Смекни!
smekni.com

Стивен Розен (стр. 19 из 24)

Я сотни раз прорастал травой

по берегам стремительных рек.

Сотни тысяч лет я рождался и жил

во всех телах, что есть на Земле.

Друзы

Друзы, известные также как сирийские суфии, счита­ли реинкарнацию основополагающим принципом, на ко­тором было выстроено их учение. Это синкретическое и еретическое ответвление ислама сложилось в XI веке. Основоположником его является Фатимид, халиф аль-Ха-кима. Это учение распространено главным образом среди жителей Ливана, Иордании и Сирии, но в последнее вре­мя оно приобретает все большее влияние на ортодоксаль­ных мусульман, — очевидно, благодаря присущей ему глубокой духовности и связи с древними религиями, муд­рость которых считается утраченной для современных искателей истины. Следует помнить, что гонения, которым во времена Средневековья подвергались ученые, не принадлежав­шие к ортодоксальной школе христианства, заставили многих исследователей и философов покинуть Европу. Некоторые из них переселились в Персию, другие отправились в Аравию; были и такие, что добрались до самой Индии. Христиане-гностики познакомили арабов с греческой философией и порожденным ею гностициз­мом; несториане принесли в Аравию неоплатоническое учение, а изгнанные евреи — каббалистические писания. Учение герметиков также прижилось на почве Среднего Востока. Примерно в это же время Аль-беруни отправил­ся в Индию, чтобы изучить классические религиозные писания, значительная часть которых затем была переве­дена на арабский и персидский языки и распространи­лась по всей Аравии. Таким образом, к моменту зарожде­ния «ереси» друзов доктрина перерождения души была уже внедрена в ислам и вновь вычеркнута из него. Поэто­му трудно судить, что является ересью, а что — истинным учением Корана. Со временем правоверные мусульмане начали искать в Коране тайные, эзотерические смыслы. Сам Магомет утверждал, что мудрость Корана зиждется, главным образом, на сокровенном значении его слов: Коран был «ниспослан на семи наречиях, и в каждом его стихе два значения — явное и сокрытое... Я получил от Божьего вестника двоякое знание. Одному из них я учу ...но если бы я открыл людям другое, оно разорвало бы им глотку» 9. Тайное значение многих текстов включало в себя те­орию реинкарнации, но, к сожалению, со временем об этом позабыли.

Реинкарнация как еретическая доктрина

В серии статей «Реинкарнация. Исламские представ­ления» М.Х. Абди, ученый-исламист, описал события, ре­зультатом которых стало отторжение доктрины реинкар­нации от ортодоксального мусульманского вероучения:

На протяжении нескольких веков выдаю­щиеся последователи Магомета принимали учение о реинкарнации, но утаивали его от широкого круга верующих. Эта позиция была обоснована определенными психологи­ческими факторами. Исламское вероуче­ние всегда в первую очередь призывало к праведным поступкам. ...Кроме того, обо­ронительные сражения, известные как Джихад, или священные войны, которые мусульмане вели в дни зарождения ислам­ской религии, и более поздние захватниче­ские (а значит, не священные) войны, зна­чительно повлияли на судьбу ислама. Ранее философские, мистические и этические те­чения получили мощный толчок к разви­тию, но позже, в результате определенных политических событий, ослабели и зачах­ли. Со временем арабские республики пре­вратились в монархические государства; философы и святые утратили прежнее вли­яние. Такие сокровенные темы, как пересе­ление души, требуют особого подхода. Для того, чтобы судить о них, необходимо иметь представление о высших уровнях со­знания, причинно-следственных законах и действии законов эволюции. Монархов не интересовали столь далекие от полити­ки предметы. Подобно множеству других учений, доктрина реинкарнации доступна лишь суфиям и специалистам по истории суфизма... Тем не менее, мусульманин, от­крыто верующий в переселение душ, и на­званный еретиком едва ли подвергается ка­кой-либо опасности 10.

Следует отметить, что приверженцы традиционных направлений ислама все же боятся прослыть еретиками, поэтому доктрина реинкарнации обсуждается и толкует­ся лишь в русле суфийской традиции. Однако многие ортодоксальные теологи уверены в том, что без веры в перерождение души трудно примирить проповедуемую исламом мораль и религиозное учение. Г.Ф. Мур, напри­мер, в своей Ингерсоллской лекции на тему переселения душ отмечает, что «невозможность совместить стра­дания невинных детей с идеей Господней милости или, на худой конец, справедливости заставляет некоторых вполне либеральных мусульманских теологов (мутазилитов) искать причины мучений в грехах, совершенных в прошлой жизни... Учение о реинкарнации — неотъем­лемая часть культа имама, исповедуемого шиитами 11. это учение в специфической форме бытует также среди измаилитов и является важнейшей частью доктрины бабизма» 12.

Специалист по истории ислама, И.Г. Браун, развивает эту мысль в своем классическом трехтомном труде «Литературная история Персии». Рассказывая об эзотери­ческих направлениях ислама, он упоминает три вида пере­воплощения, которые признаются мусульманскими мыс­лителями: 1) Hulul, повторяющееся воплощение святого или пророка; 2) Rij'at, возвращение Имама или другого ре­лигиозного деятеля сразу же после его смерти; 3) Tanasukh, обычное перевоплощение любой души. Изма-илиты утверждают даже, будто Кришна, Бог индуистского пантеона, пришел в мир как Будда, а позднее — как Маго­мет; члены этой секты верят в то, что великие учителя рождаются вновь ради блага новых поколений. Многие со­временные мусульмане признают, что готовы, хотя бы в теории, допустить существование тех форм реинкарна­ции, о которых упоминают мистики. Подобно другим ми­ровым религиям, ислам оттесняет теорию перерожде­ния души на задний план, считая веру в реинкарнацию в худшем случае ересью, а в лучшем — прерогативой мис­тиков и прочих оригиналов. Тем не менее, тщательное изучение различных направлений ислама и священных писаний показывает, что доктрина реинкарнации явля­ется неотъемлемой частью религиозной традиции дан­ного вероучения.

Выводы и заключения

Я хотел бы завершить эту главу весьма интересными словами мусульманского теолога Эрла Во:

Упоминания о реинкарнации прочно вплете­ны в богатейшую ткань исламской культуры и порождены ее мудростью; это не просто «факультативный элемент» мусульманской религии. С другой стороны, даже те направ­ления ислама, которые отошли от ортодок­сальной формы настолько далеко, что вос­принимаются скорее как самостоятельные религии (например, суфизм), изначально отделились от основной традиции вовсе не из-за какого-то особенного понимания док­трины реинкарнации, а, скорее, в результа­те воздействия многочисленных факторов, порожденных внутренними проблемами истории и культуры ислама. Это наглядно иллюстрируется поисками духовных лиде­ров, которые несли бы в себе печать Боже­ственности или Божественного знания. Возьму на себя смелость предположить, что эти формы религии не только будут про­должать свое существование, но с течением времени примут новый, более привлека­тельный облик благодаря соприкоснове­нию с другими учениями, как взращенными внутри ислама, так и созданными извне, в качестве протеста против налагаемых им ограничений 13.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Итак, исходя из вышесказанного, можно предполо­жить, что все крупнейшие мировые религии так или иначе включали в себя учение о переселении душ. Однако политическая обстановка, изменения, внесенные в изначальные тексты священных писаний, а в некото­рых случаях и бессмысленная клановая гордыня низвели это учение до уровня архаического, покрытого мраком забвения мистического верования. Религии Востока, а также эзотерические и мистические сообщества Запада сохранили более отчетливое представление о реинкарна­ции. Однако так случилось не из-за приверженности этих школ некоему фетишу, а, скорее, потому, что принадле­жавшие к ним мыслители считали философию необходи­мым дополнением к религиозным ритуалам.

Отражая культуру, в которой они существуют, совре­менные мировые религии мыслят реальность как нечто линейное: у всего есть начало, и есть конец; эта жесткая схема не признает никаких исключений. Выбор человека весьма ограничен: жизнь или смерть, рай или ад. Исходя из такой системы представлений, можно предположить, что у времени тоже есть начало и конец. Третьего не дано. Нет ответа на вопрос: а что же после конца? На Западе все еще царят представления, заданные Аристотелем.

Природа, однако, показывает нам, что линейное представление о реальности не соответствует истине. Цикличность, с какой Солнце повторяет свой путь по небу в зависимости от времени года, предлагает нам иное понятие о времени — вечно длящемся, не имеющем ни на­чала, ни конца 1.

Стрелки на часах не прекращают движения после окончания суточного цикла, они начинают новый круг; снова и снова повторяются дни недели и времена года; юги, или большие космические эпохи, также цикличны; все эмпирические наблюдения говорят о том, что реаль­ность имеет циклическую природу.

Цикличность времени свойственна не только макро­косму, но и микрокосму. Каждый человек проходит через круг, именуемый жизнью, — и что потом? Возможно ли, что он, нарушив законы природы, просто прекращает су­ществование? Может ли жизнь человека быть преходя­щей, в отличие от жизни окружающего его мира? Или же вечно странствующая душа начинает новый виток в цик­ле самсары, который подобен очередной смене времен года? Проходят ли люди, подобно всему живому, через но­вое рождение, или человеческая душа представляет со­бой странное, аномальное образование, которое гибнет вместе с бренным телом?