющих причину забывчивости. У по­допытных животных потерю памяти вызывает, по-види­мому, большое количество окситоцина, одного из гормо­нов задней доли гипофиза, который повышает частоту сокращения матки во время родов и предотвращает по­следующее кровотечение. Даже хорошо тренированные животные теряют способность выполнять какие бы то ни было легкие задачи. Вследствие того, что на послед­них стадиях беременности материнский окситоцин пе­редается ребенку, можно не без основания полагать, что этот естественный наркотик подобно сильному напору струи уносит память о прошлых инкарнациях с осознан­ными воспоминаниями о рождении12. Нельзя сказать, что стирание воспоминаний с грифельной доски памяти не происходит в жизни вне утробы матери. Неспособ­ность зрелых людей с проницательным умом воскрешать в памяти ранние годы своей жизни и частая утрата спо­собности вспоминать у пожилых — все это, возможно,

естественный процесс вытеснения относительно несо­держательной информации из осознанной памяти. Кро­ме того, несомненно, что вселение забывчивости в душу, которая получает новое рождение, является проявлени­ем милосердия: вообразите себе это тяжелое испыта­ние — в попытках прожить одну жизнь терзаться воспо­минаниями о другой. Нам было бы гораздо сложнее строить отношения с новыми семьями и друзьями, усваи­вать необходимые уроки жизни, если бы нам приходи­лось возвращаться в мыслях к семьям и друзьям из про­шлых воплощений. Прошлые привязанности и утраты могли бы лишить смысла новые события жизни.

Бенджамин Уокер в своей блестящей книге «Маски души» очень убедительно пишет о реинкарнационной за­бывчивости:

Этому может быть несколько объяснений. Для начала стоит упомянуть об утрате пере­живания смерти, случившейся в предыду­щем воплощении, которая изглаживает из памяти большую часть воспоминаний того, что с нами происходило. В свою очередь, в новой жизни, когда ум опять готов к све­жим переживаниям, травма рождения фак­тически стирает все, что было прежде. Не следует забывать, что тело — место рас­положения органов чувств и инструмент вовлечения нас в материальный мир — мож­но рассматривать и как помеху, и как по­мощника нашей способности вспоминать прошлое. Возможно, воспоминания о пре­дыдущей жизни значительно усложнили бы наше современное существование. Они внесли бы ненужную путаницу, заставив нас в настоящей жизни одновременно столк­нуться с проблемами нескольких и более жизней.

Опыт каждой жизни — это часть процесса обучения, и по достижении определенного уровня мы совсем не обязательно должны помнить стадии, которые проходили до это­го. Мы не помним свои первые нерешитель­ные попытки научиться ходить, говорить, читать или писать. Кроме того, утверждают, что воспоминания служат человеку помехой в испытаниях. Борьба души, продолжающая­ся из жизни в жизнь, должна быть свободна от пагубного влияния ее прошлого13.

Реинкарнация и западная культура

Хотя идеи реинкарнации обычно связывают с вели­кими мыслителями Востока, это понятие имеет длинную, славную историю и в западной культуре. Известный исто­рик Сирани Дер Нерсессян, например, говорит: Вообще непонятно, насколько глубоко идеи Востока проникли в греко-латинский мир: со времен Александра Македонского рост скептицизма там обусловливался про­тиводействием влиянию Индии 14.

Дер Нерсессян упоминает, что Аполлоний, знамени­тый философ-пифагореец, живший до нашей эры, совер­шил путешествие из Эфеса в Индию и многие секреты брахманов, заимствовав их там, привез на Запад15. Грече­ский историк Геродот (V в. до н. э.) полагал, что египтяне были первыми приверженцами реинкарнации, но сами египтяне подлинным источником представлений о транс­миграции признавали Восток, в особенности Индию16. Ранние египетские записи свидетельствуют о том, как бог Осирис, олицетворяющий эзотерическое знание, был за­везен из Индии в Египет, приняв форму пятнистого быка, поэтому все последователи Осириса верят, что бог пере­воплотился (реинкарнировал) в быка. Подобно древне­индийским традициям, у древних египтян представления о реинкарнации распространялись и на различные виды животных17.

Ричард Гарб, возможно, являлся в свое время (ко­нец XIX века) наиболее известным знатоком Индии, и хо­тя его труды написаны с позиции христианства, он, тем не менее, утверждал, что Индия оказала изначальное вли­яние на развитие древнегреческой и,следовательно, всей западной мысли в целом18. Историк-индолог Артур Осборн развил эту идею. Он утверждает, что такими вос­точно-индийскими практиками и обычаями, как холицис-тическая медицина, вегетарианская диета и религиозный мистицизм, постепенно прокладывался путь в западную философию и литературу. Осборн и другие ученые XIX ве­ка утверждают, что впервые на Западе услышали о реин­карнации благодаря влиянию Индии на западных фило­софов и писателей.

Мартин Нильсон, современный европейский фило­соф, — представитель группы ученых, которые полагают, что идеи реинкарнации могли развиться в греческой мыс­ли независимо от влияния Востока. Видный писатель-фи­лософ Герберт Лонг согласен с Нильсоном, но отмечает, что, возможно, восточноиндийская философия все же внесла сюда свой вклад. Лонг посвятил много страниц те­ории «местного происхождения», гласящей, что, хотя от­дельные схожие идеи могут иметь независимое друг от друга развитие, учение о реинкарнации в целом как зре­лое онтологическое мировоззрение своими корнями, по всей вероятности, уходит в Индию19 , В поддержку своей теории он отмечает, что реинкарнация являлась частью Элевсинских Мистерий, которые связывают с философа­ми XV века до н. э. из Элевсиса, небольшого городка в че­тырнадцати милях к западу от Афин. Эти мыслители бы­ли известны тем, что многие свои идеи заимствовали из регулярных путешествий в Индию. Являясь предшествен­никами классической греческой мысли, они полностью разделяли теорию реинкарнации, и многие писатели, по­добно Лонгу, приходят к заключению, что именно благодаря им это учение так широко представлено в древнегре­ческих текстах.

На Западе реинкарнационистские идеи восходят к VI веку до н. э., приблизительно ко временам Орфея и, немного позднее, Пифагора. Сократ, о котором мы зна­ем по сочинениям его ученика Платона (III в. до н. э.), трактует значение слова «душа», ссылаясь на орфических поэтов20. Они рассматривали тело как темницу для души, отбывающей тюремное заключение в материальном ми­ре. Орфизм развился в оккультное течение и получил из­вестность благодаря связи с популярным богом Дионисом (еще одно имя, неразрывно связанное с реинкарнационистским мышлением).

Имя Пифагора также тесно связано с ранним учени­ем о реинкарнации. В «Метаморфозах» Овидия приво­дится речь Пифагора, в которой он полностью поддержи­вает идею трансмиграции. Согласно Диогену Лаэртию (I в. н. э.), одному из известнейших биографов Пифагора, великий философ был первым, кто сказал: «Душа, попа­дая то в одно существо, то в другое, движется, таким обра­зом, в круговороте, предписанном необходимостью»21.

В изложении Ксенофона мы находим одно из самых известных свидетельств верования Пифагора в реинкар­нацию:

Однажды, говорят, он проходил мимо и, за­метив, что мучают щенка, пожалел его и ска­зал: «Перестаньте! Прекратите эти ужасные побои, потому что на самом деле это душа че­ловека, бывшего моим другом. Я узнал его, как только услышал этот громкий крик22.

Кроме того, Диоген записал, что Пифагор заявлял, будто он способен воскрешать в памяти свои прошлые жизни. Ямблих, биограф IV века н. э., добавляет, что Пи­фагор к тому же старался помочь и другим восстанавли­вать детали из их прежних жизней23.

Имена двух других древнегреческих философов, хотя и не таких популярных, Пиндара и Эмпедокла, также свя­зывают с учением о реинкарнации. Пиндар прославился как один из величайших лирических поэтов Греции; в пер­вой половине V в. до н. э. его стихи служили популярным источником сведений о реинкарнации. Гордон Кирквуд пишет, что Пиндар был первым из греческих поэтов, кото­рый усматривал связь между справедливой наградой после смерти со справедливостью и высокими моральными ка­чествами человека24. Эмпедокл же, расцвет деятельности которого приходился приблизительно на то же время, придавал значение другому аспекту трансмиграции. Он учил, что души этого мира первоначально были богами в высших сферах и пали в воплощенный мир из-за того, что совершали неподобающие поступки. Они осуждены, согласно Эмпедоклу, на 30 000 рождений, в разнообразных видах, включая рыб и растения. В конце концов, говорит он, душа восстановит свое естественное состояние в выс­шем духовном царстве, чтобы больше уже не рождаться25. По мере того, как мы приближаемся к временам Пла­тона (на один-два века позднее), мы обнаруживаем всплеск подобных мыслей относительно реинкарнации. Этот выдающийся греческий философ, как и его учитель Сократ, бесспорно, были самыми ревностными из за­падных сторонников учения о реинкарнации. Несомнен­ный вес и значение «метемпсихоза на Западе, — свиде­тельствует «Британника» (11-е изд.), — обусловлено тем, что его принимал Платон». Первое упоминание Платона о реинкарнации содержится в произведении «Мено», где Сократ отчетливо излагает и поддерживает эту идею. Позднее идея реинкарнации нашла более полное разви­тие в «Федо», где Сократ говорит, что душа невидима, ни с чем не смешивается, всегда одна и та же и вечна; что душа бессмертна и не перестает существовать после смер­ти. Сократ говорит, что в этой жизни существо на самом деле не узнает новое, а, скорее, припоминает истины, из­вестные из прошлых жизней 26.